Образовательные технологии. При рассмотрении используемых образовательных технологий следует учитывать то обстоятельство, что курс социальной психологии уже давно преподается для
При рассмотрении используемых образовательных технологий следует учитывать то обстоятельство, что курс социальной психологии уже давно преподается для студентов, обучающихся по направлению «психология». Кроме того, нами данный курс читается с 1994 года, все методические и методологические вопросы и принципы давно отработаны. В 2010-м году нами, совместно со старшими преподавателями СПбУУ и Э Раннала Н.В. и Васильевой С.А., было подготовлено и выпущено электронное учебное пособие, что позволяет развернуть вебинары и систему электронного тестирования студентов. Вместе с тем, продолжающееся оснащение Университета новыми мультимедийными средствами позволяет рассчитывать на проведение лекций-визуализаций и других современных образовательных технологий. При этом мы не в состоянии влиять на процесс переоснащения Университета и вынуждены приспосабливаться к изменяющимся реалиям. Поэтому, предлагаемое описание образовательных технологий следует рассматривать скорее как оптимистичный проект, полновесная реализация которого возможна лишь в некотором будущем.
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, вебинары, учебные конференции, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации он-лайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.
Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).
Матрица разнообразия методов и форм обучения
Форма / Метод | ОИ | Р | ПБ | Э |
Лекция | + | + | + | |
Лекция с элементами проблемного изложения | + | + | ||
Лекция-визуализация | + | + | + | + |
Учебная конференция | + | + | ||
Проблемный семинар | + | + | ||
Семинар | + | + | ||
Вебинар | + | + | + | |
Коллоквиум | + | + | ||
Самостоятельная работа | + | + | + | |
Тестирование он-лайн | + | + | ||
Форум | + | + | ||
Консультация | + | + |
Формы организации и методы активного обучения
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % к аудиторным занятия | |||
Аудиторные учебные занятия | поточно-массовые; групповые | лекция проблемная | ||
групповые коллективные | семинар проблемный | 12,5 | ||
коллоквиум | 31,25 | |||
ВСЕГО | 68,75% |
Для организации изучения теоретического материала по курсу «Социальная психология», в зависимости от дидактических целей будут использоваться, по мере технического оснащения, такие формы обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как:
лекция-визуализация,
вебинар.
При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.
Вебинар как интерактивная форма проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.
Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал Университета управления и экономики – СДО «Гиперметод».