Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. 4 страница
Руководствуясь холодным рассудком, Адуев-старший достиг «всего» и уверен, что вполне понимает современную жизнь и назначение в ней человека.
Противостояние реалиста-дядюшки и романтика-племянника заканчивается поражением последнего. На собственном горьком опыте Александр убеждается в том, что в мире нет ни возвышенной дружбы, ни идеальной любви, а у него самого нет главного - таланта. Столкновение героя с холодным, бюрократическим Петербургом приводит его к мысли о том, что надо быть таким, как все, и делать то, что делают в этом городе все, - «карьеру и фортуну». В эпилоге романа Александр - румяный, сияющий, с брюшком и орденом - собирается очень выгодно жениться на приданом. Но к утрате иллюзий Гончаров приводит не только Александра, но и Петра Адуева. Александр избавляется от своих романтических иллюзий, Петр же осознает ущербность своей безупречной, рациональной, но лишенной высоких идеалов и нравственных ценностей жизни. Таким образом, в финале «Обыкновенной истории» к разочарованию пришли оба героя произведения. Автор подчеркивает, что предложенные ими философии нежизнеспособны и не могут привести к истинному счастью.
Построив в романе систему художественных образов по принципу двуполюсности, Гончаров предлагает сравнить не только два типа личности, две жизненные философии, но и поразмыслить о проблеме личности и общества. Появление в русском обществе людей нового типа, позитивистов и прагматиков, не способствовало, с точки зрения писателя, оздоровлению нравственной атмосферы, так как их деятельность лишена духовности. С исчезновением романтиков и мечтателей из жизни уходят простота, доверчивость, наивность, свойственные патриархальному укладу русской жизни. Этот конфликт между веяниями нового, «западного» и старого, патриархально-русского, Гончаров разовьет в последующих романах трилогии – «Обломов» и «Обрыв».
18. Тематика, идейный смысл и художественное своеобразие «Записок охотника»И.С.Тургенева. «Записки охотника» И.С.Тургенева как «обвинительный акт крепостничеству» (Герцен).
Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» В художественном мироощущении И. С. Тургенева огромную роль сыграла школа немецкой классической философии, которую он прошел в период учебы в Берлинском университете.
В январе 1847 года в журнале “Современник” был опубликован очерк из народного быта “Хорь и Калиныч”, который неожиданно для автора и некоторых членов редакции имел большой успех у читателей. В двух крестьянских характерах Тургенев представил главные силы нации. Практичный Хорь и поэтичный Калиныч – крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов; духовно они богаче и свободнее жалких полутыкиных. Вдохновленный успехом, Тургенев пишет другие рассказы. Вслед за “Хорем и Калинычем” они печатаются в “Современнике”. А в 1852 году “Записки охотника” впервые выходят отдельным изданием.В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он – охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку. На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа. Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы. В “Записках охотника” изображается Россия провинциальная, но Тургенев занавес провинциальной сцены широко раздвигает, видно, что творится там, за кулисами, в России государственной.
Первоначально книга включала в свой состав 22 очерка. В 1874 году писатель дополнил ее тремя произведениями: “Конец Чертопханова”, “Живые мощи” и “Стучит”, помещенными одно за другим перед заключительным очерком “Лес и степь”. Постепенно, от очерка к очерку, от рассказа к рассказу, нарастает в книге мысль о несообразности и нелепости крепостнического уклада. Любой иностранный выходец чувствовал себя в России свободнее русского крестьянина. Например, в рассказе “Однодворец Овсянников” француз Лежень превращается в дворянина. Особенно поражает образ Степушки из “Малиновой воды”. Тургенев показывает в этом рассказе драматические последствия крепостнических отношений, их развращающее воздействие на психологию народа. Человек привыкает к противоестественному порядку вещей, начинает считать его нормой жизни и перестает возмущаться своим положением: “То под забором Степушка сидит и редьку гложет”. В этом же рассказе показаны барское равнодушие, черствость, тупость по отношению к крестьянину Власу, который, потеряв сына, пешком идет в Москву и просит барина сбавить ему оброк. Но вместо сочувствия барин прогнал бедного Власа. Рассказ о бессмысленной встрече с барином неспроста приводит Степушку в возбужденное состояние, несмотря на то что он очень забит, безответен и робок. В истории Власа он нашел, по-видимому, повторение своей горемычной судьбы. В Степуш-ке неожиданно прорывается чуткость к чужому страданию. Дружелюбие, сострадание, живой талант взаимопонимания, острая до боли человечность, воспитанная в народе жизнью, – эти качества привлекают автора “Записок.” в русской жизни. Примечателен в этом плане рассказ “Смерть”. Русские люди умирают удивительно, ибо и в час последнего испытания думают не о себе, а о других, о ближних. Песня сближает людей, сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской. Тургенев – реалист. Он показывает, как пение Якова действует на души окружающих, как этот порыв сменяется духовной депрессией. Нельзя не заметить острой наблюдательности писателя за тончайшими деталями человеческой души, огромной напряженной духовной работы в изображении человеческих судеб, характеров в связи с любовью ко всему живому, к “Добру и Красоте”, которая коренится не только в природной мягкости характера Тургенева. Художественная целостность “Записок охотника” как единой книги поддерживается также искусством тургеневской композиции. Необычайно чуткий ко всему сиюминутному, умеющий уловить прекрасный момент жизни, Тургенев был также свободен от всего личного и эгоистичного.
