Исполнительская фразировка
Исполненительская фразировка имеет прямое отношению к структурному членению музыкальной формы. Первое (1-4тт.) предложение построено из двух двухтактовых фраз. Кульминация в этой строфе является последняя фраза «ночи в дремлющей тени». Следующее предложение (5-9тт.) состоит также из двух двухтактовых фраз, кульминация – «свод» в начале 8т. Во второй части в первом предложении есть несколько смысловых слов, которые необходимо выделить: «Наташа», «зрит», «час», «разделит». Далее 14-22тт. смысловые акценты расставлены следующим образам: «волнистым», «душистым», «озером», «кровом», «с тобой». В последней части первое предложение служит подведением к кульминации всего произведения, которая приходится на 33-35тт.
Присущая музыке повторность может стать фактором, способствующим расчленённости, или напротив, фактором связующим, объединяющим. В частности, два однотактных оборота во второй половине первого периода объединяются с замыкающим двутактом в суммирующую заключительную фразу только при условии темпоритмического сжатия, концентрации, сквозного направленного поступательного движения, т.е. средств, усиливающих тяготение к интонационной вершине фразы. Простое же повторение однотактов вне связи с единым целеустремлённым движением, без внутреннего сжатия, лишь расчленит его на ряд ничем не связанных между собой звеньев. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью волнообразного нарастания и спада динамики, требует от певцов чуткости, тонкости исполнения.
Репетиционный план.
Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями, но дальше останавливаясь на более трудных. Разбор должен производиться по партиям, а также на слоги «ле», «лю», «но» и др., что должно помочь в достижении единообразного звучания гласных звуков. На первом этапе разучивания внимание требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. В случае нечистого интонирования можно использовать упражнения, включающие данный мелодический оборот или отдельную интонацию. Внимание следует обратить на чистоту пения больших секунд вверх и малых вниз. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из вида и другие моменты. В частности необходимо, чтобы участники хора чувствовали и осознавали направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки (слова) к которым устремляется мелодическое движение, иначе пение будет представлять собой формальное чтение нотных знаков.
Работа над темпом. Разучивание происходит в замедленном темпе, потом следует несколько раз пропеть в требуемом, чтобы в общих чертах показать будущий характер звучания произведения. Долгое пение в медленном темпе несёт в себе опасность привыкания к медленному темпу.
В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления. Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий.
После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстам. При этом необходимо уделять внимание ясному произношению слов и слитности звучания в штрихе legato. При работе над дикцией, необходимо использовать упражнения для активизации артикуляционного аппарата. Например, ды, ну, зы, та, ры, ле – упражнения для активизации языка; ба, па, во, ма – для активизации губ. Полезно продекламировать текст произведения, а также использовать при распивании скороговорки.
Работа над художественной стороной произведения. Художественный момент должен присутствовать в репетиционной работе с хором с самого её начала. Для достижения художественности, необходимо использовать ассоциации. Например, первая часть носит таинственный характер; вторая – трепет, свет, лёгкую грусть, надежду; третья, волнение, утверждение. На этом этапе большое внимание уделяется выразительным средствам.
Заключительным этапом разучивания является художественное выстраивание исполнительского плана (интерпретации), генеральная репетиция и концертное выступление.
Особенности дирижёрского жеста.