Методические указания студентам.
Учебная дисциплина базируется на общей психологии. Однако по специфике изучаемых проблем и практической направленности она неразрывно связана с другими науками. Сложный и многоплановый курс призван обеспечить понимание экспериментальной психологии.
Программа дисциплины соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности.
В учебном курсе раскрываются понятийный аппарат и методологическая база, ее структура и исторические аспекты; рассматриваются проблемы .
Изучив дисциплину студенты должны:
иметь представление:
-о теоретическом и эмпирическом знании в психологии, основных методах психологического исследования и требованиях к его результатам;
знать:
-теорию психологического эксперимента, основные понятия и особенности психологического эксперимента;
уметь:
-планировать эксперимент и осуществлять контроль переменных в различных условиях;
-проводить квазиэксперимент, корреляционное исследование психических явлений;
иметь опыт (навык):
-применения алгоритма анализа и представления результатов психологического исследования.
Содержание программы учебной дисциплины представлено логически взаимосвязанными темами. После развернутого описания содержания каждой темы даны номера литературных источников из общего списка, рекомендуемых для изучения по конкретной тематике.
В обзорных лекциях дается характеристика методологических основ. Отведенных часов достаточно чтобы получить основные представления о дисциплине,
В процессе самостоятельной работы студенты должны:
· усвоить язык психологии и понятийный аппарат;
· закрепить наиболее важные разделы;
· овладеть навыками самостоятельного изучения научной литературы по теории, методологии и методике изучаемой дисциплины;
· приобрести умения самостоятельного анализа психологических феноменов, имеющих прикладное значение;
· выработать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности.
Основные требования к содержанию реферата и курсовой работы
Реферат - форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом (при условии обоснования ее целесообразности и согласия преподавателя руководить ее выполнением).
При подготовке реферата необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Объем реферата определяет сам референт. Обычно объем реферата колеблется от 5 до 25 машинописных страниц. Оптимальным считается объем 15-18 страниц.
Реферат должен иметь титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи реферата. На этот список следует обратить особое внимание. Во всех академических работах списки литературы должны соответствовать правилам описания произведений печати. Эти правила изложены в ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность». Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте.
Модель реферата научной статьи
1. Вводная часть реферата | В статье «…» Автор статьи Статья | рассматриваются вопросы (проблемы, методы…) известный ученый, специалист в области… опубликована в … |
2. Тема статьи, ее общая характеристика | Тема статьи Статья посвящена Статья представляет собой | … теме, проблеме, вопросу обобщение, изложение, описание, анализ, обзор… |
3. Проблема статьи | В статье Сущность проблемы | речь идет, говорится, рассматривается, дается оценка (анализ, изложение…) сводится к …, заключается в …, состоит в … |
4.Композиция статьи | Статья | делится на … части (частей), состоит из … частей, начинается с … |
5. Описание основного содержания | Во введении В начале статьи Далее дается общая характеристика В статье автор В основной части Также в статье | формулируется, дается определение… определяются, излагаются (цель, цели, задачи…) проблемы исследования, глав, частей статьи… ставит (затрагивает, освещает…) следующие проблемы; останавливается на…, касается…, анализирует, полемизирует… излагается, приводится аргументация в пользу чего-либо; против чего-либо; дается обобщение чего-либо (научное описание)… затронуты и такие вопросы, как… |
6.Иллюстрация автором своих положений | Автор В статье | приводит цифры (данные, примеры), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения…; ссылается на цифры (данные), свидетельствующие о… проводится (дается) сравнительный анализ чего-либо, аргументированное изложение фактов… |
7. Заключение, выводы автора | Автор В конце статьи В заключение автор В заключении Сущность вышеизложенного | приходит к выводу, что…; подводит нас к заключению… подводятся итоги… говорит (утверждает), что… говорится, что… сводится к… (следующему:…) |
8. Выводы и оценки реферата | В итоге Таким образом, в статье Оценивая работу автора в целом, Безусловной заслугой автора Основная ценность работы К достоинствам (недостаткам) работы Вызывают возражения (сомнения…) С теоретической (практической) точки зрения | можно (необходимо, следует, хотелось бы) отметить (подчеркнуть, сказать…) нашло отражение, убедительно доказано, получили исчерпывающее освещение можно утверждать… является состоит, заключается в … относятся, следует отнести (недостаточное освещение, невнимание автора к …) следующие утверждения (положения) важно подчеркнуть, упомянуть, рассмотреть… |
Требования к курсовой работе заключаются в следующем:
1. Тема курсовой работы должна быть раскрыта на основе изучения общей и специальной научной литературы по теме: монографий, статей из журналов и газет, статистических сборников, справочников, словарей по экономике, туризму, дизайну, бизнесу и т.п.
