Глава 2. программа исследования.
Выделение параметров психического состояния.
Американский специалист в области управления А. Заде полагает, что "точный количественный анализ поведения гуманистических систем не имеет, по-видимому, большого практического значения в реальных социальных, экономических и других задачах, связанных с участием одного человека или группы людей" [57, c.7]. В этой связи надо заметить, что в психодиагностике никогда не идет речь о точных количественных характеристиках психического явления, а только о приблизительных, статистических. Среди методов математической статистики в наибольшей мере задачам нашего исследования удовлетворяет факторный анализ, позволяющий на основании ряда каких-либо параметров выделить несколько латентных переменных - факторов, в наибольшей степени детерминирующих дисперсию исходных параметров. Методики, созданные на основе факторного анализа обладает внутренней однородностью, надежностью (по однородности), концептуальной валидностью [184, c.22].
Факторный анализ довольно широко применяется при создании методик. Кроме указанной в [184] методике, направленной на выявление параметров ПС, можно указать на двухфакторную модель зарубежных авторов [211]. С целью выявления факторной структуры ПС и актуальных свойств личности Махнач А.В. также применял факторный анализ [102;104].
Также факторный анализ применяется при создании методик диагностики свойств личности: опросники личности Гилфорда, "личностные шалы" Комрея, опросники Кеттелла и др. [9, c.134-138].
В связи с вышесказанным мы считаем, что для задач нашего исследования из методов математической статистики наиболее пригоден факторный анализ. Из видов факторного анализа наиболее удовлетворяет нашим задачам метод главных факторов (по Г. Харман [174]).
Методики. Обоснование.
В качестве базовой методики для выявления первичных параметров ПС мы выбрали цветовой тест Люшера по следующим причинам:
1. ЦТЛ является проективной методикой, имеющей минимум определенности стимульного материала [155], что не позволяет искажать данные погрешностям, вносимым неадекватностью самооценки, свойственной опросникам;
2. ЦТЛ имеет готовый набор параметров ПС [196] в количестве 16, позволяющих их вносить в процедуру факторного анализа;
3. ЦТЛ является оперативной методикой, позволяющей добиться задач нашего исследования.
О взаимодействии цвета и структуры личности известно давно. Как говорил Аристотель, "Быть видящим - значит быть каким-то образом причастным к цвету" [11, c.425]. Являясь по сути абстракцией, цвет тем не менее в субъективном представлении конкретен: "Нанося на предмет краску и меняя его цвет, мы практическим путем доказываем себе, что цвет может иметь свое объективное существование" [66, c.8].
Первые достоверные данные о воздействии цвета на человека были получены в начале ХХ в. В.М. Бехтерев [15] установил, что красный цвет способствует ускорению реакций (простых на 1,4%, сложных на 5-6%), желтый не влияет на их скорость, зеленый слегка замедляет, а фиолетовый вызывает заметное замедление реакций (простых на 27%, сложных - на 39%). "Стефанеско-Гоанча в 1911 г. установил, что при красном, оранжевом, желтом свете дыхание ускоряется и усиливается, делается более глубоким. Пульс становится более частым и сильным, это свидетельствует об усилении деятельности дыхания и кровообращения. При синем и фиолетовом - дыхание становится более медленным и поверхностным, пульс замедляется, так как происходит задержка исследуемых физиологических процессов. Самым возбуждающим оказывается красный, а успокаивающим - синий. Фиолетовый цвет подавляет психические процессы" [146, c.112]. С.В. Кравков [79] и Л.А. Шварц [189] установили связь между состоянием вегетативной нервной системы и порогом восприятия цветовых раздражителей. Постепенно развивалась теория синестезий [73].
На первых порах наибольшему вниманию удостаивались изучение воздействия цвета на человека. Так В.К. Шеварева установила, что зеленый цвет гораздо больше способствует точным движениям пальца, чем красный [190]. Г. Фрилинг и К. Ауэр [172] установили, что красный цвет активизирует гормоны, а голубой тормозит это действие. Проводились опыты в средних школах, где выяснилось, что зеленый цвет помогает решению арифметических задач, а красный наоборот мешает [137, c.26]. М. Дерибере установил, что красный возбуждает, желтый радует, зеленый успокаивает, синий угнетает и фиолетовый - беспокоит [45].