В своих произведениях он постоянно забегает вперед. Характер помещика Полутыкина Тургенев набрасывает легкими штрихами. Походя, сообщает о его пристрастии к французской кухне и о другой праздной затее – барской конторе. Автор говорит мимоходом о Полутыкине неспроста: так пуст этот помещик по сравнению с полнокровными характерами крестьян. К сожалению, полутыкинская стихия отнюдь не случайна и не безобидна. Французские пристрастия Тургенев воскресит в более значительном образе помещика Пеночкина. Единство книги создается путем сложных сцеплений между отдельными ее героями. Сходны, например, портретные характеристики поэтически одаренных героев. В изображении живой души русского народа Тургенев идет по восходящей лестнице добра, правды и красоты. Художественная связь героев сопровождается родственным им пейзажным мотивом. Читая “Записки охотника”, ощущаем, что Тургенев долго и пристально всматривается в образ природы, прежде чем она “явит” перед ним человека. Основная мысль “Записок охотника” заключается в тургеневской концепции русского национального характера: недоверие к бурным страстям и порывам, мудрое спокойствие, сдержанное проявление духовных и физических сил. “Трагическую судьбу племени” Тургенев видел в гражданской незрелости народа, рожденной веками крепостного права. России нужны просвещенные и честные люди, исторические деятели, призванные просветить “немую” Русь.
По определению А.И. Герцена, «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева явились «поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству». Маленькие рассказы и очерки, на которые сам он не возлагал больших надежд, принесли Тургеневу настоящую славу. Успеха не предвидели ни автор, ни издатель, но успех был необыкновенный. В статье "Взгляд на русскую литературу 1847" года Белинский писал, что в этой "маленькой пьеске" "автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил".
19. Евгений Базаров в образной системе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа.
Роман «Отцы и дети» был написан И. С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян- либералов («отцы»).
Сам Тургенев двойственно воспринимал созданный им образ. Он писал А.А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров – мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур».
Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии, интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой – суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы – лучшие из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х годов – увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров вместо отдыха «режет лягушек», готовя себя к научной деятельности. Базаров не замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине, а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии. Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова проявляется в его желании принести пользу народу, России.
Базаров – человек с большим чувством собственного достоинства, ничуть не уступает в этом отношении аристократам, а в чем-то даже их превосходит. В истории с дуэлью Базаров проявил не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...» У Но есть вещи, которые Тургенев отрицает в своем герое, – это нигилизм Базарова в отношении природы, музыки, литературы, живописи, любви – всего того, что составляет поэзию жизни, что возвышает человека. Все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает.
Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию – и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает.
Когда Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но когда Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которые он никогда не принимал, от уверенности его не остается и следа. Чем труднее приходится Базарову, тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру – ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.
Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова.
Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования. Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой – позаботиться о стариках. Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев в статье «Базаров» отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала.
События в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее.
В центре романа – фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» – Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.
а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем,продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять,он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки. Он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.
б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа – разночинец- демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века... без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным... В теперешнее время полезнее всего отрицание, – мы отрицаем».
Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта – к дуэли. Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения. Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички. Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть.
20. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия произведения, основной конфликт, проблематика.
Затрагивая тему романа «Отцы и дети», прежде всего надо рассмотреть эпоху, в которую роман создавался. Это был период резкого раскола общества на либералов и революционных демократов. Тургенев желал примирить воющие стороны своим романом, который был написан в разгар противостояния, 1860 году. Но эффект оказался обратным – споры о правильном пути развития России за год или два до реформы крепостного права многократно усилились. Но Тургенева интересовала не только злоба дня. Ему была интересна и вечная проблема столкновения различных человеческих типов, разных поколений. Потому название романа – «Отцы и дети» - стало многозначным и объёмным по содержанию.