Использование широкого круга литературы позволит:
- определить тему курсовой работы, находящуюся в границах учебной дисциплины;
- составить целостное представление по теме и каждому из основных ее вопросов;
- определить степень изученности темы, ее дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, определить круг вопросов, решаемых автором курсовой работы;
2. Теоретические положения в курсовой работе должны быть увязаны с практикой, реальной действительностью. Для этого используются фактический материал, конкретные примеры, и различные данные, в которых отражаются изучаемые проблемы и процессы.
Фактический материал должен приводиться не сам по себе, а с соответствующим анализом: обработкой данных, обнаруженных в различных источниках; составлением таблиц, диаграмм; выявлением тенденций в исследуемых проблемах, конкретные выводы и предложения по проведенному исследованию и т.д.
3. Текст курсовой работы должен представлять самостоятельное изложение. Дословное заимствование из прочитанной литературы не допускается. Одновременно данное требование не исключает, а предполагает цитирование источников с последующим комментарием его. Это в определенной мере позволит уйти в изложении материала работы от упрощенного, поверхностного толкования тех или иных вопросов темы.
Вместе с тем, не стоит увлекаться цитированием. Лучше ограничиться краткими выдержками, несущими особую смысловую нагрузку для рассматриваемого вопроса.
4. Курсовая работа должна быть тщательно оформлена.
Титульный лист считается ее первой страницей.
План работы отражает основное содержание исследуемой темы (ее узловые вопросы), логику их изложения.
Введениепредполагает раскрытие актуальности темы, степени ее разработанности в науке, практическое значение освещаемых в работе теоретических положений. Здесь же, автор формулирует проблему, взятую им для анализа, а также задачу, которую он ставит перед собой в ходе написания работы. Введение должно быть лаконичным (2-3 стр.), тезисно изложенным.
В основной части логически, по возможности, непротиворечиво излагается понимание автором главных вопросов темы. При этом желательно добиться, чтобыизложенный материал представлял собой не сумму различных (порой противоречащих друг другу) положений, а единый авторский взгляд на проблему, рассматриваемую в работе (если непосредственно предметом анализа не являются разные теоретические версии).
Основная часть обычно включает в себя 2-4 вопроса (не менее 30-35 рукописных, 20-25 машинописных страниц текста). Изложению каждого вопроса предшествует его заглавие.
В заключенииформулируются выводы по теме работы. Выводы должны быть краткими, органически вытекающимииз содержания работы. Объем заключения обычно составляет не менее 2 страниц.
В тексте необходимо правильно оформлять научно-справочный аппарат - сноски, ссылки, список использованной литературы, таблицы, диаграммы и т.п.
Все цитаты должны быть взяты в кавычки и иметь ссылки.
Ссылаться следует на все положения, заимствованные из литературы, в том числе на все цифровые (фактические) данные.
Таблицыдолжны быть озаглавленыи пронумерованы.
Список использованной литературы дается в следующем порядке: источники и официальные документы (в порядке появления ссылок в тексте); работыпо изучаемой проблематике; статистические сборники.
Курсовая работа должна быть написана от руки или распечатана на принтере, пишущей машинке на стандартной бумаге (формат А4).
Порядок выполнения курсовой работы
Для студентов дневной формы обучения назначается научный руководитель на всю группу или на определенную ее часть, о чем сообщается в деканат и объявляется группе.
При встрече научного руководителя со студентами определяется конкретная темаи, при необходимости, разъясняются методические указания. Предложенные темы могут быть использованы как направление выбора.
