Сложные диадические модальности.
Имя партнера или упоминание о нем в виде личного местоимения обычно является вспомогательным янским маркером — если не стоит в самом конце трансляции или не усиливается интонационно или жестом. В последнем случае оно становится основным янским маркером, например:
— Евтихий, я хочу что-то тебе сказать. инь(ян)
— Выслушай меня молча, (грозно) Евтихий! ян(ян)
— (глядя в сторону) Тебе стоило бы надеть галстук. инь(ян)
— Тебе (делая указующий на партнера жест) стоило бы надеть галстук. ян(инь)
— Пантелеймон! Надень галстук! ян(ян)
— (мягко) Мужчины очень украшают себя в глазах женщин, если на них оказывается надетым галстук. инь(инь)
Упражнение 2. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все четыре сложные диадические модальности.
1. — Мне приятно в вашем обществе.
2. — Садись за уроки, Виля!
3. — Разрешите пригласить вас на танец, сударыня!
4. — А мне и дома хорошо!
5. — (при встрече) Здравствуйте!
Ответ.
1а) — Мне так приятно в вашем обществе! Приходите еще, друг мой Изабелла! ян(ян)
1б) — Приходите еще, Изабелла, ведь мне так приятно с вами. ян(инь)
1в) — Мне так приятно с вами, и будет хорошо, если вы придете еще завтра. инь(ян)
1г) — Так хорошо с друзьями пролетает время, что хочется, чтобы это повторялось и повторялось. инь(инь)
2а) — Садись за уроки, Виля, и поработай над падежами и числительными! ян(ян)
2б) — Садись за уроки, Виля: время пришло. ян(инь)
2в) — Виля, пришло время тебе сесть за уроки. инь(ян)
2г) — Хорошие мальчики уже давно сидят за уроками, и хорошо бы моему сыну последовать их примеру.
3а) — (твердо, глядя прямо в глаза) Агнесса, можно пригласить тебя на танец? ян(ян)
3б) — Приглашаю вас на танец, Агнесса, если вы не заняты. ян(инь)
3в) — Музыка вдохновляет, и я под ее влиянием... (нерешительно пытается протянуть руку к партнерше) инь(ян)
3г) — (глядя в сторону) Какая чудная музыка — такая, что просто невозможно не пригласить на танец столько прекрасную барышню. инь(инь)
Упражнение 3. Определите простые и сложные диадические модальности трансляций в следующей сценке. Отметьте явные и подчеркнутые диадические маркеры и диадически-перегруженные трансляции.
Второе интервью Мартирия
Кабинет знаменитого поэта Феоктиста Нифонтовича Трепоглазова. Старая московская квартира с высокими потолками и окном, выходящим на Москву-реку. По трем стенам — книжные шкафы и полки. Огромный заваленный книгами и бумагами письменный стол. Трепоглазов сидит в большом кресле у стола, глубоко задумавшись; робко входит молодой журналист Мартирий с диктофоном.
Мартирий. (нерешительно, тихо) Можно войти, Феоктист Нифонтович?
Феоктист Нифонтович. (взглянув на Мартирия) «Гром и молния — входят три ведьмы». Шекспир, «Макбет», действие первое, акт первый. (пауза; как бы сам себе) Нет, Мартирий, на трех ведьм вы никак не потянете — жидковаты.
Мартирий. (пауза) (во время паузы собравшись с духом; бодро) Дорогой Феоктист Нифонтович! Ваше замечательное интервью нашему журналу «Мужская доблесть» вызвало массу заинтересованных откликов. От имени наших читателей я хотел бы задать вам еще несколько вопросов на тему...
Феоктист Нифонтович. (перебивая Мартирия) (удивленно) Во прыткий! (пауза) (гневно) Да понимаешь ли ты, о юноша, что такое творческий процесс истинного поэта?!
Мартирий. (бодро) Вот именно об этом я и хотел с вами поговорить, нашим известнейшим поэтом, современником Ахматовой, Пастернака и Маяковского.
Феоктист Нифонтович. И Чуковского.
Мартирий. И многих других лучших поэтов и писателей ушедшего двадцатого века.
Феоктист Нифонтович. (грозно) От тебя, Мартьян, он может и ушел, а со мной останется навсегда — понятно?!
