В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
Психология и этика
Профессиональной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для студентов, обучающихся по заочной форме
Специальности
151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
2012 г.
Рассмотрены на заседании цикловой..комиссии гуманитарных дисциплин протокол № __ от ____________2012 г. Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программ базовой подготовки по специальности СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования Председатель цикловой комиссии __________________ Л.А. Мальцева | Утверждаю Заместитель директора по учебной работе __________ Г.А. Бикташева «____» _________________ Заместитель директора по учебной работе |
Автор: Барковская И.И., преподаватель ГБОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»
Рецензент:
Мальцева Л.А., преподаватель ГБОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Паспорт рабочей программы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины | ||
Структура и содержание учебной дисциплины | ||
3.1 | Объём учебной дисциплины и виды учебной работы | |
3.2 | Тематический план и содержание учебной дисциплины | |
Условия реализации учебной дисциплины | ||
4.1 | Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | |
4.2 | Информационное обеспечение обучения | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | ||
5.1 | Вопросы для устного собеседования (зачета) | |
Приложение 1 Словарь терминов | ||
Приложение 2 |
Введение
Методические указания по учебной дисциплине «Психология и этика профессиональной деятельности» составлены в соответствии с Рабочей программой и предназначены для студентов заочной формы обучения программ базовой подготовки по специальности СПО 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.
Учебная дисциплина «Психология и этика профессиональной деятельности» являетсядисциплинойобщего гуманитарного и социально-экономического цикла и нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений.
В Методических указаниях в разделе 2 описывается содержание учебного материала по каждой теме, указаны задания для самостоятельной работы и методические рекомендации по изучению минимума содержания.
В разделе 4 приведен перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет- ресурсов и дополнительной литературы.
В разделе 5 Методических указаний предлагаются вопросы для устного собеседования.
В приложении 1 имеется словарь основных терминов по дисциплине, в приложении 2 сводная таблица основных характеристик познавательных процессов.
При изучении данной дисциплины большое внимание уделяется формированию у студентов этической и психологической составляющих в профессиональной культуре будущих профессионалов, понимания системы взаимосвязи человека с другими людьми. Знание механизмов, противоречий, движущих сил и результатов развития человека – неотъемлимая часть профессиональной подготовки специалиста. Этические принципы профессии, понятия чести, совести, нравственность, служебный этикет рассматриваются наряду с понятием духовности.
В соответствии с рабочим учебным планом; в качестве итогового контроля предусмотрен зачёт, который может проводиться в форме устного собеседования по контрольным вопросам, так и в форме письменных ответов на тестовые задания.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Программа учебной дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки по специальности СПО151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования;
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Психологияи этика профессиональной деятельности» в соответствии с учебным планом базовой подготовки относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла. Предметом изучения являются основные понятия и закономерности психологии личности и межличностных отношений, познавательных процессов, эмоций, восприятия, понимания, коммуникации и взаимодействия, а также техники, приёмы и этические нормы эффективного общения в профессиональной и личностной сферах.
Дисциплина «Психологияи этика профессиональной деятельности» базируется на дисциплинах «Русский язык», «Иностранный язык», «Основы философии» и обеспечивает общепрофессиональную дисциплину «Основы менеджмента», а также дисциплину, входящую в профессиональный модуль «Основы управления персоналом».
Основные формы изучения: лекции, психологические практикумы (психодиагностика, разыгрывание и анализ функциональных ситуаций по темам), тренинги, выполнение тестовых заданий, самостоятельное изучение рекомендуемых источников с целью извлечения информации.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины – теоретическая и практическая подготовка студентов в области психологии личности и общения, формирование представлений о специфике психологических особенностей и условиях эффективного профессионального развития личности, о закономерностях конструктивных межличностных отношений, развитие коммуникативной компетентности, как в профессиональной, так и повседневной деятельности.
Задачи дисциплины: формирование теоретических знаний в виде системы понятий, необходимых для понимания собственного поведения, поведения других людей; формирование умений эффективного взаимодействия в профессиональной и личностной сферах.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- анализировать личностные особенности партнёра по общению;
- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- уметь применять правила позитивного мышления;
- уметь применять вербальные и невербальные средства коммуникации;
- уметь применять техники активного слушания;
- уметь дифференцировать основные мимические реакции и жесты собеседника, а также вербальные сигналы при организации коммуникационного процесса;
- уметь устанавливать обратную связь с собеседником, проверяя точность восприятия информации с помощью вопросов;
- уметь учитывать проксемические компоненты невербальной системы при организации делового общения;
- уметь выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликтной ситуации;
- уметь применять речевые клише в деловом разговоре по телефону;
- уметь использовать правила аргументации в деловом общении.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- знать основные положения современных психологических теорий личности;
- основные закономерности познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания), необходимые для эффективного выполнения профессиональной деятельности;
- приёмы саморегуляции эмоциональных состояний;
- специфику и структуру делового общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения с учётом гендерных особенностей;
- источники, причины, виды и способы профилактики и разрешения конфликтов;
- основные правила ориентации в пространстве и дистанции в общении;
- основные психофизиологические проявления неискренности;
- требования делового этикета к внешнему облику мужчин и женщин;
- правила передачи информации по телефону;
- правила подготовки к деловым совещаниям и приёмам.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов и самостоятельной работы обучающегося 10 часов.