Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста
Содержание.
Определения метода, методики, теста.
Классификация методов.
Классификация методик.
Классификация тестов.
Вопросы для группы.
Используемая литература.
МЕТОД (метод исследования) –
1. Прием, способ, образ действия.
2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта .
МЕТОДИКА –
1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
2. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
3. Наука о методах обучения.
Тесты – это
стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Классификация методов по Й.Шванцаре.
Й. Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:
1. По используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.).
2. По количеству получаемых показателей (простые и комплексные);
3. Тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;
4. По психической активности испытуемых:
интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;
экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);
проективные (испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.);
малоструктурированные, многозначные стимулы;
исполнительные (испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.
Методики высокого уровня формализации
Особенности: регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции; строго определенные способы предъявления стимульного материала; невмешательство исследователя в деятельность испытуемого); стандартизация (наличие норм); надежность; валидность.
Тесты
ü по форме ответов: устные и письменные;
ü по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;
ü по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;
ü по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.
ü по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.
Опросники
ü личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);
ü анкеты.
Проективные техники
ü методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;
ü методики конструирования – создание целого из деталей;
ü методики интерпретации – объяснение события или ситуации, часто используется комбинации с другими;
ü методики дополнения – завершение рассказа, картинки;
ü методики катарсиса – игровая деятельность, например, у детей, когда моделируется аналог проблемной ситуации;
ü методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;
ü методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.
Психофизиологические методики
ü без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции;
ü аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефалография;
ü «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.