Глава 2. Использование основных драматургических понятий в создании синопсиса потенциального сериала

2.1. Основные кинодраматургические понятия сериала “Сотня”

Тема: «Выживание любой ценой»

Идея: «Остаться человеком в условиях выживания»

Главный конфликт: Между человечностью и выживанием любой ценой, а также между смертью и жизнью

Сюжет: по Роберту Макки – Возмужание/Взросление

Драматургическая ситуация: По Жоржу Польти – Дерзкая попытка

Космос, будущее, космические станции на орбите Земли. После ядерной войны на Земле и после этого непригодности планеты для жизни, всё человечество вынуждено жить в космосе на двенадцати космических станциях, которые образуют один большой корабль под названием «Ковчег». Через 97 лет происходит перенаселение на Ковчеге, из-за чего начинают иссякать экстренно важные запасы ресурсов – кислорода. Законы жизни на Ковчеге ужесточаются – можно иметь только одного ребенка с разрешения совета, запрещено выходить в открытый космос без крайней необходимости и т.п. Нарушение этих законов карается заключением под стражу в тюрьму либо смертной казнью. Когда запасы ресурсов становятся критически малыми, совет Ковчега решается пойти на крайние меры и отправляют на Землю ровно сто молодых людей – преступников: девушек и юношей в возрасте до 23 лет. Задача сотни – определить условия и пригодность планеты для возвращения людей из космоса домой.

Главные герои данного сериала – подростки, юноши и девушки в возрасте до 23 лет. Их характеры и внутренние принципы еще податливые, гибкие, легко изменяются и ломаются. Обстоятельства, в которых вынуждены пребывать герои, не знают пощады – состояние крайностей: жизнь или смерть. Герои сначала отчаянно борются с обстоятельствами всеми силами, но, вскоре, кто-то ломается под таким гнетом и становится предателем, кто-то умирает, кто-то убегает как трус. Обстоятельства не оставляют никого из героев равнодушным. Но это и задает темп, ритм и характер повествования сериала, придает ему особый шарм и стиль. События в сериале развиваются стремительно, не теряя своей структурности и логики. На протяжении всего сериала мы видим, кто и как трансформируется, как меняются приоритеты, как взрослеют наши герои.

Ведущей темой в сериале является тема человечности и выживания. Герои «The 100/Сотня» попадают изначально в такие обстоятельства, где необходимо выживать, бороться за свою жизнь, за каждый час на Земле. Но в одиночку не выжить, необходимо объединиться. Но одним объединением нельзя обойтись: нужно защищать свою «общину», беречь каждого человека, - здесь поднимается тема лидерства, ведь без лидера не получится создать свою «общину». Тема человечности идет основой на протяжении всего сериала, мы наблюдаем за сложным выбором героев – убить других невинных и спасти своих или пожертвовать своими друзьями и близкими и не убивать невинных: как остаться человеком в таких диких условиях выживания, в условиях постоянной войны. Героям постоянно требуется делать выбор: взрослеть и принимать решения, тем самым нести бремя ответственности, или оставаться безответственным и сваливать принятие решений на других.

Также в сериале поднимаются темы дружбы, любви, предательства, войны, выбора, которые абсолютно уместны в контексте заданного повествования.

Балансируя между стремлением угодить подростковой аудитории и желанием поговорить о серьезных вещах, «Сотня» задается вопросом: что же такое – быть человеком? Законы, договоренности, выспренние фразы и личные убеждения предаются в один миг, вступают в противоречие с поступками, становятся жертвой компромисса. У этой войны всех со всеми не предвидится счастливого финала – нет даже намека на окончание ежедневной борьбы, тем более – счастливого.[9]

В данном сериале есть все нюансы драматургической композиции, такие как: экспозиция, завязка, кульминация, развязка и финал. Композиция присутствует в сериале как в целом, так и в каждой отдельной серии, не смотря на то, что сериал является горизонтальным.

Доминирующие драматургические ситуации: месть; преследуемый; жертва; дерзкая попытка; загадка; достижение; ненависть; роковая неосторожность; самопожертвование; пожертвовать близким человеком в силу неизбежности; любовь к врагу; судебная ошибка; угрызения совести; потеря близких.

Доминирующие драматургические конфликты: человечность и выживание любой ценой; ответственность и свобода; выбор и безмятежность; принципы и выживание; жизнь и смерть; отцы и дети; честь и подлость; дружба/любовь и предательство; правда и ложь; гуманизм и жестокость.