Но постепенно внимание привлекалось и к особенностям цветопредпочтения. В интересной работе [21] Э.А. Вачнадзе установил связь между психическими заболеваниями и цветопредпочтением: шизофреники предпочитают ахроматические и часто темные тона; депрессивные предпочитают ":лишь темные тона - черный, серый, коричневый: цвета, выражающие тоску и чувство самоуничижения" [21, c.43]; многие эпилептики предпочитают красный цвет. О.Н. Гавриленко высказывает соображения о связи предпочитаемости желтого и голубого цвета с гомеостазом [27]. Авторы [75] выявили нестабильный, плавающий характер эталонов цветности в зависимости от состояния человека. Авторы [65] выявили, что "Наиболее бедны эмоционально окрашенными ассоциациями фиолетовый и пурпурный цвета" [65, c.64]. Гезелл и соавт. установили, что в зависимости от плохого или хорошего настроения ребенок вбирает соответственно черный либо красный карандаш (цит. по [44]). Об эмоциональном восприятии цвета говорится в [28]. О цветопредпочтении, основанном на изменении светочувствительности сказано в [51] и [17]. В антропологическом аспекте значение цвета рассматривается в [108] и [165], в этих работах высказывается мнение о первичности красного цвета - цвета крови, волнующий цвет. Для сравнения можно заметить, что В. Кандинский считал первичным черный: "И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечно молчание без будущего и без надежды звучит внутренне черное: Черное есть нечто погасшее, как сожженный костер, - нечто бездвижное, как дух, лежащее за пределами восприятий всех событий: мимо которых проходит жизнь. Это молчание тела после смерти, конца жизни" [70, c.63]. В исследовании [109] подтвердилось воздействие особых "супрематических" композиций (закрашенные фигурки: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, расположенные в той или иной части листа) К. Малевича на психику. В последнее время все больше появляется работ по цветному дизайну и проектированию, роли цвета в разных областях деятельности [2, 58, 106, 124, 126, 156].
Надо сказать, существуют несколько проблем в использовании ЦТЛ. Первая состоит в том, что среди возможных испытуемых может оказаться довольно большой процент людей, страдающих различными формами расстройства цветового зрения (по данным Рабкина Е.Б. [136, c.30] лиц с врожденными расстройствами: среди мужчин - 7,4%, женщин - 0,8%). Но если учесть, что среди таких лиц сравнительно немного (примерно каждый десятый) людей с грубыми нарушениями цветоощущения, то при говорке, что при работе с испытуемым надо учитывать этот фактор, использование ЦТЛ вполне оправдано. Вторая проблема заключается в том, что у каждого нормального человека цвет может вызывать предметные ассоциации и социально-культурные ассоциации [166, c.86]. Как считал Н.Д. Нюберг: "Мы до такой степени привыкаем к распознаванию различных качеств предмета, что часто создается впечатление, будто мы "видим" то или иное качество помимо цвета, через посредство которого только и возможно видеть" [116, c.160]. Иными словами, необходимо всячески избегать того, чтобы цвета у испытуемого ассоциировались с какими-либо предметами, символами и т.д. (желтый может ассоциироваться с песком, летом, отдыхом, :; красный - с флагом СССР, коммунистами, :). Третья проблема, схожая с предыдущей, состоит в том, что необходимо как бы "выключать" левое полушарие из процесса выбора цвета, это связано с тем, что правое полушарие более спонтанно в своем выборе и ответственно за первичное "узнавание" цвета[178]. Помимо ассоциаций предметных (см. выше) возможны и чисто вербальные ассоциации. Для примера: желтая карточка может вызвать следующие слова- ассоциации слова "желтый" - "охряный", "янтарный", "золотистый", "медовый", "персиковый", "соломенный", "песочный", "канареечный", "лимонный" [173, c.63]. Нивелировать эту проблему следует путем того, чтобы не допускать в процедуре тестирования называния испытуемым выбираемых цветов, вполне допустимым мы считаем просьбу в инструкции испытуемому указывать на выбираемый цвет левой рукой.
Кроме 16-ти параметров ПС по ЦТЛ мы сочли уместным внести в процедуру факторного анализа 8 параметров особенностей межличностных отношений опросника Лири (авторитетность, эгоистичность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбность, альтруистичность). Это связано со следующими особенностями нашего исследования:
1. Мы выделяем наиболее общие параметра ПС, наиболее полно отражающие особенности деятельности личности в данный момент, в связи с чем в структуру параметров ПС могут и должны входить характеристики разной степени устойчивости во времени;
2. Шестнадцать параметров ЦТЛ обладают исключительно высокой степенью однородности, в связи с чем с целью не допускать искажения искомых факторов комбинированными особенностями мы и вводим достаточно "чужеродные" параметры;
3. Восемь параметров опросника Лири могут на этапе первичной интерпретации факторов помочь интерпретировать оные, позволив рассматривать их на социально-психологическом уровне.
