Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

Организация и проведение семейной терапии

Введение
Семейная психотерапия в своем развитии прошла два этапа как и психотерапия в целом: медицинский и психологический.

Со второй половины 20 века стали интенсивно развиваться психологическое консультирование и психологическая семейная терапия, не ставящие медицинских целей и направленные на нормализацию отношений и личностный рост членов семьи.

Особенно большое значение для развития отечественной семейной психотерапии сыграла первая монография Э.Г. Эйдемиллера с соавтором "Семейная психотерапия" (1990). В ней авторы подытожили опыт многолетних исследований методов, процесса и механизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Предложили новые методологические подходы, последовательно рассматривающие семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Они убедительно показали, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическими заболеваниями, нарушается целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие патологический характер.

Сегодня развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. В последнее десятилетие происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений и организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей.

Главным принципом психотерапевта можно считать такое высказывание: "Я не могу за Вас решить многие Ваши проблемы, особенно семейные. Вам обязательно нужно научиться самим решать эти проблемы, приобрести для этого нужные знания и навыки. Но зато, когда Вы все это приобретете, моя помощь может оказаться для Вас весьма полезной. Я смогу Вам что-то подсказать, посоветовать, поддержать".

В результате такой постановки вопроса удается избежать психотерапевтически крайне неблагоприятной ситуации, когда семья пассивно ждет помощи от терапевта. Вместо этого она настраивается на активный поиск решения своих проблем с помощью терапевта.

Требования, предъявляемые к терапевту, работающему с семьей

Различные исследователи стремятся обобщить многообразные требования к терапевту, работающему с семьей, свести их в единую систему. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкий приводят одну из наиболее известных систематизации - систематизацию Энтони Зипла. Согласно ей, терапевт должен:

1) Освоить педагогический подход.

Сталкиваясь с проблемами при взаимодействии с семьей, необходимо прежде всего установить, в какой мере они связаны с недостатком у семьи знаний, а в какой - являются проявлениями сопротивления или "семейной проблемы". Дать семье недостающие знания, сделать это умело, избегая многообразных педагогических ошибок, точно соотнося методы обучении личностями, с подготовленностью членов семьи и сутью вопроса.

2) Уметь прояснять цели семьи. Практический опыт и исследования показали: мнение терапевта о том, чего хочет семья, и то, чего она действительно хочет, - совершенно разные вещи. Терапевт должен научиться прояснять цели семьи. Для этого он должен уметь быть открытым, уметь глушать и адекватно отвечать.

3) Не склонять семью ни к какому конкретному типу взаимоотношений.

Терапевт не должен пытаться советовать членам семьи, как им жить, каким должно быть распределение ролей. Его цель - подсказать им, как можно самим найти нужный тип отношений.

4) Честно признавать границы своих возможностей Терапевту необходимо показать членам семьи реальную сложность проблемы, суть решений, которые приходится принимать, а также сомнения, которые остаются при каждом таком решении. У членов семьи не должно быть ни иллюзий, ни неоправданного скепсиса.

5) Работать в единой команде с семьей. Терапевт должен развивать идеологию сотрудничества. Он делает все возможное, чтобы помочь семье как можно лучше понять, что происходит с идентифицированным пациентом, сам же старается учиться у семьи.

6) Акцентировать возможности семьи, ее положительную роль в терапевтическом процессе.

Существует немало семей, которые научились справляться с трудностями, развили терапевтически полезные отношения с членом семьи, испытывающим боль. Терапевт должен увидеть возможность таких отношений в каждой семье и на этой основе формировать в членах семьи самоуважение и веру в свои силы.

7) Уметь правильно реагировать на интенсивные эмоциональные проявления в семье.

Чувства членов семьи, испытывающих боль, напряжены до предела. Разочарования, страхи, агрессия, - могут быть глубоко скрыты, подавлены и в любой момент вырваться наружу - в приступах отчаяния и ярости, в обидах и обвинениях. Терапевт должен уметь отвечать на эти чувства сочувствием и пониманием, а не защитной реакцией.

8) Помогать здоровым членам семьи думать о себе, о своем личностном развитии.

9) Дать членам семьи наиболее полную информацию о самых различных возможностях семенной психотерапии. Такая информация помогает членам семьи преодолеть свое сопротивление психотерапии.

10) Помочь в психологическом самообразовании. Терапевт должен хорошо знать литературу (учебники, статьи, рекомендации и т.п.), написанную для неспециалистов. Он должен иметь ясное представление о курсах и семинарах, где члены семьи могут приобрести необходимые им знания и навыки.

11) Обеспечивать информацией о местных возможностях.

Необходимо всячески стимулировать семьи максимально использовать все имеющиеся возможности: консультации, группы взаимопомощи, поддержки и т.п.

12) Лично участвовать.

Терапевт должен быть готов к тому, что случайных кратковременных визитов недостаточно для того, чтобы успешно работать с семьей, он должен стать "своим человеком" в семье, готовым в любую минуту прийти на помощь.

Наши рекомендации