Главные герои среди сотни (подростки, девушки и юноши, исключая взрослых персонажей):

Кларк Гриффин (Элиза Тейлор) – по своему образу в сериале – это Женщина-воин или Дева-воительница. Кларк из Небесных людей (люди из космоса). Является одним из лидеров сотни, организовавших и поддерживающих «общину». Из личных качеств можно выделить: лидерство, ответственность, трезвый ум, развитое и утрированное чувство вины, преданность. Одна из первых, кто смог принять груз ответственности на себя, кто смог сохранить хладнокровие во многих ситуациях. Преданная своему народу, Кларк терзает себя за все смерти близких, за все беды и несчастья, что выпали на долю ее народа, она решается стать отшельником, чтобы никому не причинить более вреда, но у нее это не получается – ее народ не может без нее. Она хочет спасти всех, избегая жертв, она готова пожертвовать собой ради своих. Кларк – сильная, но с ранимой душой, в ней есть стержень, который не дает ей опускать руки. Главный внутренний конфликт этого героя – между гуманизмом и жестокостью, т.к. лидер на войне должен был черствым и не жалеть никого.

Беллами Блейк (Боб Морли) – сначала он нам кажется непокорным бунтарем и мачо, который к концу третьего сезона превращается в благородного воина. Самый старший из всей сотни (23 года).

Изначально не входил в состав сотни и не должен был отправиться на Землю, но специально пробрался на корабль, чтобы защитить сестру – Октавию Блейк, которая попала в сотню. Для этого Беллами пришлось совершить преступление – застрелить канцлера. Попав на Землю, с самого начала проявлял себя как лидер и быстро завоевал расположение сотни своими идеями [16]. В самом начале сериала был антагонистом. Помимо Кларк, был самым подготовленным из всех: знал историю, географию, имел навыки выживания, охоты и стрельбы. Считает, что силой можно решить почти всё, что выживает тот, кто сильнее. Но главное его качество – он заботливый брат вне зависимости от обстоятельств. Его главный конфликт заключается в столкновении его собственной правды и реальности: он всегда ищет правду, всегда пытается поступить правильно, но не всегда его «правильно» сходится с реальностью. Беллами прочно ассоциируется с образом волка.

Октавия Блейк (Мария Авгеропулос) – сестра Беллами. Совмещает в себе два архетипа: дева-воительница и благородная дикарка. Она попала в тюрьму на Ковчеге из-за того, что была вторым ребенком семье Блейков, которого прятала семья в погребе своей комнаты. Из сотни ее знал только Беллами – брат, для остальных она была дикаркой. На Земле Октавии стало проще – не нужно прятаться, есть свобода, для нее нашлось место в этом мире. Но она так и не стала частью «общины». Она сдружилась с некоторыми из Землян и отожествляла себя с ними, научилась у них военному ремеслу, приняла их законы и принципы, но все равно осталась «Октавией из Небесных людей» для Землян. Она всегда сама по себе, практически никому не доверяет, держится в стороне. Ассоциируется с пантерой – такая же бесшумная, хладнокровная, самоуверенная и привыкшая действовать в одиночку.

Джаспер Джордан (Девон Бостик) – один из сотни, ценит дружбу и преданность. Является неврастеником. Ему все время не везет, своеобразный счастливый неудачник, постоянно чудом остающийся в живых. За 3 сезона сериала потерял 2 возлюбленных, трансформировался из обычного трусливого зайца в одержимого местью дикаря. Постоянно занят самокопанием и самобичеванием. Его главный конфликт в том, что он знает, что друзья не виноваты в его несчастьях, но он боится ответственности и сваливает всю вину на них, а жажда мести затмевает его разум.

Финн Коллинз (Томас Макдонелл) – возлюбленный Кларк, один из сотни. Был преданным другом и всегда поддерживал Кларк в ее начинаниях. Попал в тюрьму на Ковчеге из-за несанкционированного выхода в открытый космос. Самый мирный и гуманный персонаж в сериале. Всегда ищет мирные пути решения проблем, всегда на стороне правды. Финн напоминает благородного рыцаря, для которого еще не исчезли понятия чести, отваги, любви и мира. Верит в силу любви и дружбы. Всегда готов прийти на помощь, взять вину на себя и пожертвовать собой ради своих идеалов.

2.2 Синопсис потенциального сериала на основе модели драматургии сериала «The 100/Сотня».

Тема: «Выживание любой ценой»

Идея: «Остаться человеком в условиях выживания»

Главный конфликт: Между человечностью и выживанием любой ценой, а также между смертью и жизнью

Действие сериала происходит спустя 300 лет после атомной войны на Земле. На соседней от Земли планете Марс есть небольшая, наспех организованная колония поселенцев «Возрождение», которые чудом успели спастись во время начала войны, прилетев на эту планету. 6 поколений родились и жили только на Марсе, мечтая побывать на Земле. Внезапно ресурсы Марса начинают иссякать, кислород и вода грозят скоро закончиться. В колонии «Возрождение» ужесточают законы, кто ослушается – будет казнен (если достиг 25 лет) или отправится в тюрьму до вынесения приговора. Именно в этот катастрофический момент совет колонии решает отправить один из кораблей на Землю для разведки, но никто не хочет добровольно отправляться на данную миссию. Совет принимает решение отправить на Землю всех заключенных юношей и девушек, которых набирается ровно 100.

