Классификация управленческих решений. Классификация управленческих решений[14] необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке

Классификация управленческих решений[14] необходима для определения общих и конкретно- специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По продолжительности действия:

· оперативные;

· тактические;

· стратегические.

2. По числу альтернатив:

· бинарное решение (имеются две альтернативы действия - «да» или «нет»);

· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);

· многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);

· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

3. По субъекту, принимающему решения:

· индивидуальные;

· групповые.

4. По сфере действия:

· технические;

· экономические;

· социальные;

· политические и другие.

5. По степени неопределенности (полноты информации):

· решения в условиях определенности;

· решения в условиях риска (вероятностной определенности);

· решения в условиях неопределенности.

6. По степени сложности подготовки управленческого решения:

· стандартные или программируемые;

· нестандартные или непрограммируемые.

7. По степени уникальности:

· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;

· рутинные.

8. По подходу к принятию решения:

· интуитивные;

· основанные на суждении;

· основанные на рациональности.

9. По форме отражения:

· план;

· программа;

· приказ;

· указание.

10. По типу личности менеджера, принимающего решения:

· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»;

· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;

· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

· осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

· уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

11. По степени достижения целей:

· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;

· эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

В книге Фатхутдинова[15] Р. А. предлагается классифицировать управленческие решения по следующим признакам:

1. Стадия жизненного цикла товара:

· маркетинг;

· НИОКР[16].

2. Подсистема системы менеджмента:

· целевая;

· функциональная.

3. Сфера действия:

· технические;

· экономические;

· политические.

4. Цель:

· коммерческие;

· некоммерческие.

5. Ранг управления:

· верхний;

· средний;

· нижний.

6. Масштабность:

· комплексные;

· частные.

7. Организация выработки:

· личные и коллективные;

· индивидуальное и групповое.

8. Продолжительность действия:

· стратегические;

· тактические;

· оперативные.

9. Объект воздействия:

· внешние;

· внутренние.

10. Методы формализации:

· текстовые;

· графические;

· математические.

11. Повторяемость:

· разовые;

· повторяющиеся.

12. Формы отражения:

· план;

· программа;

· приказ;

· указание.

13. Сложность:

· стандартные;

· нестандартные.

14. Способ передачи:

· вербальные;

· письменные;

· электронные.

Принимая чисто интуитивные решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор является полностью правильным. В данном решении присутствует своего рода озарение, которое посещает, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджерам среднего звена приходится больше полагаться на получаемую информацию и помощь современных технологий, например ЭВМ. Но, несмотря на тот факт, что интуиция улучшается вместе с приобретением опыта, результатом которого часто и является высокая должность, менеджер, который ориентируется только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор бывают не очень высоки.

Решения, которые основываются на суждении, во многом идентичны с интуитивными, скорее всего, потому, что на первый взгляд их логика весьма слабо наблюдается. Но, в отличие от интуитивных решений, в основе решений, основанных на суждении лежат знания и осмысленный опыт прошлых лет. Используя их и руководствуясь принципом здравого смысла, а также делая поправку на сегодняшний день, менеджерами выбирается тот вариант, который принес наибольший успех в похожей ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл наблюдается не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не является очень надежным, хоть и подкупает своей быстротой и дешевизной.

Поскольку решения принимают люди, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их созданию. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают менеджеры, которые внимательно и критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения — это те решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются очень быстро. Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются в основном в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

Вывод:

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

1. По продолжительности действия;

2. По числу альтернатив;

3. По субъекту, принимающему решения;

4. По сфере действия;

5. По степени неопределенности (полноты информации);

6. По степени сложности подготовки управленческого решения;

7. По степени уникальности;

8. По подходу к принятию решения;

9. По форме отражения;

10. По типу личности менеджера, принимающего решения;

11. По степени достижения целей.

Заключение

Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).

2. К особенностям управленческой деятельности относятся:

- умственный труд менеджера, который заключается в трех основных видах деятельности: организационно-административная и воспитательная; аналитическая, конструктивная и творческая; операторская, то есть информационно-техническая.

- менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников.

- предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.

- результатом управленческой деятельности являются управленческие решения.

3. Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

4. Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

5. Классификация или классифицирование — это процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.

6. Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

6.1. По продолжительности действия;

6.2.По числу альтернатив;

6.3. По субъекту, принимающему решения;

6.4. По сфере действия;

6.5. По степени неопределенности (полноты информации);

6.6. По степени сложности подготовки управленческого решения;

6.7. По степени уникальности;

6.8. По подходу к принятию решения;

6.9. По форме отражения;

6.10. По типу личности менеджера, принимающего решения;

6.11. По степени достижения целей.

Список литературы

1. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.- 504с.

2. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И.Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с.

3. Смирнов Э.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ») – Учебное пособие.

4. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: И Н Ф Р А - М . — 2002. — 314 с. — (Серия "Высшее образование").

5. http://www.cfin.ru

6. http://delovoymir.biz

7. http://www.upravlenie24.ru

8. http://rudiplom.ru

9. http://www.psylive.ru

10. http://sumdu.telesweet.net

11. http://lib4all.ru

12. http://ru.wikipedia.org

13. http://tolkslovar.ru

14. http://revolution.allbest.ru

[1] http://www.cfin.ru/management/strategy/estimate_management.shtml?printversion

[2] Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2006.- 504с. - страница 6,7

[3] http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10066

[4] Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И.Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. - 336 с – страница 38

[5] http://www.upravlenie24.ru/managmentprinzip.htm

[6] http://rudiplom.ru/lectures/menedzhment/2093.html

[7] http://www.psylive.ru/articles/609_psihologicheskie-osobennosti-upravlencheskoi-deyatelnosti.aspx

[8] http://sumdu.telesweet.net/doc/lections/Osnovyi-menedzhmenta/14898/index.html

[9] СмирновЭ.А. Управленческие решения. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 264 с. — (Серия «Вопрос-ответ») – Учебное пособие, страницы 4-6

[10] http://lib4all.ru/base/B1870/B1870Part2-9.php

[11] http://lib4all.ru/base/B1870/B1870Part3-14.php

[12] http://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация

[13] http://tolkslovar.ru/k4903.html

[14] http://revolution.allbest.ru/management/00289045_0.html

[15] Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: И Н Ф Р А - М . — 2002. — 314 с. — (Серия "Высшее образование"). – страница 15-17

[16] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Наши рекомендации