Критерии поведенческой тактики
Для достижения цели поведенческой стратегии необходимо выбрать обоснованную поведенческую тактику.
Поведенческая тактика – это приемы, виды, формы, способы поведения человека в конкретных условиях для достижения поставленной цели.
Облегчить эту работу помогает знание основных критериев такого выбора: учет конкретной деловой ситуации –уточнение конкретной цели- самокритичный учет собственных возможностей и целесообразность их использования в данных условиях - учет социально - психологических качеств личности (пол, возраст, образование, способности, мотивация, семейное положение, уровень жизни и другое).
Чтобы не совершать поведенческих ошибок, полезно знать характерный психологический тип собеседника: позитивный, вздорный, хладнокровный, «болтун», «всезнайка», манипулятор и другие.
ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ 2
Студентам предлагается ответить на вопросы следующих двух тестов
Задание 2.1. ТЕСТ «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
Уверенность в себе является следствием нашей самооценки, т. е. ощущения того, как мы выглядим в глазах других лиц.
Каждый человек хочет, чтобы его любили и уважали. У каждого есть чувство собственного достоинства. Когда мы видим, что люди ценят нас, мы крепче начинаем держаться на ногах, стараемся совершенствоваться, тянемся к тому, чтобы стать лучше. Если же мы чувствуем (или нам кажется), что люди отворачиваются от нас, мы съеживаемся, горбимся и от этого обретаем жалкий вид. В таких случаях мы начинаем сомневаться в себе, а от этого все валится у нас из рук, ничего толком не получается. Вряд ли при таком уровне самооценки мы сможем достигнуть успеха в какой-либо деятельности.
Попробуйте оценить степень уверенности в себе.
При ответах на вопросы выберите соответственно а, б, в, г, д, е:
1. Вы узнали, что Ваш знакомый говорил о Вас не совсем приятное. Как Вы поступите?
а) поговорите с ним об этом;
б) перестанете с ним общаться;
2. При входе в трамвай (автобус, метро) Вас грубо толкают в бок. В этом случае Вы:
в) пытаетесь пробиться вперед;
е) ждете, пока все пройдут;
а) вслух протестуете.
3. Во время споров Вы замечаете, что собеседник имеет свою точку зрения. Вы:
б) стараетесь не побуждать его к отказу от своего мнения;
д) попытаетесь убедить собеседника в том, что вы правы.
4. Вы опоздали на совещание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
б) стоите в глубине помещения;
е) ищите другой стул;
д) без колебания направляетесь в первый ряд.
5. Не кажется ли Вам, что Вы очень часто извиняетесь?
е) Да.
д) Нет.
6. Трудно ли Вам вступить в разговор с незнакомым человеком?
е) Да.
д) Не очень.
7. В магазине самообслуживания Вы не нашли нужного товара. Неудобно ли Вам уходить с пустыми руками?
б) Да.
а) Нет.
8. На работе собирают деньги по какому-то случаю. Вы:
в) сразу даете положенную сумму;
а) ждете, когда Вас попросят;
г) вам приятно, что вас просят о таких вещах.
9. От вас требуют услуги, которая может принести Вам неприятность. Легко ли вам оказаться?
в) Да.
б) Нет.
10. Вам представляется возможность поговорить с известным человеком. Вы:
д) используете возможность;
е) отказываетесь.
11. Вас забыли включить в список на поощрение, хотя Вы заслуживаете этого. Вы:
а) требуете объяснения;
г) молчите, чтобы не иметь неприятностей.
12. Вы несправедливо получил низкую оценку. Вы:
б) ничего не предпринимаете;
е) встречаетесь с преподавателем для объяснения.
РЕЗУЛЬТАТЫ: перечитайте ответы, отмеченные буквами и запишите их в столбик. Перемножьте баллы на указанные коэффициенты, получите общий результат:
а х3 = г х2 =
б х0 = д х4 =
в х5 = е х1 =
ОЦЕНКА:38−42 балла степень уверенности очень высокая; 30−37 баллов − высокая; 26−29 − средняя; 25 и менее − низкая. Показатель ниже 27 баллов свидетельствует о необходимости немедленно заняться своим самовоспитанием.
Задание 2.2. ШКАЛА ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Перед Вами шкала самооценки. Цифра 7 обозначает высшую степень обозначенных свойств, цифра 1 − низшую. Сделайте свой выбор.
1. Быстрота ума | |||||||
2. Умение предвидеть события | |||||||
3. Способность распоряжаться имеющейся информацией | |||||||
4. Умение принимать решения | |||||||
5. Способность генерировать идеи | |||||||
6. Спонтанность и беглость речи | |||||||
7. Образность речи | |||||||
8. Богатство словаря | |||||||
9. Умение излагать мысль письменно | |||||||
10. Доказательность доводов | |||||||
11. Умение слушать собеседника | |||||||
12. Умение убеждать | |||||||
13. Понимание других людей | |||||||
14. Способность прогнозировать поведение наблюдаемого человека | |||||||
15. Проявление искренности в поведении | |||||||
16. Фундаментальность образования | |||||||
17. Профессиональная подготовленность | |||||||
18. Устремленность к самообразованию | |||||||
19. Начитанность | |||||||
20. Приверженность к инновациям |
Процедуры обработки:
1. Соедините все отмеченные цифры жирной линией и Вы получите график самооценки.
2. Попросите сделать то же самое своих друзей, коллег. Найдите средний балл по каждой строке. Вы получите график − «взгляд со стороны».
3. Поразмыслите над полученными двумя графиками. Продумайте программу самовоспитания.