Особенности современной социокультурной ситуации в россии

Современное социокультурное состояние России вызывает серьезный интерес у многих исследователей. Сразу оговоримся, что в меньшей степени мы будем следовать политическому, экономическому анализу, и будем обращаться к данным такого рода лишь в случае необходимости. Наша задача состоит именно в исследовании социокультурного своеобразия процессов, происходящих в России. Скорее это можно будет назвать диагностикой ее современного социокультурного состояния.
Практически любая оценка социокультурного состояния нашей страны начинается с признания или констатации «русского культурного своеобразия», о котором говорится уже не одно столетие. Этот термин, введенный в научный обиход П. Н. Савицким и определяющий русскую культуру как евразийскую, уже всеми принимается как естественное российское состояние. Более того, русская культура уже давно определила в своем развитии некоторые черты этого культурного своеобразия, которое отмечает ее место в мировой культуре, ее связи и взаимодействия с другими социокультурными образованиями. Мы также будем опираться на это понятие, и именно из него будем выводить характерные черты современной российской социокультурной ситуации.
Особенностью русского культурного архетипа является потребность в центральном событии. Именно вокруг него собирается русская культура, строятся ментальные схемы, поднимается национальное самосознание, появляется смысл бытия личностного и бытия социума и их нормальное для личности соотнесение. Как справедливо отметил А. И. Чернокозов, русская культура нуждается в центральном событии, которое упорядочивало бы событие индивидуальное и событие космоса (1*). Это отражает стремление русской культуры к событийной симметрии. На протяжении ХХ в., когда потрясения социального порядка активно меняли социокультурную картину мира и отдельных национальных культур, таким центральным событием для нашей страны становились революция, победа в Великой Отечественной войне. Теперь Россия во многом испытывает сложности и трудности своего социокультурного бытия, потому что у нее нет центрального события, вокруг которого могла бы объединиться нация, которое питало бы культурные корни. Это проявляется в виде психической потерянности, культурной разбросанности, отсутствия идеалов, подавленности, неверия целых поколений, а также в более сильном, чем обычно, разногласии между поколениями. Поиск события — так можно охарактеризовать наше современное культурное состояние. Когда оно будет найдено, выделено, затем оформлено в национальном сознании, тогда возможно построение вокруг него системы ценностей, равновесие в культурном, социальном, глобальном плане.
Не менее важным положением при характеристике современной социокультурной ситуации в России становится смена ценностей, которую мы пережили на протяжении ХХ века. ХХ в. принес приоритет ценностям рационалистическим, но при опоре на конкретное событие они смогли дать практический результат как в области культуры, так и в области НТР. Сейчас же ни рационалистические, ни иные ценности не являются превалирующими, поскольку они выпали из того равновесия, которое им было предложено в период с 1917 по 1985 гг. Чистый рационализм претит русскому человеку. Духовная же жизнь не имеет единого начала, и поиск ее идеалов тоже сведен к личностным экспериментам при максимальных возможностях экспериментирования с различными учениями, религиями, причем это происходит с позиций акцентированного глобализма, снятия культурных границ. Это придает еще большую неустойчивость данным процессам внутри современной русской культуры. Также характерной чертой современной социокультурной ситуации в России можно назвать неравномерность происходящих социокультурных изменений. Данные явления наблюдаются, во-первых, внутри различных социальных групп и проявляются в степени их приобщения, принятия и участия в социокультурных изменениях. Во-вторых, мы с этим сталкиваемся, когда рассматриваем отношения перифериии и центра, характеризующие их углубляющийся разрыв в сфере информации, потребления, формирования культурных потребностей и возможностей их реализации. В настоящее время разрыв такого рода представляется одним из угрожающих факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для вывода современной России из нынешнего состояния. Продолжая рассмотрение состояния российской социокультурной ситуации, мы можем отметить акцентированную бинарность как характерную черту русской культуры на протяжении достаточно длительного периода развития. Можно сказать, что на современном этапе социокультурная ситуация демонстрирует разрыв и смещение бинарных пар, которые нарушили внутреннее равновесие русской культуры. Здесь надо искать причины многих проблем современной России. Оно является следствием этого разрыва и столкновения архетипов, которые приобретают особую остроту именно на нашей почве. Важнейшей особенностью соборности является черта, кот выражается в том, что потеряв тесные связи с русской почвой, культурой, с «общенародным русским элементом», человек перестает быть личностью, теряет характерные черты и индивидуальные способности. Эта удивительная особенность, опирающаяся на чувство глубокого общенационального единства делает человека чем-то значимым именно в контексте принадлежности к единому духовному образованию. В настоящее время эта знаковая значимая проблема для русской культуры подвергается очень сильному влиянию с разных сторон.