Мартирий. (растерянно) Ой. (пауза) (собравшись с мыслями, вспомнив что-то) Исторический процесс горит в сердце историка — это вы когда-то сказали, Феоктист Нифонтович?
Феоктист Нифонтович. (в сердцах) Дурак! (пауза) Извини, Мартирий, но поэты так не говорят. Настоящие поэты.
Мартирий. (после паузы) (бодро) Расскажите нашим читателям о своем вдохновении, Феоктист Нифонтович — часто ли оно к вам является, в виде музы или еще как? И что вы с ней делаете?
Феоктист Нифонтович. (задумчиво) «В уединенье величавом слышнее ваш отрадный глас.» Пушкин. Гений. О ком он это сказал, Мартирий?
Мартирий. О своих друзьях, наверное. Он ведь в ссылке побывал, на Кавказе, и еще где-то.
Феоктист Нифонтович. Да, я вижу, о музе у вас, Мартирий, самые смутные представления. Вы вообще в плане творческого процесса — невинны, да?
Мартирий. (протестуя) Отчего же? Еще в шестом классе, влюбившись в Олечку, я написал ей четверостишие — любовное, да.
Феоктист Нифонтович. «И ласковых ланит младенческая нежность» — так, примерно?
Мартирий. (честно) Не помню.
Феоктист Нифонтович. Так вот, знайте, Мартирий: вдохновение — это хлеб истинного поэта. Не деликатес, не омар с черной икрой, а черный хлеб. А муза — его постоянная подруга, хотя и ветреная.
Мартирий. (пораженный) Это как же? Уж либо постоянная, либо ветреная. Вот моя первая жена, например...
Феоктист Нифонтович. (перебивая) Постоянная в чувствах, ветреная в поведении — а иногда бывает и наоборот. Как кому повезет, милый мой собеседник... (видно, что он забыл имя журналиста)
Мартирий. Мартирий меня зовут, а Мартьян — это другое имя.
Феоктист Нифонтович. (официально) Так о чем, Мартирий, хочет меня спросить ваша «Мужская сила?»
Мартирий. (машинально поправляя) «Мужская доблесть». (уныло) Наши читатели интересуются, что такое поэтическое вдохновение и что делает истинный поэт в его отсутствие?
Феоктист Нифонтович. (иронически) Дает интервью журналистам и целуется с поклонницами.
Мартирий. (аккуратно) У вас всегда была большая популярность у молодежи.
Феоктист Нифонтович. Что было, то было. В юности я был к себе — скажу прямо — бес-по-ща-ден! То есть я отдавался всем, кто меня желал! По-настоящему желал!
Мартирий. (осторожно) Вы что имеете в виду, Феоктист Нифонтович?
Феоктист Нифонтович. Ну, поклонниц, в первую очередь — они же такие страстные и инициативные! Изобретательные — ух! Им, что бы ни случилось, — сразу стих подавай, или даже целое четверостишие!
Мартирий. (переводя дух) А... И вы... всегда шли им навстречу?
Феоктист Нифонтович. Иногда целые поэмы получались. Вот ведь тоже Блок, Есенин — думаете, «Анну Снегину» он в скиту написал, на хлебе и воде постясь? Про Прекрасную Даму уж умолчу, не буду тревожить покой классика.
Мартирий. (после паузы) Ага. Природа вашего творческого вдохновения для наших читателей прояснилась. (бодро) Я вижу, у нас налаживается настоящее творческое сотрудничество.
Феоктист Нифонтович. (перебивая) Полегче на поворотах, Мартирий, посмотрим, когда ко мне придут из «Женских прелестей».
Мартирий. (быстро, льстиво заглядывая Феоктисту в глаза) Я сегодня же свяжусь с главным редактором «Прелестей», и она позвонит вам в течение ближайшей недели, если не возражаете, Феоктист Нифонтович.
Феоктист Нифонтович. (устало) Женщины — это прекрасно...
Мартирий. Большое спасибо, Феоктист Нифонтович, успехов вам творческих и в личной жизни.
Феоктист Нифонтович. (снисходительно; позевывая) Ступай, ступай, милый, я тут... отдохну немного.
Конец