Тенденции современной социокультурной ситуации в стране, в мире.
Пожалуй, ключевыми тенденциями современной социокультурной ситуации в мире выступают два процесса -глобализация и информационная революция.
Глобализация - интеграция рынков, финансов, технологий. Главной особенностью глобализации является скорость - в торговле, передвижении, в коммуникациях, инновациях и продвижении их на рынок. Многие рассматривают глобализацию как проблему чисто экономическую, на самом же деле она значительно раздвинула рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополнив, а иногда и заменив их потоками людей, идей и знания. Небывалый рост объема знания (а удвоение объема знания сегодня происходит за 10 лет; по оценкам ученых через 10 лет ожидается, что оно будет происходить всего за 70 дней) охватил все сферы человеческой деятельности от науки до экономики, от политики до культуры и области развлечений.
Что означает глобализация?
J) Жизнь отдельных народов во все большей степени подвергается возрастающему воздействию идей, информации, знания.
2) Навыки, творчество, предприимчивость - залог успеха в условиях глобализации. В обществе, где овладение знаниями - одна из первоочередных задач, экономическая мощь мало зависит от природных ресурсов, размеров территории или географического положения. Образовательная деятельность становится важнейшей компонентой экономического развития.
3) Неправительственные организации, частный сектор играют все возрастающую роль в управлении. Растет объем иностранных инвестиций, и именно качество человеческого капитала стало ключевым в оценке инвестиционного климата.
Глобализация во многом принимает черты информационной революции. Модернизация общества предполагает переход от общества индустриального к обществу информационному; в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми.
Различия между развитыми и развивающимися странами только на одну треть обусловлены различием в уровнях развития экономических систем, а на две трети - различием в уровне и качестве образования. И если развивающиеся страны не смогут предпринять шаги в освоении того, что несут за собой информационные технологии, они в 21 веке станут еще беднее. То же самое относится и к другим странам, и каждому конкретному человеку.
Один из самых болезненных для человечества аспектов глобализации - растущее экономическое неравенство в мире. Наиболее очевидно это неравенство позволяет увидеть сопоставление доходов отдельных богатейших людей планеты с доходами целых стран. Совокупное состояние 200 самых богатых людей земли более чем удвоилось с 1994 по 1998 г. - с 440 млрд. долларов до более одного триллиона долларов и превысило совокупный доход 41% населения земли. Только 1% от этого дохода смог бы обеспечить обучение в начальных школах всех детей мира (на это требуется 7-8 млрд. долларов). Три супербогатых человека в мире владеют активами, превышающими годовой доход 48 наименее развитых стран с населением 600 млн. человек.
По прогнозам американских социологов в 2015 г. максимальное число занятого населения в США - около 23% - будет работать в сфере образования.
Таким образом, через К) лет после окончания холодной войны прежнее мироустройство сменяется новой международной системой - глобализацией. Глобализация является неотъемлемым элементом сегодняшнего дня. И то, насколько успешно страны смогут приспособиться к ней. зависит от того, насколько эффективна система образования.
2.2. Образование как способ вхождения человека в мир
культуры, основные функции образования.
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. В современном и широком понимании культура — это весь накопленный человечеством опыт и все богатство материальных ценностей.
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры. И для конкретной личности это не просто процесс восприятия, и сохранения определенных знаний и ценностей. Личность изменяется, развивается по мере вхождения в мир культуры. Поэтому образование - это средство личностного развития.
Образование является социокулыурным феноменом и выполняет социокультурные функции,Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Основные функцииобразования.
1. Образование — это способ передачи накопленных знаний человеку, способ вхождения в мир науки и культуры.
2. Образование - это среда общения (образовательная среда, сформированная в школе, в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе).
3. Образование - это средство развития и становления человека как личности и профессионала, это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее самоутверждения.
4. Образование - это средство обеспечения преемственности поколений.
5. Образование - фактор социального прогресса, так как обеспечивает взаимосвязь науки с производством.
В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство и развитие. Воспроизводство всего общественного опыта, культуры в новых поколениях. Развитие с помощью образования личности человека.
2.3. Образование как средство разрешения глобальных проблем
человечества.
Еще одна очень важная функция образования, которая особенно актуальна в современном мире - это разрешение глобальных проблем человечества при помощи повышения культуры и ответственности людей за свою жизнь, за свой Дом. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).
Будущее цивилизации зависит не от все более изощренных материальных носителей человеческого разума. Лишь при творческом, нравственном включении человека в процесс созидания материальные творения человеческого разума могут быть использованы во благо, а не во зло. В извечной борьбе созидательных и разрушительных сил, результат которой и определяет будущее, решающее значение приобретают духовные, нравственные факторы. Именно образование принципиально «работает» на будущее,предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты.
Образование влияет на экономику, культуру, политику, науку. Именно система образования способна оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, находить свои возможности решения локальных или глобальных проблем.
В современном мире речь идет в буквальном смысле о физическом выживании человечества. Вот основные глобальные опасности человечеству:
V ментальная несовместимость многих человеческих сообществ (религиозные организации, тоталитарные режимы, национальные конфликты, безграмотность примерно 1 миллиарда жителей планеты, различный экономический уровень жизни - число живущих в нищете составляет более 1 миллиарда человек, терроризм);
V болезни (СПИД, рак, наркомания); V надвигающаяся экологическая катастрофа; V огромный потенциал ядерного оружия.
Причиной этих проблем отчасти является объективный ход развития общества, но в большей степени - сам человек, потерявший веру в нравственные, духовные ценности, лишившийся жизненных ориентиров и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы. Только образованию посильна историческая роль в спасительной интеграции между знанием и верой. Только образование может целенаправленно формировать жизнеутверждающие ментальные качества личности и общества.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Каковы основные тенденции современной социокультурной ситуации в
мире?
2. Что такое глобализация? В чем она проявляется?
Я. Каковы социальные издержки глобализации?
4. Как образование стимулирует экономическое развитие?
5. Как образование обеспечивает вхождение человека в мир культуры?
6. Каковы основные функции образования?
7. Как образование может противостоять глобальным проблемам
человечества?
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Почему глобализация и информационная революция -две стороны одного
явления?
2. Как проявляются общемировые социокультурные тенденции в нашей
стране?
3. Какой из двух основных функций образования - воспроизводству или
развитию - принадлежит ведущая роль в современном мире?
4. Почему из всех современных катастроф самая опасная - это катастрофа,
происходящая с человеком?
5. Какие качества личности можно отнести к жизнеутверждающим?