Русская культура в удивительном и неразрывном парадоксальном единстве постоянно преподносит русского человека одновременно и как активного, и как пассивного. Здесь прослеживается влияние центрального события на эту бинарную пару. Активность проявляется в русской культуре там, где есть ценностная жесткая схема и зов центрального события, ради которого совершаются активные действия, целесообразные и результативные. Пассивность проявляется в случаях обыденной повседневности или же, что опаснее, когда отсутствует социокультурный смысл в любых действиях, когда разрушена ценностная ориентация При современной смене ценностей, которые происходят достаточно насильственно и, главное, неравномерно, отрицательная реакция на происходящее, неумение или нежелание встроиться в новое, непонимание нового как нового приводит к пассивности на внешнем уровне – это как реакция организма.
Благодаря открытости русская культура лишена замкнутости и вливается в общий ход культурного развития, позволяет стать его естественным элементом, воспринимает достояния мировой культуры как необходимое условие собственного развития. Но довольно часто открытость русской культуры воспринимают как прямое и неизменное заимствование, как признак слабости, отсутствия своего культурного багажа.
Стабильность в данном случае выступает и как степень сохранения культуры. Развитие может привести к полной ассимиляции с другими культурами. Для России это всегда было весьма сложно. Трудно было провести грань между развитием и ассимиляцией, растворением. В нашей культуре заложен большой как конструктивный, так и деструктивный потенциал, что показали события ХХ в., и в настоящее время это противостояние достигло точки, близкой к критической.
наша характерная черта повышенная гордость за свою древнюю культурную традицию и в то же время полное ощущение себя гражданами мира, ответственными за судьбу мировой цивилизации, близко принимающими ее перспективы, участвующими в ее судьбе.
В современном состоянии социокультурной среды России можно отметить также пространственно-временные особенности. Так, наблюдается изменение культурного пространства. Во-первых, происходит его уплотнение; во-вторых, – сжатие. Уплотнение пространства – это общемировое явление, связанное с информационными и другими сдвигами. Но для России в настоящий момент важнее характеристика сжатия. Это очень сложное явление, поскольку пространственное ощущение сыграло свою формирующую роль в создании социокультурного поля России. Чувство огромного пространства, простора, обширные территории, создающие ощущение единства и единого состояния для русской культуры были и остаются определяющими. В этом пространстве собирается многоязычная, монокультурная, многотрадиционная масса, конгломерат под общей эгидой русского менталитета как связующего звена и той почвы, на которой произрастает социокультурное многообразие. Сейчас мы столкнулись с сужением пространства и в прямом смысле, когда территория нашего государства уменьшилась, исчезли целые культурные регионы и нарушилась многолетняя социокультурная структура. В переносном смысле пространство также раздробилось. На первое место выходит культура регионов, причем часто созданных не на основе культурной традиции, а на основе политико-административной.
То же самое мы наблюдаем и во временном аспекте. Происходит разбалансированность временных параметров. Разорванное восприятие нашей истории уже упоминалось К. Д. Кавелиным как российская особенность.
Наблюдается некое выпадение русской культуры из пространственных и временных рамок. Это яркий пример разбалансированности социокультурной среды. Та напряженность, которую испытывает общество сейчас, является той самой точкой бифуркации, из которой возможны выходы к различным вариантам будущего развития социокультурной среды России. От воздействия множества факторов, в том числе и малых воздействий, возможен переход на линию нового аттрактора с самыми разнообразными последствиями. От вектора этой напряженности, которую обнаруживает противостояние полюсов, зависит качество и направление такого перехода. Но в таком социокультурном напряжении есть и положительное начало, так как именно оно создает максимальное количество вариантов изменения, почву для принятия изменения и обращает внимание на его неизбежность, заставляет искать оптимальные условия перехода.

