Общая характеристика психологии. основные этапы развития представлений о предмете психологии

Ю. Б. Гиппенрейтер

ВВЕДЕНИЕ

В ОБЩУЮ

ПСИХОЛОГИЮ

Курс лекций

ЧеРо

МОСКВА

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................

Раздел I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 1. Общее представление о психологии как науке
Лекция 2. Представления древних философов о душе.

Психология сознания..........

Лекция 3. Метод интроспекции и проблема

самонаблюдения.................

Лекция 4. Психология как наука о поведении

Лекция 5. Неосознаваемые процессы.........

Лекция 6. Неосознаваемые процессы (продолжение) ...

Раздел II

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ;

КОНКРЕТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Лекция 7. Психологическая теория деятельности ....

Лекция 8. Психологическая теория деятельности

(продолжение).......................................

Лекция 9. Физиология движений и физиология

активности.............................................

Лекция 10. Физиология движений и физиология

активности (продолжение)....................

Лекция 11. Происхождение и развитие психики

в филогенезе..........................................

Лекция 12. Общественно-историческая природа психики

человека и ее формирование в онтогенезе

Лекция 13. Психофизическая проблема...

Раздел III

Индивид и личность

Лекция 14. Способности. Темперамент

Лекция 15. Характер.................................

Лекция 16. Личность и ее формирование

Приложение...............................................

ЛИТЕРАТУРА

Моему мужу и другу Алексею Николаевичу Рудакову посвящаю

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие подготовлено на основе курса лекций “Введение в общую психологию”, который я чи­тала для студентов I курса факультета психологии Московского университета на протяжении ряда последних лет. Первый цикл этих лекций был прочитан в 1976 г. и отвечал новой программе (ранее первокурсни­ки изучали “Эволюционное введение в психологию”).

Замысел новой программы принадлежал А. Н. Леонтьеву. Согласно его пожеланию, в вводном курсе следовало раскрыть фундаментальные понятия, такие как , “психика”, “сознание”, “поведение”, “деятель­ность”, “бессознательное”, “личность”; рассмотреть основные проблемы и подходы психологической науки. Это, по его словам, следовало делать так, чтобы посвя­тить студентов в “загадки” психологии, пробудить к ним интерес, “завести мотор”.

В последующие годы программа “Введения” неодно­кратно обсуждалась и дорабатывалась широким соста­вом профессоров и преподавателей кафедры общей психологии. В настоящее время вводный курс охваты­вает уже все разделы общей психологии и читается в течение первых двух семестров. По общему замыслу он в сжатой и популярной форме отражает то, что сту­денты затем подробно и углубленно проходят в отдель­ных разделах основного курса “Общая психология”.

Главная методическая проблема “Введения”, на наш взгляд, состоит в необходимости сочетать широту охва­тываемого материала, его фундаментальность (ведь речь идет о базовой подготовке профессиональных пси­хологов) с его относительной простотой, доходчивостью и занимательностью изложения. Как ни заманчиво зву­чит известный афоризм, что психология делится на научную и интересную, в преподавании он не мо­жет служить ориентиром: неинтересно поданная на пер­вых шагах изучения научная психология не только не “заведет” никакого “мотора”, но, как показывает педа­гогическая практика, будет просто плохо понята.

Сказанное делает очевидным, что к идеальному решению всех задач “Введения” можно прийти только методом последовательного приближения, только в ре­зультате продолжающихся педагогических поисков. На­стоящее пособие следует рассматривать как начало по­добных поисков.

Моя постоянная забота состояла в том, чтобы де­лать изложение трудных, а иногда и весьма запутанных вопросов психологии доступным и по возможности жи­вым. Для этого приходилось идти на неизбежные упро­щения, максимально сокращать изложение теорий и, наоборот, широко привлекать фактический материал — примеры из психологических исследований, художест­венной литературы и просто “из жизни”. Они должны были не только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять, наполнять смыслом научные понятия и фор­мулировки.'

Практика преподавания показывает, что начинаю­щим психологам, особенно молодым людям, пришедшим со школьной скамьи, очень не хватает жизненного опыта и знания психологических фактов. Без этой эмпирической основы их знания, приобретаемые в учеб­ном процессе, оказываются весьма формальными и по­тому неполноценными. Усвоив научные формулы и по­нятия, студенты слишком часто затрудняются в их при­менении.