Без внесения в процедуру факторного анализа, мы сочли допустимым на первом этапе исследования (выделение и интерпретация факторов) кроме ЦТЛ и опросника Лири использовать СМИЛ и 16 PF. Есть данные [43] о низкой корреляции шкал этих методик с позициями цветов в ЦТЛ. Это объясняется довольно высокими значениями надежности СМИЛ и 16 PF ([19] и [153]), что позволяет интерпретировать их как типичных представителей методик, диагностирующих свойства личности. Если в опроснике Лири высказывания, соотносимые с личностью испытуемого, носят "срезовый" характер ("1. Другие думают о нем благосклонно. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем : 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий"), то в СМИЛ ("У меня беспокойный, прерывистый сон", "В школе меня вызывали к директору за прогулы", "Я очень люблю охоту" и т.д.) и 16 PF ("Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту и положению", "Я всегда способен управлять проявлением своих чувств", "Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты" и т.д.) использованы суждения, характеризующие деятельность испытуемого за довольно длительный промежуток времени. Тем не менее мы исходим из того, что, во-первых, шкалы СМИЛ и 16 PF помогут при интерпретации факторов, во-вторых, позволят оценить в дисперсии параметров ПС долю устойчивых во времени показателей.
Исследование.
В исследовании принимало участие 105 человек (т.к. в процедуре факторного анализа мы предполагали использовать 24 параметра, то мы удовлетворили требования к количеству испытуемых быть не менее, чем в 3 раза больше количества анализируемых параметров [81, c.27] из числа курсантов 4 курса СПВУРЭ ПВО. Пол всех испытуемых мужской. Возраст: 20-22 лет. Страдающих грубыми расстройствами цветного зрения нет.
Используемые методики: восьмицветный тест Люшера, опросник Лири, СМИЛ, 16 PF (форма "А").
Условия и процедура эксперимента: исследование производилось в аудиториях училища, в дневное время; в группах от 8 до 20 человек; все стимулы за исключением ЦТЛ предъявлялись группе, а не индивидуально.
Признаки, включенные в математическо-статистическую обработку.
1. ЦТЛ:
а) Энергичность - утомление (вычисляется как разность позиции красного (П3) и зеленого (П2) цветов, причем нумерация идет от хвоста ряда (наиболее предпочитаемому цвету приписывается 8, а наименее -1));
б) Расслабленность - напряженность (П5-П6);
в) Хладнокровие - стресс (П0-П7);
г) Спокойствие - тревожность (П4-П1);
д) Терпимость - принципиальность (П2-П5);
е) Расположенность - критичность (П4-П0);
ж) Общительность - замкнутость (П3-П7);
з) Конформность - фанатичность (П6-П7);
и) Восхищенность - возмущенность (П3-П0);
к) Синтония - асинтония (П1-П0);
л) Симпатия - антипатия (П1-П7);
м) Любовь - ненависть (П5-П7);
н) Готовность - растерянность (П3-П6);
о) Любопытство - скука (П4-П7);
п) Сытость - голод (П2-П6);
р) Дружелюбие - враждебность (П4-П2).
2. Опросник Лири:
а) Авторитарность;
б) Эгоистичность;
в) Агрессивность;
г) Подозрительность;
д) Подчиняемость;
е) Зависимость;
ж) Дружелюбие;
з) Альтруистичность (названия взяты из [133]).
3. СМИЛ:
1) Ипохондрия (Hs);
2) Депрессия (D);
3) Истерия (Hy);
4) Психопатия (Pd);
5) Женственность (Mf);
6) Паранойя (Pa);
7) Психастения (Pt);
8) Шизоидность (Sc);
9) Маниакальность (Ma);
10) Социальная интроверсия (Si).
4. 16 PF:
A. Аффектотимия - сизотимия;
C. Сила "Я" - слабость "Я";
E. Доминантность - конформность;
F. Сургенсия - десургенсия;
G. Сила "Сверх-Я" - слабость "Сверх-Я";
H. Пармия - тректия;
I. Премсия - харрия;
L. Протенсия - алаксия;
M. Аутия - праксерния;
N. Искусственность - безыскусственность;
O. Гипотимия - гипертимия;
Q1. Радикализм - консерватизм;
Q2. Самодостаточность - социабельность;
Q3. Контроль желаний - импульсивность;
Q4. Фрустрированность - нефрустрированность (названия шкал взяты из [19]).
В приложении 1 приведены данные по среднему арифметическому параметров и стандартному отклонению.
Была построена матрица интеркорреляций параметров (из-за больших размеров не приводится) с использованием коэффициента корреляции - произведения моментов Пирсона. Запас общей изменчивости параметра брался как максимальное значение корреляции данного параметра с другими параметрами [174, c.98].