Директивы министра обороны и Генерального штаба 19 страница
В соответствии со ст. 110 ДУ ВС РФ каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.
Жалоба подается военнослужащим непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются. В том случае, если заявляющий жалобу военнослужащий не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается им по команде.
Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
Далее остановимся на положениях гл. 5 ДУ ВС РФ, раскрывающих содержание работы командиров (начальников) по рассмотрению и разрешению предложений, жалоб и заявлений военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и учреждений, а также членов их семей. Необходимо отметить, что действие ДУ ВС РФ распространяется на все органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления.
Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.
Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:
— лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
— знакомиться с материалами проверки по жалобе;
— представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;
— требовать возмещения ущерба в установленном порядке.
Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде.
Письменное обращение военнослужащего, другого гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы (службы) или учебы. Письменное обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.
Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.
На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос. Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и другими гражданами, подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник) так же, как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.
Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное рассмотрение предложения (заявления, жалобы) и принятие мер.
Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в 3-дневный срок; если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным — немедленно принять меры для выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.
Командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеющий достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего предложение (заявление, жалобу), не позднее чем в 5-дневный срок направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.
В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего, другого гражданина не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.
Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются. О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется заявитель.
Предложения, заявления и жалобы военнослужащих, а также заявления и жалобы членов их семей разрешаются:
— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
— в управлениях военных округов, флотов, Министерстве обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня поступления.
В случаях когда для разрешения предложения, заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращений могут быть, в порядке исключения, продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней с сообщением об этом заявителю.
Заявления и жалобы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других граждан разрешаются в срок до 1 месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не более 15 дней со дня их поступления в воинскую часть, обязанную разрешать вопросы по существу. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть, в порядке исключения, продлены командиром (начальником) или его заместителем, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителю.
Предложения гражданского персонала, членов семей военнослужащих и других граждан разрешаются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
Предложения (заявления, жалобы) считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Командиры (начальники) обязаны систематически контролировать в подчиненных воинских частях и учреждениях состояние работы с обращениями, принимать меры по устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов военнослужащих и других граждан.
Командиры воинских частей и начальники учреждений обязаны не реже 1 раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и принятию по ним решений, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
В ходе проверки устанавливаются правильность учета обращений в книге предложений, заявлений и жалоб, своевременность их рассмотрения и разрешения, вскрываются причины, вызывающие жалобы, и особенно повторные.
Командир воинской части, начальник учреждения обязаны ежемесячно проверять по книге предложений, заявлений и жалоб своевременность и правильность выполнения принятых решений. Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
Для анализа и обобщения вопросов, содержащихся в письмах, по окончании года составляется аналитическая справка, которая после доклада командиру (начальнику) должна быть подшита в дело.
После разрешения предложения, заявления и жалобы военнослужащих и других граждан, копии ответов по ним и документы, связанные с их разрешением (в необходимых случаях и конверты), а также документы по личному приему формируются в отдельные дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел в воинской части (учреждении). Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое обращение и все документы по его разрешению составляют в деле самостоятельную группу.
Командир воинской части обязан проводить не реже 2 раз в месяц личный прием военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других граждан по служебным и личным вопросам. В исключительных случаях проведение приема указанных лиц может поручаться другому должностному лицу, правомочному решать затрагиваемые вопросы.
Прием должен проводиться в установленные приказом правомочного командира (начальника) и доведенные до военнослужащих, гражданского персонала дни и часы, в удобное для них время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту службы (работы) и жительства. Посетители, прибывшие из других населенных пунктов, должны приниматься и в дни, не отведенные для приема. Место приема при возможности отводится в помещениях, для входа в которые не требуется пропусков.
Прием посетителей регистрируется в книге учета посетителей по форме, приведенной в приложении к ст. 23 Инструкции о работе с обращениями граждан в Российской Федерации, введенной в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615.
Подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации оказывают необходимую юридическую помощь командирам и начальникам при разрешении ими конкретных правовых вопросов, возникающих в ходе рассмотрения и разрешения предложений, заявлений, жалоб, приема посетителей.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 280 утверждено Положение о Приемной Министра обороны Российской Федерации.