После выбора темы, студент, опираясь на конспекты лекций, учебную литературу, приступает к подбору научных монографий, пособий и т.п.
Поиск информации по теме
Первый этап деятельности студента при выполнении реферативной и курсовой работ – поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, web-страницы в Интернете.
При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ), Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМБ) и т.д.
Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Информацию о психологической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например философии, медицины, педагогики, социологии.
Если не удается самостоятельно справиться с библиографическими поисками, нужно обратиться к дежурному библиографу, который даст консультацию по методике дальнейшего поиска.
Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени. Информацию о них дает библиограф.
* «Книжная летопись» - старейший и самый известный в стране и за рубежом библиографический указатель. Основной выпуск выходит еженедельно. Содержит более 50 тыс. в год библиографических записей, книг и брошюр, вышедших на всех языках мира. Приложения – ежеквартальные именной, географический и предметный указатели; ежегодный указатель серийных изданий. Дополнительный выпуск (авторефераты диссертаций) издается с 1981 г., выходит ежемесячно. Содержит записи авторефератов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по всем отраслям знаний.
* «Ежегодник книги» содержит библиографические записи книг и брошюр, изданных за определенный год. Выходит в двух томах. Указатели: именной, заглавий книг на языках (кроме русского), переводных изданий, предметный.
* «Летопись журнальных статей» выходит еженедельно. Содержит библиографические записи статей, документальных материалов, произведений художественной литературы из 2660 журналов, периодических, продолжающихся и непериодических сборников, выходящих на русском языке. Приложение – ежегодный указатель «Список журналов, периодических, продолжающихся и непериодических тематических изданий, статьи из которых учтены в ……. Году».
Большую ценность в информационном поиске представляют такие информационные издания как реферативные журналы (РЖ), экспресс-информации (ЭИ), сигнальная информация (СИ). В РЖ публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, в ЭИ освещаются современные достижения науки и техники за рубежом в виде расширенных рефератов. СИ – библиографическое пособие, предназначенное для оперативного информирования специалистов о публикациях по определенной отрасли (теме, проблеме) в отечественных и зарубежных изданиях.
В РЖ ВИНИТИ (Всесоюзный институт научной и технической информации) обобщается информация, публикуемая в 130 странах мира на 66 языках. Для психологов представляет ценность его часть «0.4. Биология. Раздел 0.4.11. Психология».
Из зарубежных реферативных изданий наиболее авторитетным является журнал «Psychological Abstracts», выпускаемый Американской психологической ассоциацией. В нем содержатся краткие аннотации большинства работ, выходящих в англоязычных психологических журналах.
Поскольку реферативные и курсовые работы являются формами учебной и научной работы, основой для их написания должны служить публикации учебного и научного характера – книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Материалы научно-популярных книг и журналов, публицистические статьи, художественная, религиозная и эзотерическая литература используются только в качестве вспомогательных источников для раскрытия темы.
При изучении источников по теме следует помнить, что книги и статьи могут иметь разную адресацию: от этого зависят их стиль и содержание.
Первый тип публикаций – это научные книги и статьи, предназначенные для коллег – профессиональных психологов. Они пишутся, как правило, строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.
Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать типу студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, - систематизированное изложение какой-либо области психологического знания. Поэтому изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.
Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психологического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.
Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги – популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя.
Системно и ясно написанные научные труды используются в качестве учебников, а также могут быть полезны для широкого круга читателей. К таким типам книг относится, например, фундаментальный труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Научно-популярные книги, несмотря на легкость литературного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, представляют научную ценность.
Следует иметь в виду, что необходимая информация может находиться в книгах, относящихся к теме не прямо, а косвенно. Так, в сборнике «Проблемы педагогической психологии» могут быть опубликованы статьи, касающиеся самых разных сторон обучения и воспитания. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее государственном языке и предназначены, прежде всего, для психологов этой страны. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14, Психология». Стали выпускаться журналы: «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Детский практический психолог», «Московский психотерапевтический журнал», «Журнал практического психолога» и др.
Статьи психологов и по психологической проблематике порой публикуются и в журналах по смежным наукам, например «Вопросы философии», «Человек», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и т.д.
