Что сопротивление скрывает истинные чувства, которых он избегает
Можно предложить упражнение «Антикварный магазин» — предста-
вить и выбрать в магазине предмет, вообразить себя этим предметом:
«как вы себя чувствуете?», «почему оказались в магазине?», «кто
прежний хозяин?». Поделиться своими ощущениями с группой. Не
Должно быть незавершенных предложений.
Упражнения
О «Расширение сознания». Цель упражнения — расширить соз-
Навание на внешней, внутренней и средней зонах. Выполняется в па-
Рах, каждый член пары говорит по несколько минут.
- «Сейчас я осознаю, что...» — и перечисляет ощущения из
Внешнего мира, не интерпретируя; если интерпретирует, то партнер
Дает обратную связь. Затем то же самое делает партнер.
- «Сейчас я осознаю, что...» — перечисляет внутренние ощуще-
Ния. Затем то же самое делает партнер.
- «Сейчас я осознаю...» — говорит об интересе к чему-то, трево-
Ге, предположениях, о своих мыслях, фантазиях и отношениях. То же
Самое делает партнер.
- «Сейчас я осознаю...» — говорит о том, куда ведет осознание,
То есть о том, что приходит в голову. То же самое делает партнер.
- «Сейчас я осознаю...» — говорит о партнере, ориентируясь на
Внешнюю и среднюю зоны. То же самое делает партнер.
Обсуждение всех частей упражнения сначала в паре, а затем в
Группе.
О «Три фразы». Упражнение используется с целью тренировки
Умения принять на себя ответственность. Работая в паре, произне-
Сите поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру; начните с
Определенных слов, а затем измените фразу, заменяя первые слова
Заданными, но сохраняя ее окончание. Каждую часть упражнения
Выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсу-
Ждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей уп-
Ражнения, в группе.
Пример:
Часть «а». 1-й партнер: «Я должен...» — три фразы. 2-й партнер:
«Я должен...» — три фразы. Замена — 1-й партнер: «Я предпо-
читаю...» — три фразы с окончанием, использованным в части «а».
2-й партнер: «Я предпочитаю...» — три фразы с окончанием, исполь-
зованным в части «а».
Часть «б». 1-й: «Я не могу...» — три фразы. 2-й: «Я не могу...» —
три фразы. Замена — 1-й: «Я не хочу...» — три фразы с окончани-
ем из части «б». 2-й: «Я не хочу...» — три фразы с окончанием из
части «б».
Часть «в». 1-й: «Мне надо...» — три фразы. 2-й: «Мне надо...» —
три фразы. Замена — 1-й: «Я хочу...» — три фразы с окончанием из
части «в». 2-й: «Я хочу...» — три фразы с окончанием из части «в».
Часть «г». 1-й: «Я боюсь, что...» — три фразы. 2-й: «Я боюсь,
что...» — три фразы. Замена — 1-й: «Я хотел бы...» — три фразы с
окончанием из части «г». 2-й: «Я хотел бы...» — три фразы с оконча-
нием из части «г».
Тема 7
Применение
Экзистенциально-гуманистического подхода
В психологическом консультировании
Представители подхода
Представителями экзистенциально-гуманистического подхода прежде
Всего являются Ролло Мэй (1904-1994), Ирвин Ялом (род. 1931) и Джеймс
Бьюдженталь (1915-2008).
Истоки теории
Термин «экзистенциальный» указывает на непосредственное
Родство этого подхода с экзистенциальной философией — философи-
Ей существования, возникшей в XX столетии и представленной в тру-
Дах религиозных (К. Ясперс, М. Бубер, Дж. Марсель, Н. А. Бердяев,
Л. И. Шестов) и атеистических (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль,
Ж.-П. Сатр, А. Камю) экзистенциалистов, уделявших преимущест-
Венное внимание феномену бытия человека в мире. Общим идейным
Источником данного направления стало феноменологическое учение
С. Кьеркегора [9, с. 32].
Основные положения
Границы экзистенциального подхода в психологии и психотера-
Пии четко не установлены и поэтому определяются по-разному.
В узком смысле к экзистенциальной психотерапии относят, на-
Пример, логотерапию, основоположником которой является Виктор
Франкл, а также экзистенциальный психоанализ (дазайнанализ) Люд-
Вига Бинсвангерера.
В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией
Понимается гуманистическое направление в целом.
В последнее время как некое среднее решение данного вопроса
Выделяется экзистенциально-гуманистический подход, ориентиро-