Социально-геронтологические концепции старения
Теория разъединения. В основе этой теории лежит принцип гомеостазиса, необходимого равновесия между продуктивным (молодым) и непродуктивным (пожилым) поколением. В этой связи актуализируется межпоколенное отчуждение, согласно которому в процессе старения люди дистанцируются от молодого поколения, освобождаются от социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью. Процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, который является способом приспособления к новой ситуации, его ограничивающие возможности подготавливает старого человека к смерти. В теории разъединения процесс отчуждения рассматривается как фатальная неизбежность и объективный процесс, когда люди старшего поколения уступают место молодым, способным более продуктивно трудиться.
Теория активности. Согласно этой теории, пожилые люди, вынужденные расставаться со своими привычными ролями, ощущают утрату и свою ненужность в обществе. Сохраняя свои потребности и активность, как и в среднем возрасте, они оказывают противодействие при исключении их из активной жизни. Для сохранения их самооценки и самосознания им необходимо предоставить посильные для них другие виды деятельности. Исполнение пожилыми людьми новых, социально-значимых ролей сохраняет их психологическое равновесие.
Теория субкультуры. Пожилые люди могут рассматриваться как носители специфической субкультуры, представляющей собой систему особых ценностей, норм и стереотипов. Оформление этой субкультуры зависит от следующих факторов: от ограничений коммуникаций и общественных связей с другими социальными группами и от принадлежности к одной возрастной группе. Возрастная субкультура позволяет пожилым людям адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи и отношения, перестроить свои психологические установки.
Теория возрастной стратификации. Общество разделено на возрастные страты. Каждое старшее поколение обладает уникальным опытом, который невозможно повторить, однако отдельные элементы этого опыта могут использовать последующие поколения25.
Психологические концепции людей престарелого возраста. Психологические концепции личности рассматривают развитие человека на всем протяжении его жизненного пути. Поздний период жизни человека осмысляется в них по-разному, в зависимости от подхода, доминирующего в той или иной концепции.
Теория интенциональности. Концепция, разработанная немецким психологом Шарлоттой Бюлер, основана на трактовке личности как изначально данного духовного образования, не изменяющегося по своей сути на протяжении жизни. Основой развития является интенция (внимание, стремление), выбор целей, которые могут осознаваться или не осознаваться субъектом. Согласно концепции Ш.Бюлер, человек проходит пять фаз своего развития. Последняя фаза жизни (65—70 лет) характеризуется тем, что люди перестают преследовать цели, которые ставили в юности. Они тратят силы на различные формы досуга, препровождение времени. Это период, когда человек пытается осознать смысл своего существования, воспринимая жизнь как целое. Одни, проанализировав свою жизнь, получают удовлетворение, другие — разочарование, поскольку цели достигнуты не были.
Эпигенетическая теория. Американский психолог Эрик Эриксон в своей теории рассматривает развитие личности на всем протяжении жизни. Психика индивида обусловлена социокультурными условиями. Развитие личности Эриксон разделяет на 8 стадий. Последняя стадия(65 и дальше) обозначается как поздняя зрелость. В этот период у человека ухудшается здоровье, он стремится к уединению, он переживает смерть супруга, друзей-ровесников. В этот период человек сталкивается не столько с психосоциальным кризисом, сколько с интегративной оценкой всей прожитой жизни. Только в старости, по мнению Эриксона, приходит настоящая зрелость, позволяющая человеку оценить предшествующий опыт и достижения. Это полюс, обозначенный им как мудрость.
На другом полюсе находятся старые люди, не реализовавшие себя, осознающие невозможность начать все сначала. У них превалируют два типа раздражения: сожаление о невозможности пережить свою жизнь заново и отрицание своих недостатков с перенесением их на окружающий мир.
Для социальной работы данная концепция полезна тем, что проблемы людей старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис, а объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями предшествующих возрастных периодов26.