Флешбек. В 2161 году человечество сделало научный прорыв в освоении космоса – началось активное изучение Марса на пригодность к жизни для дальнейшей колонизации. На Земле ученые разработали специальное оборудование для создания колоний на других планетах, были созданы мощные космические корабли с возможностью гиперпространственных прыжков. В 13 странах были созданы такие корабли и оборудование. Когда случилась атомная война, люди в 13 странах экстренно погрузились в корабли с оборудованием и улетели с Земли на Марс.

Однажды на Марсе один из главных инженеров и членов совета узнает о том, что ресурсы колонии кончаются, он сообщает всему совету об этой напасти и хочет рассказать всё поселенцам, но совет выступает против и казнит его «за измену». Об этом узнает его дочь Дора, которую ее мать, заместитель канцлера, в экстренном порядке помещает в тюрьму, подальше от глаз совета.

Но совет принимает странное и ужасающее решение: отправить всех заключенных до 25 лет на Землю, чтобы проверить – возможна ли теперь жизнь на Земле. Заключенных усыпляют, устанавливают им в руку импланты с чипами для отслеживания их состояния и отправляют на Землю в космическом корабле. Теперь им остается только ждать и наблюдать за ситуацией – смогут ли ребята выжить на Земле, но никто не предполагает даже, что там могло произойти за 300 лет.

Дора Землянская – главная героиня, среди преступников оказавшаяся из-за благих намерений своей матери – члена совета колонии. Всегда мечтала о Земле, особенно из-за своей фамилии. Стойкая, твердая, склонная к самокопанию и самокритике, внешне равнодушная, хладнокровная и прохладная, в душе художница, ранимый человек. Лидер по своему призванию, преданный товарищ и любящий друг.

Виктор Корнев – главный герой, лидер по натуре, любящий и заботливый брат, с чувством ответственности. Человек с героическим складом характера, энергичный, импульсивный, но самокритичный и способный трезво мыслить. Остроумен, весел, честолюбив. Если способности Виктора остаются нереализованными, могут возникнуть проблемы с алкоголем. Антагонист в первом сезоне. Считает, что сильный выживает, а слабый – умирает.

Варвара Корнева – сестра Виктора, одиночка, недоверчивая. Она как иностранка, иноземка. Замкнутая, неразговорчивая, обидчивая, скрытная, загадочная, терпеливая.

Август Неустоялов – тихий неврастеник, болезненный, отличается скромностью и пунктуальностью. Августа ожидает много неудач и ударов судьбы, счастье и душевное спокойствие он обретет только в семье.

Валентин Добрынин – возлюбленный Доры, душа компании, веселый и задорный, сильный, крепкий. Сам по себе выносливый и спокойный, весьма дружелюбный, мужественный, терпеливый, честный.

Подборка типажей и актеров для данного синопсиса в приложении №2.

Заключение.

Как говорит в своей книге Г.М. Фрумкин:

“Для первых наших сценаристов и в особенности владельцев киностудий характерно стремление «идти прямо к своей цели», «поверять гармонию алгеброй» — здравым смыслом. Чрезмерный прагматизм в подходе к кинопроизводству, отчасти объясняющийся его коммерческой сущностью, и привел к тому, что в итоге немой кинематограф получил «железный» или «номерной» сценарий, о котором позже (в 1928 г., в статье «О форме сценария») великий экспериментатор Эйзенштейн уничижительно заметит: «Номерной сценарий вносит в кинодраматургию столько же оживления, как номера на пятках утопленников в обстановку морга». Известно, что одним из профессиональных достоинств сценариста кино и телевидения является точность описаний, будь то сиюминутный комментарий, очерк на злобу дня или историческое повествование. Понятно, что, если бы не было кинематографа, не было бы и современного кино- и телевизионного сценария... Но потребность в нем, в сценарии, возникает не раньше, чем воображение сценариста или режиссера пересечется с подробным знанием человека и времени, в котором живет этот человек, герой будущего произведения...”. [10]

Делая выводы из всего вышеперечисленного, можно подчеркнуть, что данный сериал «The 100/Сотня» делает акцент на том, как сложно оставаться человеком в условиях войны и выживания, но дает нам надежду на то, что это всё-таки возможно. Сериал очень красочен и динамичен, за героями и событиями интересно наблюдать: обстоятельства заставляют героев действовать, не стоять на месте, развиваться и меняться. Герои проходят трансформацию характеров, смену приоритетов и принципов, ведут борьбу с собой и окружающим миром. Границы между добром и злом стерты, хождение по грани «жизнь-смерть», непредсказуемость обстоятельств, постоянная борьба, внутренние противоречия и конфликты – всё это придает сериалу свой стиль, дает возможность для новых идей, удерживает и цепляет зрителя.

Тема атомной войны и постапокалипсиса близка почти каждому человеку: она всегда волнует умы населения в стиле «а что будет, если …», она остается загадкой и темой для размышлений. В связи с этим, хочется еще раз сделать акцент на актуальности жанров постапокалиптика и фантастическая драма. На телевидении данные жанры набирают популярность, поэтому количество сериалов в данном сегменте с каждым годом увеличивается.

Наши рекомендации