Параметры оценки к обследованию фонематического восприятия
Трудности | Алгоритм дальнейших действий |
Ребенок делает ошибки время от времени. При этом, если вы начинаете говорить громче или медленнее, у него улучшается качество ответов Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым | Если ошибка носит единичный характер, возможно, что он в этот момент просто отвлекся. Если ошибки носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, делать домашние задания. Для этого нужно устойчивое внимание. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, у ребенка есть проблемы |
У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков | Это не катастрофа, но лучше начать занятия с логопедом как можно раньше |
У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков | Это довольно серьезно. Срочнообратитесь к логопеду |
Обследование фонематического восприятия
В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются.
Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.
Ошибки такого рода вызывают недоумение у родителей. Действительно, как можно написать светы вместо цветы, порода вместо борода, коска вместо кошка, крильцо вместо крыльцо, — ведь звуки слышатся так четко, так ясно. И родители начинают ругать своих детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты! Просто у них вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме. Своевременная коррекционная работа может полностью компенсировать этот недостаток.
Раздел Обследование фонематического восприятиявходит в качестве обязательного в любое логопедическое обследование.
Ребенку предлагается игра «Запоминайка». Он должен запомнить слоговые ряды и воспроизвести их с максимальной точностью. Детям до 5,5 лет мы предлагаем запомнить ряды из двух слогов, старше этого возраста — из трех.
Во время игры ребенок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите эти слоги. Закройте нижнюю часть лица листом бумаги. Одна пара или тройка слогов произносится в нормальном темпе голосом средней громкости и повторяется не более двух раз. Если ребенок часто отвлекается, можно попробовать произносить слоги чуть медленнее или чуть громче.
Параметры оценки (поставьте плюсы напротив соответствующих пунктов):
■ Ребенок все слоги воспроизвел правильно.
■ Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.
Вы поставили плюсы по всем пунктам. Поздравляем, переходите к разделу Подведение итогов.
Вы не смогли поставить плюсы по всем пунктам, не унывайте, пользуясь следующей таблицей, отметьте галочкой трудности, которые испытывал ребенок.
Игра «Запоминайка». Послушай и повтори:
4,5-5,5лет | Старше 5,5 лет |
Ма-мя мя-ма Пы-пи пи-пы | Ма-мя-мя мя-ма-мя Пы-пи-пы пи-пы-пы |
Та-да дя-тя Ба-па пы-бы | Ta-да-та дя-тя-дя Ба-па-па пы-бы-пы |
Са-за са-ся зи-зы Са-ца ца-са та-ца Ша-жажи-ши ша-ща Ча-тя ща-ча Са-шажа-за ча-ца | Са-за-са са-ся-ся зи-зы-зы Са-ца-ца ца-са-ца та-ца-та Ша-жа-ша жи-ши-жи ша-ща-ча Ча-тя-ча ща-ча-ца Са-ша-са жа-за-са ча-ца-та |
Ра-ла ря-ля ра-ря Ля-ла я-ля | Ра-ла-ра ря-ля-ла ра-ря-ра Ля-ла-ля я-ля-ля |
Подведение итогов
Итак, тестирование закончено. Перевернута последняя страница, вы познакомились с рекомендациями, может быть, приняли уже
какое-то решение. Тем не менее подведем общие итоги. В таблице найдите свой вариант и соответствующие ему рекомендации.
Общий итог тестирования | Рекомендации |
Ребенок справился со всеми заданиями успешно. На всех страница вы поставили только плюсы | Поздравляем вас и вашего ребенка! Но не забудьте, что дальнейшее развитие ребенка зависит от вашего общения с ним. Успехов вам! |
Вы поставили своему ребенку много плюсов. Но на некоторых страницах вы отметили отдельные недостатки | Не ждите, когда все пройдет само. Обратитесь к специалисту указанного в рекомендациях профиля. Лучше решить проблему, какой бы мелкой она вам ни казалась, сегодня, чем потом всю жизнь сожалеть об упущенных возможностях |
Плюсы есть, но на каждой странице вы отметили те или иные недостатки | Вам нужна срочнаяконсультация! Возможно, речь пойдет об организации коррекционной помощи. Если вовремя не помочь вашему ребенку, у него возникнут значительные проблемы в школе |
На каждой странице вы отметили много недочетов в развитии речи вашего ребенка. Кроме этого, у ребенка возникали проблемы в назывании предметов на картинках | Вашему ребенку нужно подробное обследование специалистов. Начните с логопеда. Завтра запишитесь на прием! |
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора.................................................................................................................................................... 3
Тестовый материал.................................................................................................................................... 5
Обследование связной речи........................................................................................................... 7
Обследование грамматического строя речи................................................................................. 11
Обследование слоговой структуры слова..................................................................................... 19
Обследование звукопроизношения............................................................................................. 21
Обследование фонематического восприятия............................................................................... 23
Подведение итогов...................................................................................................................... 24