В название романа заложено вечное столкновение двух жизненных категорий. Но оно рассмотрено во множестве аспектов, в самых разных его проявлениях. Первый уровень, который приходит на ум – бытовой. Действительно, именно с проблемы обычного, повседневного общения отцов и детей начинается роман.
Не всё радужно в отношениях Базарова с его родителями. Дистанция между ними гораздо больше. Базарову несвойственна зацикленность на земле родителей. Его отпугивает излишняя забота о его отдыхе и еде. Безусловно, его очень сильно угнетает отсутствие рядом людей, чей образовательный и культурный уровень был бы вровень с его собственным. Поэтому Евгений старается как можно скорее покинуть «родное гнездо», чуть-чуть побыв в нём. Отношения сводятся на нет. Лишь нависшая смерть позволяет родителям и детям сблизиться. Отец и мать Базарова помогают ему не упасть духом в сложную для него минуту. Хотя эта ситуация очень драматична, а подобная семейная история грустна, этим содержание романа не исчерпывается.
Зачем существует противостояние Павла Петровича и Базарова? Ведь Павел Петрович это вообще не отец. Это прежнее поколение, которое именно поэтому вступает в противоборство с новым. Помимо того, что Базаров – нигилист, что само по себе несовместимо с либерализмом дяди Аркадия, он ещё и плебей, тогда как Павел Петрович – аристократ (это видно уже по одежде). Таким образом, противоречия между ними огромны. Между ними возникают постоянные споры об устройстве России и о её пути в истории. Базаров не терпит идеи эволюции аристократического характера – ему близки идеалы революционные, он пропагандирует слом современного общества и построения новых порядков («Исправьте общество – и болезней не будет»). Несмотря на то, что ярый нигилист старается быть накоротке с народом, простые люди не открываются и не разделяют его идей точно так же, как и далеки от идеалов Павла Петровича, брезгливо к ним относящегося.
Итог деятельности обоих героев романа весьма печален и безысходен. Павел Петрович уезжает в Дрезден. Базаров же, размышляя о своей жизни перед смертью, понимает, что не сделал для России больше, чем его оппонент. Так разрешается этот конфликт романа – жизнь разводит героев.
Философская область конфликта. Базаров смог бросить вызов самому миропорядку. Он дерзок и самонадеян, и против него восстаёт вся природа в широком смысле этого слова. Помимо отрицания общественных институтов, базаровской критике подвергаются и такие вечные категории, как любовь, красота, искусство. В его понимании все эти понятия заменяются конкретными, вполне объяснимыми формулами (например, романтический взгляд замещает анатомия глаза). Природа становится мастерской, книги теряют художественную ценность, любовь заменяется влечением к женщине. Оппонентом Базарова становится сама жизнь, веками накопленный опыт человечества, что в своём роде также является общением отцов и детей. То, что отрицает Базаров, оказывается реальностью.
Первый удар по нигилизму – любовь Евгения к Анне Сергевне Одинцовой. Как уже говорилось, духовную сферу в подобных взаимоотношениях Базаров полностью отрицал («Нравится тебе женщина – старайся добиться толку», - говорил он). Женщина считалась Базаровым чем-то довольно примитивным, но Анна Сергевна разрушила его стереотипы одним своим видом, так как была не только красива, но и умна и образована.
Подводя философский итог романа, надо заметить, что Тургенев действительно смог отойти от жёсткой привязки к историческому времени. Базаров – революционер в самом широком смысле, бунтарь, противоречащий законам природы. В итоге последняя забирает своего непокорного сына к себе в лоно, где неспокойное сердце затихает. Однако такой тип людей необходим обществу, именно такие люди делают прогресс возможным. Базаров глубок и умён, в отличие от лже-нигилистов Кукшиной и Ситникова. Но он, стараясь придерживаться разумного отрицания, теряет много важного из накопленного ранее опыта поколений. Таким образом, философия романа сводится к той самой «золотой середине», о которой уже упоминалось. Необходимо органичное слияние двух начал: начала отцовства (опыта поколений) и начала сыновьего (того, что несёт в себе обновление жизни).
Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.
21. Художественное своеобразие стихотворений в прозе И.С Тургенева. Прочесть отрывок из стихотворения наизусть.
На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. Это в совершенстве удается писателю в его последнем произведении – «Стихотворениях в прозе». За пять лет (1877–1882) было написано около восьмидесяти миниатюр, разнообразных по содержанию и форме, объединяющих вопросы философии, морали, эстетики. Этюды реальной жизни сменяются фантазиями и снами, живые люди действуют рядом с аллегорическими символами. Какая бы тема ни затрагивалась в стихотворениях, в какие бы образы и жанры она ни облекалась, в них всегда отчетливо ощущается голос автора. Написанные под конец литературной деятельности, «Стихотворения в прозе» в концентрированной форме выражают многолетние философские раздумья Тургенева, различные грани его духовного облика.
