Классификация управленческих решений. Классификация управленческих решений[14] необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке
Классификация управленческих решений[14] необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По продолжительности действия:
· оперативные;
· тактические;
· стратегические.
2. По числу альтернатив:
· бинарное решение (имеются две альтернативы действия - «да» или «нет»);
· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);
· многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);
· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
3. По субъекту, принимающему решения:
· индивидуальные;
· групповые.
4. По сфере действия:
· технические;
· экономические;
· социальные;
· политические и другие.
5. По степени неопределенности (полноты информации):
· решения в условиях определенности;
· решения в условиях риска (вероятностной определенности);
· решения в условиях неопределенности.
6. По степени сложности подготовки управленческого решения:
· стандартные или программируемые;
· нестандартные или непрограммируемые.
7. По степени уникальности:
· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;
· рутинные.
8. По подходу к принятию решения:
· интуитивные;
· основанные на суждении;
· основанные на рациональности.
9. По форме отражения:
· план;
· программа;
· приказ;
· указание.
10. По типу личности менеджера, принимающего решения:
· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;
· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
· осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
· уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
11. По степени достижения целей:
· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
· эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
В книге Фатхутдинова[15] Р. А. предлагается классифицировать управленческие решения по следующим признакам:
1. Стадия жизненного цикла товара:
· маркетинг;
· НИОКР[16].
2. Подсистема системы менеджмента:
· целевая;
· функциональная.
3. Сфера действия:
· технические;
· экономические;
· политические.
4. Цель:
· коммерческие;
· некоммерческие.
5. Ранг управления:
· верхний;
· средний;
· нижний.
6. Масштабность:
· комплексные;
· частные.
7. Организация выработки:
· личные и коллективные;
· индивидуальное и групповое.
8. Продолжительность действия:
· стратегические;
· тактические;
· оперативные.
9. Объект воздействия:
· внешние;
· внутренние.
10. Методы формализации:
· текстовые;
· графические;
· математические.
11. Повторяемость:
· разовые;
· повторяющиеся.
12. Формы отражения:
· план;
· программа;
· приказ;
· указание.
13. Сложность:
· стандартные;
· нестандартные.
14. Способ передачи:
· вербальные;
· письменные;
· электронные.
Принимая чисто интуитивные решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор является полностью правильным. В данном решении присутствует своего рода озарение, которое посещает, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджерам среднего звена приходится больше полагаться на получаемую информацию и помощь современных технологий, например ЭВМ. Но, несмотря на тот факт, что интуиция улучшается вместе с приобретением опыта, результатом которого часто и является высокая должность, менеджер, который ориентируется только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор бывают не очень высоки.
Решения, которые основываются на суждении, во многом идентичны с интуитивными, скорее всего, потому, что на первый взгляд их логика весьма слабо наблюдается. Но, в отличие от интуитивных решений, в основе решений, основанных на суждении лежат знания и осмысленный опыт прошлых лет. Используя их и руководствуясь принципом здравого смысла, а также делая поправку на сегодняшний день, менеджерами выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в похожей ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл наблюдается не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не является очень надежным, хоть и подкупает своей быстротой и дешевизной.
Поскольку решения принимают люди, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их созданию. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, которые внимательно и критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения — это те решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются очень быстро. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
Вывод:
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
1. По продолжительности действия;
2. По числу альтернатив;
3. По субъекту, принимающему решения;
4. По сфере действия;
5. По степени неопределенности (полноты информации);
6. По степени сложности подготовки управленческого решения;
7. По степени уникальности;
8. По подходу к принятию решения;
9. По форме отражения;
10. По типу личности менеджера, принимающего решения;
11. По степени достижения целей.
Заключение
Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).
2. К особенностям управленческой деятельности относятся:
- умственный труд менеджера, который заключается в трех основных видах деятельности: организационно-административная и воспитательная; аналитическая, конструктивная и творческая; операторская, то есть информационно-техническая.
- менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников.
- предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.
- результатом управленческой деятельности являются управленческие решения.
3. Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.
4. Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.
5. Классификация или классифицирование — это процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.
6. Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
6.1. По продолжительности действия;
6.2.По числу альтернатив;
6.3. По субъекту, принимающему решения;
6.4. По сфере действия;
6.5. По степени неопределенности (полноты информации);
6.6. По степени сложности подготовки управленческого решения;
6.7. По степени уникальности;
6.8. По подходу к принятию решения;
6.9. По форме отражения;
6.10. По типу личности менеджера, принимающего решения;
6.11. По степени достижения целей.
Список литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.- 504с.
2. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И.Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.
3. Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ») – Учебное пособие.
4. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: И Н Ф Р А - М . — 2002. — 314 с. — (Серия "Высшее образование").
5. http://www.cfin.ru
6. http://delovoymir.biz
7. http://www.upravlenie24.ru
8. http://rudiplom.ru
9. http://www.psylive.ru
10. http://sumdu.telesweet.net
11. http://lib4all.ru
12. http://ru.wikipedia.org
13. http://tolkslovar.ru
14. http://revolution.allbest.ru
[1] http://www.cfin.ru/management/strategy/estimate_management.shtml?printversion
[2] Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.- 504с. - страница 6,7
[3] http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10066
[4] Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И.Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с – страница 38
[5] http://www.upravlenie24.ru/managmentprinzip.htm
[6] http://rudiplom.ru/lectures/menedzhment/2093.html
[7] http://www.psylive.ru/articles/609_psihologicheskie-osobennosti-upravlencheskoi-deyatelnosti.aspx
[8] http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Osnovyi-menedzhmenta/14898/index.html
[9] СмирновЭ.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ») – Учебное пособие, страницы 4-6
[10] http://lib4all.ru/base/B1870/B1870Part2-9.php
[11] http://lib4all.ru/base/B1870/B1870Part3-14.php
[12] http://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация
[13] http://tolkslovar.ru/k4903.html
[14] http://revolution.allbest.ru/management/00289045_0.html
[15] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: И Н Ф Р А - М . — 2002. — 314 с. — (Серия "Высшее образование"). – страница 15-17
[16] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы