Гештальтпсихологическая теория восприятия.(шиффман)
Разложение восприятия на элементарные компоненты без утраты его смысла невозможно. С этих позиций рассмотрим как гештальт любую мелодию. Если мелодия, известная вам по исполнению в одной тональности, прозвучит в другой тональности, но при этом в ней не будет изменено ни одной ноты, она все равно останется узнаваемой. Узнавание мелодии — это нечто большее, чем простое восприятие нот, звучащих в определенной последовательности, и мы не сомневаемся в том, что мелодия исчезнет, если разложить ее на ноты. Не исключено, что по отдельным нотам мы даже не сможем составить правильного представления о мелодии. Следовательно, в этом примере важны не сами по себе ноты, а связь между ними. Иными словами, именно воспринимаемая нами связь нот и придает мелодии ее неповторимость, т. е. создает гештальт-восприятие. Иными словами, восприятие целого доминирует над восприятием его частей. Эта мысль звучит и в часто цитируемой фразе, выражающей кредо гештальт-психологии: целое не есть простая сумма его частей.
тенденция воспринимать глобальные, когерентные характеристики физического мира на основе взаимного расположения, местоположения и взаимодействия образующих его объектов. Существует ряд гештальтистских факторов,определяющих тенденцию к группированию:
1. Фактор близости.предметы могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстояние кажется небольшим.
2.Фактор сходства. Существует тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими. Так и ноты, кажещиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно друг за другом перцептивно могут восприниматься, как мелодия.
3.Фактор однотипной связи. Восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами. Т.е. О—• •—О О—•пары, образованные кружками, черными точками и связывающими их линиями, воспринимаются как перцептивные группы.Это показывает нашу склонностьк перцептивному объединению
неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов (в данном случае — черных точек и кружков) в единое целое спопарно связывающими их прямыми линиями, а не воспринимать их так, как следовало бы воспринимать исходя из принципов близости и идентичности элементов. Следовательно, влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сходства и близости элементов. Мы по собственному опыту знаем, что физически связанные между собой знакомые редметы воспринимаются нами как перцептивные единицы и в основе этого явления лежит менно однотипная связь.
4.Фактор «хорошего продолжения».Элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое. Все идентичные элементы «следуют» в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства определенным образом направленной фигуры
5.Фактор «общей судьбы». Двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу. Подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим к элементам, находящимся в движении. Так, если человек наблюдает за движущимися предметами, он склонен объединить в группу те из них, которые двигаются в параллельных направлениях, чтобы образовался когерентный паттерн. Например, несколько людей, бегущих трусцой друг за другом, или стая летящих птиц воспринимаются как группы.
6. Фактор симметрии.Приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам.
7. Фактор замкнутости.При группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры. Незавершенным фигурам в определенной мере свойствена тенденция восприниматься как завершенные. Она особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда стимулы предъявляются на очень короткое время.
Законы:
1.Закон прегнантности, или закон хорошей формы гласит о том, что существование тенденции к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.
Целостность памяти(43)
Память:
- Память как часть психики: прежде всего функция интеграции, потом отражение, регулирование (схема Ганзена). Интегрирует прошлое, настоящее и будущее. Память подготавливает поведенческий акт. 1) Функция интеграции: интегрирует весь опыт, накопленный индивидом. Если о человеке, то и социокультурный опыт. Память обслуживает все познавательные процессы, участвует в интеграции психического (процессы восприятия, мышления и речи основаны на прошлом опыте). 2) Функция отражения: отражение окружающего мира, индивида, субъекта, личности. Картина мира- образ памяти из содержимого ощущения и восприятия. Носит целостный характер. 3) Функция регулирования: установки как целостные состояния готовности основаны на памяти, непосредственное отношение к регулированию. Регулирует и в моторной активности, в аффективной сфере.
- Связь памяти с другими процессами: 1) С восприятием: узнавание относится к памяти также как к восприятию. 2) С мышлением: содержание памяти – исходный материал мышления, результатом мыслительной активности может быть новый образ в памяти. Мышление перестраивает память. Эффективность памяти влияет на мыслительные процессы. 3) С речью: семантическая память – связана с сохранением смысловой информации: отношения слов, классификация понятий, грамматика, синтаксические правила чаще в неявном виде; эпизодическая память – на события нашей жизни – полная, связная, упорядоченная последовательность событий жизни; есть закономерности в семантической памяти – языковой минимум, например. 4) С вниманием: лучше запоминается то, что было в центре внимания. 5) С действием: действия основаны на умениях и навыках. (моторная память) 6) С мотивом: влияние мотивации на эффективность и характер запоминания. 7) С волей: есть произвольная память, где преодолеваются препятствия для запоминания. 8) С аффектом: эмоциональная память – на эмоции и чувства. Негативные сильные аффекты мешают жить.
- Память как целое: единство видов памяти. Единство процессов памяти: запоминания влияет на сохранение, забывание на ряд других характеристик.
Активность памяти(44).
Память: 1) Действенный характер памяти – для взрослого в значительной степени мнемические действия – часть осознаны, часть нет. Значительно запоминание вербального материала. Память как действие запоминания, сохранения материала, воспроизведения и забывания. 2) Избирательность памяти: мы избирательно выхватываем то, что для нас ценно и активно игнорируем то, что неважно (произвольно и непроизвольно). 3) Предвосхищающий характер памяти: воспринимающая система, моторные акты должны заранее готовиться к действиям и мышление тоже, поэтому память должна с опережением подготавливаться к действию. Носит достаточно активный характер. 4) Процессы памяти мотивированы – имеют мотивационную основу.
Генезис памяти(45).
Память: 1) Филогенез: функция интеграции прогрессирует по мере эволюции. Ментальная карта – отображение мира, которая у многих млекопитающих хорошо развита. Животным надо запоминать нахождение пищи. Интеграция опыта сообщества: некоторые традиции передаются из поколения в поколение (не у чел.). Появление современного человека: граница – появление речи – важный скачок в интеграции памяти. 2) Исторический генезис: от образной памяти к вербальной. Гипертрофирована роль вербальной и недооценена роль образной. От непроизвольной к произвольной памяти. От эпизодической к семантической. Эпизодическая память: от слабоосознаваемой до связанной по смыслу причинно-следственными отношениями (от непроизвльной к произвольной). 3) Онтогенез: многое из прошлого пункта верно и тут. 4) Актуальный генезис: с момента, когда возникла задача до момента запоминания. Фаза кратковременной памяти и подготовки ее в долговременную. Фиксация информации в долговременной памяти.