Дуализм миропонимания Тургенева определяет внутреннюю полемичность решения ряда философских проблем, составляющих основу «Стихотворений в прозе»:жизнь и смерть; любовь как высшая форма бытия, внутри которой возможно слияние небесного и земного; религиозные мотивы и интерпретация образа Христа.
Главной особенностью цикла стихотворений является слияние индивидуального и всеобщего. Лирический герой даже в самых сокровенных раздумьях выступает выразителем всечеловеческого содержания. В миниатюрах раскрываются разнообразные грани духа, которому свойственна не только напряженная страсть жизнелюбия, но и мысль, обращенная к универсальному плану бытия.
Две грани проблемы воплощены в двух группах стихотворений. Мысль о трагическом одиночестве и беспомощности перед лицом смерти раскрывается в стихотворениях «Старуха», «Конец света», «Собака», «Морское плавание», «Соперник». Обратившись непосредственно к анализу названных произведений, легко проследить эволюцию проблемы и наполнение ее новыми нюансами.
Мысль о человеческом ничтожестве становится сквозным мотивом в цикле и в каждой лирико-философской миниатюре разрабатывается с дополнительными оттенками.
Неотвратимость смерти– удел человека. «Памяти Вревской». Извечный ужас человека перед смертью приобретает в этом стихотворении совершенно пессимистический характер. Смерть становится единственной реальностью для индивида, взятого вне общественных связей, вне его социальности. Человек, выступающий здесь как биологическое существо, соотносит себя со вселенским миром. Перед его лицом он чувствует себя ничтожным и случайным.
Тургенев в «Стихотворениях в прозе» выступает как источник жизнелюбия, тонко чувствующий красоту жизни, умеющий преодолевать мрачные настроения. Даже там, где автор размышляет об одиночестве и старости, слышен бодрый голос человека, не желающего смириться с превратностями судьбы.
Для писателя любовь – вполне реальное, земное чувство, но обладающее огромной силой. Оно внезапно налетает на человека и целиком поглощает его. Перед этой мощной, стихийной силой любви человек беспомощен и беззащитен.
Образ Христа создан Тургеневым в одноименном стихотворении.
Написанные в конце жизни Тургеневым и являющиеся его своеобразным поэтическим завещанием, «Стихотворения в прозе» ярко характеризуют личность, мировоззрение и творчество знаменитого художника слова.
НАИЗУСТЬ «Русский язык» !!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
22. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание».
В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Достоевский исследует проблему «личность – общество», то есть примирения уникальности одной личности с равноценностью всех остальных людей.
Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую передовую, и самую преступную. То есть жизнь не может проходить по теории. И поэтому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека (то есть Раскольникова), одержимого теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова о возможности стоять над людьми («Кто я: Наполеон или тварь дрожащая?»), презирая все их законы, построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других (надо отметить, что тема «униженных и оскорбленных» прошла через все творчество Ф.М. Достоевского и даже один из романов носит название «Униженные и оскорбленные»). Убийство старухи-процентщицы было задумано Раскольниковым как жизненная проверка своей теории на частном примере. Преступление, которое он совершил, – это низкое и подлое дело. Разумихин, Дуня, Порфирий Петрович, а больше всех Соня Мармеладова — все они подталкивают Раскольникова к мысли о неправильности, антигуманности его теории. Но самую значительную роль в развенчании «наполеоновской» теории Раскольникова сыграла, конечно же, Соня Мармеладова. Раскольников был первым человеком, который отнесся к Соне с искренним сочувствием, принял ее как «приличную» барышню, усадил рядом со своими родными. Поэтому и неудивительна та страстная преданность, какой ответила ему Соня. Она не понимала, чем может быть интересна для такого человека, как Раскольников. Ей, конечно же, не приходило в голову, что Раскольников видит в ней почти такого же преступника, как и он сам: оба они, по его мнению, убийцы; только если он убил старуху-процентщицу, то она совершила, может быть, даже более страшное преступление – убила самое себя и тем самым обрекла себя на одиночество среди людей.
Очень важным для понимания сути теории Раскольникова является в романе Достоевского эмоциональный монолог Разумихина, предваряющий «поединок» Раскольникова и Порфирия Петровича. Ключевым словом в этом монологе становится эпитет «живой»: «живым путем», «живой процесс», «живой души». Тем самым границы «чистой теории» Раскольникова раздвигаются до решения нравственной проблемы жизни и смерти. И «одной логикой» «из какой-нибудь математической головы» эту проблему «вывести», разрешить вообще невозможно, немыслимо. Но Раскольников поймет это значительно позже, после диалогов с Соней.