Тема 4. Законы организации: общая характеристика
Основные вопросы темы
1. Понятие зависимости, закона и закономерности.
2. Классификация законов организации.
1. Зависимость – это наличие связи между входными и выходными параметрами какой-либо системы. Например, сходные по количественным и качественным характеристикам ресурсы (кадровые, финансовые, материальные, информационно-технологические) в результате производственного цикла могут быть трансформированы в продукты или услуги, резко отличающиеся друг от друга[1] (см. рис. 11).
Рис. 11. Схема функционирования системы
Зависимости подразделяются на объективные и субъективные, формальные и неформальные, общие и частные, долговременные и кратковременные, моральные и аморальные, детерминированные и вероятностные.
Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей, т.е. люди не могут ни уничтожить, ни изменить либо преобразовать их. При этом они могут и должны познавать их, чтобы сделать более гармоничными условия своего существования. Принимая во внимание эти зависимости (например, характера трудовой активности человека от его возраста, статуса, внутренней установки, семейного положения или продолжительности жизненного цикла товара, услуги и самой организации от состояния внешней и внутренней среды), руководители и персонал смогут повысить результаты совместной деятельности в стандартных условиях или заблаговременно подготовиться к деятельности в неблагоприятной ситуации и принять в случае необходимости адекватное решение.
Субъективные зависимости вырабатываются законодателями, руководителями отраслей и предприятий для достижения определенных целей. Они носят временный характер (например, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) и разрабатываются для регулирования каких-либо сфер деятельности, процессов или социальных явлений до принятия соответствующих законов. С течением времени такие зависимости (как и законы, принятые на их основе) могут вступать в противоречие с реальной ситуацией, игнорироваться гражданами и даже наносить вред отдельным предприятиям, организациям и обществу в целом[2].
Закон – это «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе»[3]; это «связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение»[4].
Понятие закономерности рассматривается в современной литературе двояко. В узком смысле «закономерность является частью закона»[5]. Весьма часто в реальной жизни нет необходимости математически точно описывать закон, а достаточно, выбрав некоторую область его действия, использовать упрощенные зависимости (аппроксимации), «спрямляя» кривые линии близкими к ним ломаными. (Скажем, изображая графически жизненный цикл товара, услуги или самой организации, можно выделить участки с условными названиями «инкубация», «детство», «юность», «зрелость», «деградация», «смерть».) В широком смысле закономерность выступает как совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении системы. Открытие социальных законов позволило представить развитие общества как естественно-исторический процесс. В культуре отдельных государств и цивилизаций имеется немало общего («динамического»), отражающего единство человечества и указывающего магистральное направление его развития. Отмечая закономерный характер истории социума в динамическом плане, мы должны внимательно исследовать и богатство специфических отличий, индивидуальных «отклонений» от общесоциологических «норм», объяснять причины «нетипичных» явлений, которые также являются закономерными.
2.Различают три основные группы объективных законов, выделенные по степени общности и масштабу их действия: специфические, или частные, выражающие связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел (например, закон сложения скоростей в механике); общие, присущие большим группам явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, проявляющиеся на всех уровнях организации материи (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания).
С точки зрения содержательного многообразия законов объективного мира их типология может быть представлена иным образом. Одни законы выражают функциональную связь между свойствами объекта (например, з. взаимосвязи массы и энергии); другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (з. электромагнитных и гравитационных взаимодействий); третьи – взаимосвязь между самими системами либо между состояниями или стадиями в развитии систем (з. энтропии, з. перехода количественных изменений в качественные).
Объективные законы, отражающие связь элементов в системе организационных отношений, именуют законами организации. Различают два типа законов организации – универсальные и специфические. К универсальным законам относят основополагающие, или основные (законы самосохранения, развития, синергии), и «фоновые», или законы второго уровня (информированности – упорядоченности, единства анализа и синтеза, композиции – пропорциональности). К специфическим, или законам социальной организации, относят законы организации компаний (своеобразия, социальной гармонии) и организации персонала (оптимальной загрузки, эффективного восприятия и запоминания информации, эффективного осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации)[6].
Субъективные законы отличаются от объективных законов тем, что они разрабатываются и принимаются в обществе для более детальной регламентации организационных отношений. Бесчисленные международные конвенции и меморандумы, национальные законодательные акты, корпоративные документы, религиозные и светские этические нормы и предписания, как правило, зафиксированные в письменной форме и признанные большими группами людей или в узком кругу единомышленников, называются «законами для организаций». (Примеры: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), Документы четвертой Всемирной конференции по положению женщин (1995) – Пекинская декларация и Платформа действий, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с огра-ниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», Законы Хаммурапи[7], Десять заповедей[8], Закон Божий[9].) (Обобщенная классификация законов организации представлена схемой – см. рис. 12.)
Рис. 12. Классификация законов организации
Подробнее см.: 4, 6, 7.