Очно-заочная форма обучения. Частное образовательное учреждение высшего образования
Частное образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
________________С.В.Авдашкевич
«___» ___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Б1.В.ОД.15 Мотивация и стимулирование трудовой деятельности
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
Направленность (профиль) ОП ВО Управление персоналом
Уровень высшего образования Бакалавриат
Тип высшего образования Прикладной бакалавриат
Санкт-Петербург
Разработчик
профессор Н.Н. Покровская
ст. преподаватель Н.А. Рогожова
Обсуждено
на заседании кафедры __________________________________________________________
«__»________ 20___ г., протокол № __
Зав. кафедрой _________________ / С.О. Снисаренко
СОГЛАСОВАНО
Начальник методического отдела______________М.В. Маненко
Цели и задачи дисциплины
Целью освоения является формирование профессиональных компетенций, психологических знаний, практических умений и навыков их использования с целью повышения результативности труда персонала.
Задачидисциплины:
· ознакомление с основными понятиями теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности, с теоретическими и практическими проблемами функционирования системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности в зависимости от социально-психологических особенностей трудовой деятельности, т.е. ее содержания и условий осуществления;
· формирование комплекса социально-психологических знаний, базовых умений и навыков в области мотивации и стимулирования трудовой деятельности, освоение современных представлений о сущности и формах мотивации и стимулирования трудовой деятельности, ее роли, принципах организации, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное использование мотивации и стимулирования трудовой деятельности как важнейшего метода повышения эффективности экономики в целом; понимание природы практических аспектов формирования систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности с учетом материальных и нематериальных методов и инструментов;
· развитие умений социально-психологического, организационно-административного и финансово-управленческого анализа сущности мотивации и стимулирования трудовой деятельности и выбора оптимальных форм для конкретных групп персонала и видов деятельности предприятия;
· формирование навыков квалифицированной разработки систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности для конкретного предприятия, включая составление и редактирование положений о мотивации и стимулированию трудовой деятельности и других внутренних организационных нормативных документов, связанных с мотивацией и стимулированием трудовой деятельности.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-2, ПКВ-3, ПКВ-8
Код компетенции | Наименование и (или) описание компетенции |
ПК-1 | владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры |
ПК-2 | владением различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде |
ПКВ-3 | способен и готов оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) |
ПКВ-8 | способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· психологические теории трудовой мотивации, структуру и факторы психологического климата коллектива;
· основные психологические проблемы в области научно-исследовательской и практической деятельности;
· подходы к организации психологического эксперимента;
· основные современные достижения в фундаментальной, прикладной и практической областях психологии и перспективы ее развития;
· виды и критерии оценивания валидности исследований;
· принципы профессионального отбора персонала, процедуру «Ассессмент-центр»;
· особенности функционирования индивида в малых группах и специфику процесса группообразования в современных российских условиях, особенности протекания процесса групповой динамики;
· интерактивные методы работы с клиентом и группой технологии личностного роста;
· основы метода проектов, мозгового штурма, тренинговой работы, правила работы в малых группах, обратной связи при работе с клиентом и группой;
· профессиональные и личностные «ограничения» менеджеров;
· основные приемы работы консультанта с клиентом;
· основные причины возникновения профессионально-трудных ситуаций, провоцирующих стресс персонала и менеджеров;
· психологические закономерности реакций человека на стресс;
· факторы повышения уровня стрессоустойчивости личности методы регуляции эмоциональных и функциональных состояний работников;
Уметь:
· формулировать психодиагностические цели и ставить в связи с ними конкретные исследовательские задачи в соответствии с потребностями науки и практики;
· использовать знания психологии для решения научно-исследовательских и прикладных задач;
· планировать деятельность испытуемых и процесс её построения, использовать психодиагностические методики в ходе экспериментального исследования, определять степень валидности эксперимента;
· использовать знания для анализа и решения организационно-психологических проблем;
· анализировать социально-психологический климат организации;
· готовить программы профессиональной аттестации и профессионального отбора;
· управлять деятельностью формальных и неформальных групп в организациях; влиять на индивидуальные особенности проявления стиля лидерства;
· создавать предпосылки для формирования оптимального психологического климата в организациях;
· планировать и разрабатывать программы и мероприятия по обучению и развитию персонала;
· проводить психологические беседы с персоналом организации, предоставлять клиенту обратную связь;
· планировать и реализовывать мероприятия по управлению стрессом персонала, проводить анти-стрессовые тренинги с персоналом и руководителями организации;
· консультировать руководителей и персонал по вопросам преодоления профессионального выгорания и личностного стресса;
· консультировать руководителей и персонал по вопросам составления программы здорового поведения;
Владеть:
· методами планирования эксперимента, психологических исследований и решения психологических проблем в различных сферах деятельности;
· коммуникативными приемами для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований;
· методами обработки, интерпретации данных экспериментального исследования и формулирования выводов.
· спецификой работы с кадровым составом организации в зависимости от ее численности, характера межличностных отношений, стиля лидерства и неформальной структуры организации;
· навыками психодиагностики, проведения интервью при приеме на работу;
· навыками оптимизации межгрупповых и межличностных отношений в организации, продвижения решений руководителя в групповой среде;
· основными алгоритмами управленческого консультирования;
· техниками коучинга, методами коррекции психических состояний;
· методами «тайм-менеджмента», развития коммуникативных навыков;
· психологическими методами саморегуляции, социально-психологическими активными методами обучения персонала анти-стрессовому поведению.
3. Место дисциплины в структуре ОП ВО по направлению «Менеджмент»
Дисциплина «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (Б3.В.ОД.15) является обязательной дисциплиной вариативной части ОП бакалавриата по Направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» направленность (профиль) «Управление персоналом»). Дисциплина адресована студентам 4-го курса.
В методическом плане дисциплина «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» базируется на дисциплинах: «Управление персоналом организации», «Организация труда персонала», « Психология делового общения».
Учебная дисциплина «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» носит ярко выраженный междисциплинарный характер и базируется на параллельно читаемых дисциплинах: «Рынок труда», «Оплата труда персонала», «Психология сотрудничества и формирования управленческой команды».
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо в качестве методологической основы для прохождения производственной практики.
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (АЗ): | ||
В том числе: | ||
Лекционные занятия (ЛЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Контактная работа (КоР) | ||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен (27) | Экзамен (27) |
Курсовая работа (КР) | - | - |
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ | 108/3 | 108/3 |
Очно-заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (АЗ): | ||
В том числе: | ||
Лекционные занятия (ЛЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Контактная работа (КоР) | ||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен (27) | Экзамен (27) |
Курсовая работа (КР) | - | - |
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ | 108/3 | 108/3 |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Курс |
Аудиторные занятия (АЗ): | ||
В том числе: | ||
Лекционные занятия (ЛЗ) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа студента (СРС) | ||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | ||
Контактная работа (КоР) | ||
Форма промежуточной аттестации | Экзамен (9) | Экзамен (9) |
Курсовая работа (КР) | - | - |
Общая трудоемкость дисциплины, часы/ЗЕТ | 108/3 | 108/3 |
5. Содержание дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины