Субстантивно‑глагольный класс
Глаголы данного класса объединены категориальным значением 'действие, имеющее отношение к предмету'. Они образуются от существительных несколькими способами: путем суффиксации: гармонь → гармонить, весна → весновать; префиксально‑суффиксальным способом: грязь → нагрязить; суффиксально‑постфиксальным способом: клубок → клубочиться; префиксально‑суффиксально‑постфиксальным способом: бант → разбантиться. Все эти способы используются при образовании окказиональных дериватов в речи ребенка.
Суффиксальные глаголы
‑И(ТЬ). Модель с данным формантом отличается высокой степенью продуктивности. Семантические разновидности дериватов бесконечно разнообразны, все они представляют собой варианты общего категориального значения, свойственного дериватам данного класса. К глаголам на ‑И‑(ТЬ) больше, чем ко всем другим, относится высказывание И. С. Улуханова о том, что «никакая семантическая классификация отыменных глаголов не в состоянии охватить многих уникальных значений этих глаголов… указать семантические границы новообразований» [Улуханов 1977: 127]. Выделим наиболее частотные семантические подтипы данных глаголов, отмеченные среди детских окказиональных дериватов.
1. Глаголы со значением 'совершать действие, свойственное производящему существительному': Они там два годасолдатили; Пойду с папоймалярить!;Вратарить у вас буду!; Вставайте, хватит лежебочить!; Мышалунили; Любишь тыкомандирить!
2. Глаголы со значением 'действовать с помощью предмета' (отметим, что в нормативном языке такие дериваты сравнительно немногочисленны). В речи детей зарегистрировано огромное количество инноваций такого типа: Давай топор, будутопорить; Мыграбилина площади;Молоточить будем с тобой; Папа травусерпит; Что делают жерновами? – Жерновят; Пойдулопатить грядку. Рисует веточкой на снегу: Это грабли! Яграблю‑граблю; Я будуножитьмясо, а ты – мясорубить; Пошли полшвабрить.
Особая разновидность этого типа – 'играть на музыкальном инструменте, названном производящим существительным': Давайгитарить; Я слышал, как дядягармония; Он давайколоколить; Она бегала иколокольчила (звонила в колокольчик).
3. Глаголы со значением 'функционировать, выполнять функцию, типичную для данного предмета': Автомат неавтоматит; Пистолет у тебяпистолетит?; Как «Нива»нивит?; Почему колокольчик неколоколит?; Пушка непулит. Я туда шарик запёк.
Остальные подтипы представлены единичными примерами: Хочу пластилинить ('действовать с помощью материала, названного производящим словом'); Кузнечикикузнечат ('издавать характерный для предмета звук').
‑ОВА‑(ТЬ),‑ИЗОВА‑(ТЬ),‑ИЗИРОВА‑(ТЬ). В современном языке выделяется значительное количество семантических подтипов данной модели, однако детьми используется преимущественно подтип со значением 'действовать с помощью того, что названо производящим существительным': Пошелстамесовать (работать стамеской); Пожарныенасосовали; Ты своими башмаками небашмакуй(т. е. не наступай ими на ноги). Мальчик играет с грузовиком, водружает его на саночки и произносит: Грузовать будет!Грузовала грузовая машина.
Иногда реализуется частное значение 'совершать действие, производимое в том месте, которое названо производящим словом': Вагон будет тутдеповать? – или значение 'совершать действие, проводимое в то время, когда имеет место период, обозначенный производящим словом': А где птицы будутвесновать?
‑НИЧА‑(ТЬ). В детских словообразовательных окказионализмах реализуются лишь некоторые из частных словообразовательных значений, свойственных данной модели:
1) 'совершать действия, свойственные тому, кто назван производящим словом' (ср. в нормативном языке: столярничать): Школьники в школешкольничают; Ты хотела бы в речкерусальничать?; Онгрубиянничает на меня;
2) 'совершать действия, имеющие объектом то, что названо производящим существительным': Папа чаевничает, а яселёдничаю(катализатором словопроизводственного процесса является наличие изоструктурного слова «чаёвничать»);
3) 'заниматься тем, что названо производящим существительным'. В качестве производящих при этом выступают абстрактные существительные. По‑видимому, в нормативном языке подобные образования отсутствуют: Они у меня (куклы) гимнастничают; Мама у нас любитклоунадничать.
‑А‑(ТЬ). В детских словообразовательных окказионализмах общее значение конкретизируется следующим образом (в нормативном языке прямые параллели отсутствуют):
1) 'вести себя, как предмет, названный производящим словом': Это яволкаю (воет, как волк);
2) 'совершать действия, свойственные предмету, названному производящим существительным': Будем домадомоседать?; Часыбудильникают;
3) 'действовать с помощью того, что названо производящим существительным': Идет слон ихоботает; Молоткай, но не пой (деду, который работает молотком и поет); Этими духамидухать будут; Петя тамверёвает (привязывает веревку к санкам);
4) 'заниматься тем, что названо производящим существительным'. В качестве производящих слов выступают абстрактные существительные: Надо вот такпрыжкать (делает прыжки).
‑Е‑(ТЬ). Модель служит для образования дериватов со значением 'приобретать признак, названный производящим существительным': Уже понемногутемнотеет на улице (ср. с нормативным глаголом «темнеть», также имеющим инхоативное значение, но восходящим к прилагательному); Уже потихонькузимеет; Якрасотею, красотею, а никто не замечает!; Веточкилистеют – становятся похожими на листья, превращаются в листья.
‑НУ‑(ТЬ). «Русская грамматика» не фиксирует подобной отсубстантивной модели. Глаголы с использованием форманта ‑НУ– в соответствии с нормой литературного языка образуются только от прилагательных. Тем не менее детская речь изобилует дериватами такого типа. В ряде случаев возникают параллельные образования с ‑А‑(ТЬ) (со значением многоактности) и ‑НУ‑(ТЬ) (со значением одноактности), например: Идет слон ихоботает… Вот мартышку хоботнул; А меня электричеством нетокнет?; Закрой окно, а то какгрозанет! (за окном гроза); Громнул гром; Мышкахвостнула, и яичко разбилось;Солдат какштыкнёт!;Пузырну разок и отдам Ане (речь идет о приспособлении, с помощью которого пускают мыльные пузыри).