22. Личность как социальная система. Социальные проблемы личности в переходных процессах трансформации общества

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющие:

а) собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

в) нравственное – высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.

Биогенный компонент – физические данные, состояние здоровья.

Психогенный компонент – эмоции, переживания, волевые устремления, память, способности и т. д.

Социогенный компонент: а) объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); б) способности к творчеству, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями общества; г) нравственные нормы, принципы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд, общественно-политическая, культурная деятельность, досуг).

Личность - одно из центральных понятий общественных наук. Данному понятию традиционно отводится важная роль в формировании социального знания как инструменту диффренциации природного и человеческого. Социология рассматривает личность как элемент социальной структуры и субъект социальной процессуальности. Известно, что личность представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психологическую и духовную индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а итог процесса формирования, становления личности, который называется адаптацией. Можно выделить три уровня социальной адаптации: общественный, групповой и индивидуальный. На уровне общества социальная адаптация представляет собой изменение его структуры, социальных функций под воздействием социальных преобразований. Важнейшими признаками адаптации на уровне общества являются: формирование социальной структуры общества, адекватной новым социальным отношениям, институциализация новых социальных функций, изменение норм общественной жизни, формирование нового жизненного стандарта. Признаками отсутствия адаптации выступает падение уровня жизни, рост социальной поляризации, усиление социальной напряженности и конфликтности в обществе криминализацией общества, в негативных демографических изменениях (росте смертности, уменьшении рождаемости); растущей эмиграции. Адаптационное взаимодействие больших социальных групп и социальной среды - важнейшая составляющая трансформационных процессов в современном обществе. Адаптация заключается не столько в принятии отдельных элементов, сколько в социальном и психологическом освоении меняющегося типа, целостной системы общественных отношений (адаптация к новому строю), а также в социальной и психологической способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим (адаптация к переходному кризису). Радикальное реформирование всех без исключения сфер жизни общества сопровождалось его массовой социальной деградацией. Падение количественных показателей, разрушение существующей промышленной структуры, снижение инвестиций вызвали массовую безработицу. Пренебрежительное отношение к проблеме социальной адаптации, проявляющееся в отсутствии целевых государственных программ по оптимизации адаптации различных групп населения, провоцирует социальную нестабильность, криминализацию и маргинализацию социума.

В то же время социальная адаптация личности есть атрибутивное свойство субъектов социальной жизнедеятельности. Адаптирующийся субъект предстает в качестве человека-преобразователя, который активно творя себя и свою социальную среду, тем самым приспосабливается к этой последней. Показателем успешной адаптации (адаптированности) является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой. Показателем низкой социальной адаптации (адаптируемости) является перемещение индивида в другую социальную среду - маргинализация (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и девиантное поведение.

23.Основные теории личности в зарубежной и отечественной социологии.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Многомерная, сложно организованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании такого феномена, как личность, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Один из них – образ человека как совокупности социальных ролей.

Ролевая концепция личности. Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления определенных ролей.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Чарлз Кули, Джордж Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Другая концепция личности – это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д.

Концепция "зеркального Я"разработана аме­риканским исследователем Ч. Кули.В соответствии с этой концепцией личность формируется в процес­се ее социального взаимодействия и отражает пред­ставления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди.

В ходе межличностного об­щения человек создает свое зеркальное "Я", которое состоит из элементов:

• представления о том, как его воспринимают дру­гие люди;

• представления о том, как они его оценивают.

Деятельностный подход: в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

.24.Социальный статус личности. Проблемы гражданских прав и свобод.

Социальные статусы В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, приятель, начальник, капитан, ребенок, – все это статусы. В определенных рамках будущий покупатель выбирает ткань и фасон. Однако человек не всегда может выбрать он будет исходить из того, что имеется в культуре. Более того, наш выбор ограничивается размером и нашими финансовыми возможностями. Сделав выбор в данных рамках, мы можем внести некоторые изменения. Статусы тоже поступают готовыми, и диапазон выбора здесь ограничен. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. не каждый чел-к может быть избран президентом. Женщины, национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус. Эти наблюдения подводят нас к рассмотрению приписываемого и достигнутого статуса.

Приписываемые и достигнутые статусы.Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица. Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. врач, актер, тренер – все это примеры достигнутого статуса.

Основной статус. Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус – это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

25. Социолизация личности как процесс формирования и развития. Типы, способы, факторы и формы социологизации.

Социализация – процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли.

Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющий индивиду претендовать на занятие определенных соци­альных позиций и приобретение соответствующего соци­ального статуса; овладение формами, ценностями, сим­волами, нормами, традициями и т.п. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной идентичности; достижение статуса взросло­го - самостоятельного и автономного субъекта, способ­ного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожида­ниями общества, а также социальных общностей и групп, «которым принадлежит индивид. Социализация представ­ляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, об­щество воздействует на индивида, а с другой, индивид на общество.

Наши рекомендации