Вот почему обеспечение лекций возможно более со­лидным эмпирическим фундаментом мне представля­лось совершенно, необходимой методической стратегией данного курса.

Жанр лекций допускает в рамках программы неко­торую свободу в выборе тем и определении объема, от­водимого на каждую из них.

Выбор тем лекций данного курса определился рядом соображений — их теоретической значимостью, особен­ной разработанностью их в рамках советской психоло­гии, традициями преподавания на факультете психоло­гии МГУ, наконец, личными предпочтениями автора. Некоторые темы, особенно те из них, которые до сих пор недостаточно освещены в учебной литературе, на­шли в лекциях более обстоятельную проработку (на­пример, “Проблема самонаблюдения”, “Неосознавае­мые процессы”, “Психофизическая проблема” и др.) Конечно, неизбежным следствием явилось ограничение круга рассматриваемых тем. Кроме того, в пособие включены лекции, читаемые лишь в первом семестре I курса (т. е. не вошли лекции по отдельным процес­сам: “Ощущение”, “Восприятие”, “Внимание”, “Па­мять” и др.). Таким образом, настоящие лекции следует рассматривать как избранные лекции “Введения”.

Несколько слов о структуре и композиции пособия. Основной материал распределен потрем разделам, при­чем они выделены не по какому-либо одному, “линей­ному” принципу, а по достаточно разным основаниям.

Первый раздел представляет собой попытку подве­сти к некоторым основным проблемам психологии через историю развития взглядов на предмет психологии. Такой исторический подход представляется полезным 'в нескольких отношениях. Во-первых, он вовлекает в главную “загадку” научной психологии — в вопрос о том, что и как она должна изучать. Во-вторых, помогает глубже понять смысл и даже пафос современных отве­тов. В-третьих, приучает корректно относиться к суще­ствующим конкретно-научным теориям и взглядам, по­нимая их относительную истинность, необходимость дальнейшего развития и неизбежность смены.

Во втором разделе рассматривается ряд фундамен­тальных проблем психологической науки с позиций диалектико-материалистического представления о пси­хике. Он начинается со знакомства с психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева, которая служит затем теоретической базой для раскрытия остальных тем раздела. Обращение к этим темам осуществляется уже по “радиальному” принципу; т. е. от общей тео­ретической основы — к разным, не обязательно непо­средственно связанным между собой проблемам. Тем не менее они объединяются в три крупных направле­ния: это рассмотрение биологических аспектов психики, ее физиологических основ (на примере физиологии дви­жений) , наконец, социальных аспектов психики чело­века.

Третий раздел служит непосредственным продолже­нием и развитием третьего направления. Он посвящен проблемам человеческой индивидуальности и личности. Основные понятия “индивид” и “личность” здесь также раскрываются с позиций психологической теории дея­тельности. Темам “Характер” и “Личность” уделено в лекциях относительно большое внимание потому, что они не только интенсивно разрабатываются в современ­ной психологии и имеют важные практические выходы, но и наиболее соответствуют личным познавательным потребностям студентов: многие из них пришли в пси­хологию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти их стремления, конечно, должны найти поддержку в учебном процессе, и чем раньше, тем лучше.

Мне казалось также очень важным знакомить сту­дентов с 'именами наиболее крупных психологов прош­лого и настоящего, с отдельными моментами их личной и научной биографии. Такое приближение к “личност­ным” аспектам творчества ученых очень способствует собственному включению учащихся в науку, пробуж­дению эмоционального отношения к ней. В лекциях со­держится большое количество обращений к оригиналь­ным текстам, знакомство с которыми облегчено выхо­дом в издательстве МГУ серий хрестоматий по психо­логии. Несколько тем курса раскрываются путем прямого анализа научного наследия того или иного уче­ного. Среди них — концепция развития высших психи­ческих функций Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, физиология движений и физиология активности Н. А. Бернштейна, психофизиология инди­видуальных различий Б. М. Теплова и др.

Как уже отмечалось, главной теоретической канвой настоящих лекций явилась психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. Эта теория органически вошла в мировоззрение автора — со студенческих лет мне посчастливилось учиться у этого выдающегося пси­холога и затем многие годы работать под его руковод­ством.

А. Н. Леонтьев успел просмотреть первый вариант этой рукописи. Его замечания и рекомендации я поста­ралась реализовать с максимальной ответственностью и чувством глубокой благодарности.

Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер

Раздел I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 1

Наши рекомендации