На Приемную Министра обороны Российской Федерации возлагаются:
— рассмотрение обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации;
— прием военнослужащих, членов их семей и других граждан, обращающихся в Приемную по вопросам, разрешение которых находится в компетенции Министерства обороны Российской Федерации;
— анализ обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации, поступивших в Приемную, их обобщение, подготовка докладов министру обороны Российской Федерации и аналитических справок (информации) руководящим должностным лицам органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, отражение в аналитических справках предложений по совершенствованию работы с обращениями, адресованными министру обороны Российской Федерации;
— представление в необходимых случаях поступивших обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации, на решение министра обороны Российской Федерации и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением его поручений по этим обращениям;
— представление и направление обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации (в зависимости от характера затрагиваемых в них вопросов), руководящим должностным лицам для рассмотрения, разрешения и ответа авторам этих обращений, уведомление об этом заявителей, осуществление контроля за своевременным и полным разрешением этих обращений;
— направление обращений, адресованных министру обороны Российской Федерации, содержащих вопросы, не входящие в компетенцию Министерства обороны Российской Федерации, по принадлежности и уведомление об этом заявителей;
— консультирование военнослужащих, членов их семей и других граждан по вопросам, разрешение которых находится в компетенции Министерства обороны Российской Федерации, дача им справок правового характера, при необходимости принятие мер по восстановлению их нарушенных прав;
— организация приема посетителей министром обороны Российской Федерации и другими руководящими должностными лицами, осуществляющими от имени министра обороны Российской Федерации прием в дни и часы согласно графику, утверждаемому министром обороны Российской Федерации, и осуществление контроля за своевременным и полным исполнением принятых на личном приеме решений;
— подготовка ответов на обращения, адресованные министру обороны Российской Федерации, содержание которых не вызывает необходимости направления их в другие органы военного управления и организации;
— организация делопроизводства по письменным обращениям, адресованным министру обороны Российской Федерации, и подготовка приема посетителей;
— организация и проведение работы «выездных приемных» в войсках (силах) в соответствии с планом, утверждаемым министром обороны Российской Федерации.
Военнослужащий вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган военного управления, к воинскому должностному лицу.
Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению заявлений, жалоб и принятию решений по заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.
Все заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб, которая должна вестись и храниться в каждой воинской части.
Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.
В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому заявлению, жалобе.
Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части — ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) — по их требованию.
Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
В целях совершенствования организации работы по рассмотрению обращений граждан в государственных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, были изданы соответствующие инструкции, учитывающие присущую им специфику.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Инструкция о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 615.
На начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации возложена обязанность по разъяснению применения вышеназванной Инструкции.
Остановимся подробнее на специфических положениях Инструкции о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, уточняющих общие нормы ДУ ВС РФ.
Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный действующим законодательством срок разрешения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
Заявления и жалобы одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же орган военного управления, повторными не считаются и учитываются как первичные.
Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное рассмотрение обращений и принятие мер. Он обязан:
— обеспечивать необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений в подчиненных органах военного управления;
— принимать и в пределах предоставленных ему прав в установленные сроки разрешать обращения заявителей;
— внимательно разбираться в существе обращения, при необходимости истребовать документы для правильного разрешения просьбы заявителя, направлять должностных лиц на места для проверки и принимать другие меры по объективному, полному и всестороннему рассмотрению обращения;
— принимать законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
— рассмотреть полученное обращение в 3-дневный срок и, если заявление (жалоба) будет признана правильным, немедленно принять меры к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу);
— принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях;
— сообщать заявителям о решениях, принятых по их обращениям, а в случаях, когда просьбы заявителей не основываются на действующем законодательстве, давать подробные разъяснения правового разрешения рассматриваемых вопросов;
— предоставлять по команде полную и объективную информацию о состоянии работы с обращениями граждан в вышестоящие органы военного управления и должностным лицам, осуществляющим проверку этой работы.
Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и дан исчерпывающий ответ в соответствии с действующим законодательством.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении, доводится до сведения заявителя со ссылкой на законодательство и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
В ФСБ России работа командиров по рассмотрению и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности» от 4 декабря 2000 г. № 613.
Контроль соблюдения в органах безопасности требований законодательных и иных нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан возложен на Управление делами ФСБ России.
Остановимся подробнее на специфических особенностях, связанных с рассмотрением заявлений и жалоб в ФСБ России.
Начальники и другие должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:
— своевременно и всесторонне разбираться в существе обращения, в случае необходимости истребовать необходимые документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов, принимать другие меры в целях объективного рассмотрения поступивших обращений;
— принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
— сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.
Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обращения военнослужащих органов безопасности, пострадавших при выполнении воинского долга, а также обращения членов семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями.
Обращения с пометкой «Лично», «Только лично» или «Конфиденциально» рассматриваются теми начальниками, которым они адресованы, или другими сотрудниками по их поручению.
В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаружения закладки или возникновения подозрения о ее наличии всякая дальнейшая работа с ними немедленно прекращается и вызывается специалист оперативно-технического подразделения. Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обязательной изоляцией почтового отправления.
Прием посылок (крупногабаритных бандеролей) с обращениями возможен только после специальной проверки их содержимого сотрудниками оперативно-технических подразделений. В случае невозможности проведения проверки такие почтовые отправления не принимаются.
При получении обращений, содержащих угрозы совершения террористических действий и иных преступлений, принимаются меры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Сотрудникам органов безопасности, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни (службы, работы, учебы и т. п.) авторов обращений и связанных с ними лиц.
Не подлежит также разглашению посторонним лицам информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах рассмотрения обращения.
Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности).
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.