Знакомство с книгами и статьями в журналах целесообразно начинать с последних лет издания, чтобы в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. В них также можно найти ссылки на других авторов, на другие книги и статьи по теме, изданные ранее. Это позволит расширить сферу библиографического поиска. Количество ссылок на каких-либо авторов в разных источниках позволит выяснить наиболее авторитетных специалистов в области Вашего исследования. Более ранние работы станут понятнее, если Вы будете знать о современном состоянии изучения проблемы. Поэтому, просмотр журналов лучше начинать с последних лет издания и постепенно переходить к предыдущим годам. Более полное представление о журнальных статьях по теме может дать «Летопись журнальных статей».
Сравнительно новым источником информации по психологии стал Интернет.
Изучение литературы по проблеме
После того, как собрана информация об основных источниках по теме, можно переходить к их изучению.
Важнейшей задачей работы на данном этапе является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, разных точек зрения на нее, основных теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию. Необходимо провести анализ, сравнение, группировку, систематизацию и обобщение собранных материалов, и не ограничиваться простой компиляцией традиционных учебных психологических знаний или теоретических рассуждений из научных трудов. Работа не должна носить репродуктивный характер. В процессе изучения литературы следует проявлять критическое мышление и не полагаться чрезмерно на авторитет печатного научного слова. Важно обращать внимание на аргументы, используемые автором для тех или иных учреждений, на описание научных фактов, которые лежат в основе выводов. Современная психология основана в значительной степени на эмпирических исследованиях. Поэтому эмпирические факты и условия их получения (экспериментальная ситуация, методика, процедура, выборка испытуемых, результаты) должны быть внимательно изучены и критически осмыслены при чтении книги или статьи. В результате изучения литературы по теме у вас должно сложиться представление о логике и этапах исследования проблемы, об основных направлениях, аспектах ее изучения. Это определит логическую последовательность содержания теоретической части вашей работы.
При этом следует помнить, что анализ литературы должен быть нацелен не только на описание полученных в психологии (или смежных дисциплинах) знаний по теме исследования, но и на выявление нерешенных и дискуссионных проблем, критическое осмысление темы. Аргументированное изложение собственной точки зрения – важный аспект работы. Тщательное изучение накопленного в литературе исследовательского опыта, должно помочь студенту в выявлении актуальных научных и практических проблем для собственного эмпирического исследования.
Изучение литературы рекомендуется сопровождать выписками на отдельные карточки основных положений по теме с указанием автора, названия, страниц работы; вопроса, который раскрывается, (уточняется, проблематизируется) данными положениями. Целесообразно проводить параллельное комментирование сделанных выписок.
Такая деятельность позволит сложить более полное и в определенной мере самостоятельное представление о содержании темы, подготовить базовый материал для текста курсовой работы.
Уяснив общее содержание темы, целесообразно приступить к составлению Плана работы и представить его вместе со списком литературы научному руководителю.
После согласования Плана можно приступить к написанию первого (чернового) варианта курсовой работы. При этом в случае, если делались выписки, они раскладываются по вопросам Плана, а затем в соответствии с логикой их содержания.
Это позволяет еще раз продумать выбранную логику изложения, а затем и реализовать ее.
Первый вариант работы должен быть обсужден с научным руководителем.
Студенты дневного отделения сдают окончательный текст курсовой работы научному руководителю для рецензирования не позднее, чем за полтора месяца до начала экзаменационной сессии.
Работа должна быть защищена не позднее, чем за месяц до экзаменационной сессии.
Курсовая работа возвращается научным руководителем студенту после рецензирования в двух недельный срок.
Если требуется доработка, то таковая осуществляется, и работа вновь сдается научному руководителю.
После допуска, студент изучает замечания и готовится к защите.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы означает умение кратко изложить основное содержание вопросов темы, показать знание источников по теме, ответить на замечания, содержащиеся в рецензии, вопросы научного руководителя.
После защиты выставляется оценка, которая заносится в ведомость защиты курсовых работ и зачетную книжку студента.
В перспективе, качественная курсовая работа может служить основой для подготовки студентом дипломной работы на выпускном курсе.