Решения по обращениям военнослужащих и членов их семей принимаются:
— в подразделениях ФСБ России, учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях ФСБ России, в территориальных органах безопасности, в органах безопасности в войсках — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
— в Федеральной службе безопасности Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня поступления.
Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России, считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопасности — день их регистрации в соответствующих секретариатах. Окончанием срока рассмотрения считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.
В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке исключения продлены: по обращениям граждан — не более чем на 1 месяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.
Продление срока рассмотрения обращения производится начальником органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения сообщается его автору.
Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направляется ответ о рассмотрении каждого обращения.
В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнительных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном порядке.
Ответ автору обращения готовится на бланке органа безопасности без указания воинского звания должностного лица, подписавшего ответ, и направляется за регистрационным номером обращения.
Ответ на коллективное обращение направляется на имя первого подписавшего его лица (если в письме не оговорено конкретное лицо) или в отдельных случаях — каждому из подписавших такое обращение.
Если ответ автору сообщается в устной форме, то составляется справка, в которой указывается, кто, когда и в какой форме дал ответ, а также излагается его содержание.
Ответ автору обращения, проживающему за границей, направляется в установленном порядке с учетом имеющихся договоров и соглашений.
Доклад результатов рассмотрения обращений, взятых на контроль в Управлении делами ФСБ России, осуществляется, как правило, через отдел писем Управления делами ФСБ России.
На документах, связанных с рассмотрением обращений, после принятия решения и их исполнения должны быть надпись «В дело» с указанием номера дела по номенклатуре и подпись должностного лица, принявшего это решение.
Во внутренних войсках МВД России работа командиров по рассмотрению и разрешению обращений военнослужащих регулируется Инструкцией по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной приказом МВД России «Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России» от 1 марта 1999 г. № 150.
Остановимся на специфике, которая характерна для порядка рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих внутренних войск МВД России.
Контроль выполнения вышеуказанного приказа возложен на заместителей министра внутренних дел Российской Федерации по направлениям служебной деятельности курируемых подразделений.
Ответственность за организацию работы с обращениями граждан, качество и своевременность их рассмотрения и разрешения возлагается на руководство МВД России, начальников подразделений МВД России.
Все поступающие обращения граждан, а также документы, связанные с их рассмотрением, принимаются и обрабатываются сотрудниками секретариатов.
При этом проводится:
— проверка (при необходимости) поступившей корреспонденции на предмет безопасности вложения;
— определение правильности адресования корреспонденции;
— вскрытие конвертов писем и проверка наличия указанных приложений, документов, других материалов;
— возвращение ошибочно присланных (не по адресу) писем.
Все поступившие в МВД России (его структурные подразделения) рапорты военнослужащих внутренних войск должны быть зарегистрированы в отделе писем Аппарата министра внутренних дел Российской Федерации и секретариатах подразделений МВД России в день их поступления.
Обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения МВД России для использования в оперативных целях.
По каждому обращению не позднее чем в 5-дневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений:
— о принятии жалобы или заявления к своему производству или не рассмотрении его (анонимные);
— о передаче обращения на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел;
— о направлении по принадлежности в другое подразделение МВД России либо соответствующий орган государственной власти, если поднятые в нем вопросы не входят в компетенцию внутренних войск.
В тех случаях, когда в обращении наряду с вопросами, относящимися к компетенции внутренних войск, поставлены вопросы, требующие разрешения в других органах государственной власти, рассматривающее его должностное лицо обязано не позднее чем в 5-дневный срок направить в соответствующий орган государственной власти копию этого письма или необходимые выписки из него.
О пересылке материалов обращения в другой орган государственной власти заявитель в обязательном порядке извещается письменно.
Разрешение обращений (принятие по ним конкретных решений) осуществляется руководителями подразделений МВД России. При разрешении обращений могут истребоваться необходимые материалы, организовываться командировки с выездом на место, проводиться консультации и экспертизы, привлекаться другие военнослужащие внутренних войск, специалисты, представители общественных организаций.
Срок разрешения обращений исчисляется со дня их поступления (регистрации) в Аппарат министра внутренних дел Российской Федерации, секретариат подразделения МВД России по день направления заявителям отчета на их обращения. В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению нарушений законности, заявителю дан письменный ответ.
По результатам проверки сведений, изложенных в обращении, составляется мотивированное заключение. Оно подписывается должностным лицом, проводившим проверку, а также командованием внутренних войск МВД России.
После принятия и фактического исполнения решения по обращению последнее вместе с материалами проверок, перепиской возвращается непосредственным исполнителем в секретариат соответствующего подразделения МВД России с надписью «В дело» и подписью должностного лица, принявшего данное решение.
Для получения объективной информации о состоянии работы с обращениями граждан, обнаружения и фиксации в ней нарушений и недостатков Аппаратом министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями подразделений МВД России организуется контроль за своевременным и полным рассмотрением и разрешением поступающих предложений, заявлений и жалоб.