Межличностные отношения в группе
Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (команды) являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
В системе межличностных отношений выделяют формальные (деловые) и неформальные (личные). Формальные отношения выстраиваются на основе официальных обязанностей и статуса каждого члена команды; они диктуются извне. Неформальные основываются на личной симпатии или антипатии, дружбе или неприязни; они возникают самопроизвольно.
При наличии единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга, способствуя возникновению групповой сплоченности.
Групповая сплоченность характеризуется, в частности, тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней. Таким образом, писал А.И.Донцов (1984), «силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп»[10]. В данном случае группу образуют индивиды, для которых преимущества нахождения в группе более значимы, чем вне ее. Исходя из этого, можно предположить, что для каждой группы характерна изначальная сплоченность.
Подобную особенность следует учитывать при организации работы с впервые сформированной группой или группой, пришедшей на занятия после длительного перерыва, например, летних каникул. Имеющаяся положительная мотивация может усилиться при соответствующем подкреплении или, наоборот, ослабнуть при неудаче, мнимой или действительной. Следует также учитывать особенности мотивации, обусловленные необходимостью подчиняться групповым нормам: многим бывает нелегко ограничить собственный успех ради успеха группы.
Вместе с тем, степень соблюдения групповых норм и сами нормы являются отчетливым показателем развития группы и существующих в ней межличностных отношений. Групповыми нормами являются правила, принимаемые как эталон поведения в группе. В своей основе групповые нормы опираются на нормы, принятые в обществе, на социально одобряемые правила поведения. Однако, в той или иной команде занимающейся физической культурой, могут присутствовать элементы, присущие только данной группе. Это может быть обусловлено возрастным или материальным статусом членов группы, традициями, принятыми в ближайшем к команде социуме, личностью руководителя и т.д.
При работе в группе, независимо от того, является ли объектом воздействия коллектив в целом или отдельная личность, большое внимание уделяется дисциплине. Под понятием «дисциплина» подразумевается не система наказаний, а совокупность правил, соблюдение которых способствует сплочению коллектива. По мнению А.С.Макаренко, дисциплина является дополнительным фактором, способствующим возникновению чувства принадлежности каждого к коллективу, чувства локтя.
Еще одним фактором, способствующим упрочнению межличностных отношений в коллективе и, соответственно, его сплочению, являются традиции. К ним могут относиться принятые членами группы ритуалы начала и окончания занятий, правила поведения во время занятий, система поощрений. Прочные традиции, основанные на доброжелательности, особенно помогают в кризисных ситуациях, а также в период вхождения в группу новичка или новичков.
Вхождение в группу предполагает решение нескольких проблем: а) выработка оптимального взаимодействия новичка и группового окружения в целях успешной адаптации; б) необходимость изменения поведения, если без этого невозможен вход в группу; 3) изменения в группе в соответствии с появлением нового ее участника, обладающего определенными индивидуальными особенностями. Успешному преодолению возможных проблем способствует изучение новичком системы групповых норм, традиций, характерных для данной команды. Не менее важным представляется уровень имеющейся у него мотивации на вхождение в группу и готовность группы его принять.
В зависимости от уровня развития группы, сложившихся в ней межличностных отношений в группе может образовываться различный психологический климат. Под этим понятием подразумевают более или менее стабильное преобладающее настроение в коллективе. Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же – явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, как следствие, разрушению группы вообще.
Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от преподавателя.
Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. При перерастании ее в инцидент (от лат. incidens - происшествие, столкновение), когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой, возникает непосредственно конфликт. Таким образом, для устранения конфликта необходимо разрешить конфликтную ситуацию.
Основными типами конфликта являются разногласия между: а) членами группы; б) личностью и группой; в) микрогруппами, составляющими малую группу. Для разрешения конфликтной ситуации рекомендуют пять типовых стратегий поведения (по В.Ф.Сопову[11]). Это: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование и соперничество.
Приспособление предполагает изменение своей позиции, поведения в ущерб собственным интересам. Компромисс представляет сбой урегулирование разногласий путем взаимных уступок. Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Игнорирование – попытка уйти из конфликтной ситуации, не принимая мер к ее разрешению. Соперничество - продолжение борьбы за свои интересы, отстаивание своей позиции.
С первого взгляда конфликтная ситуация представляется как отрицательное явление, однако занятия физической культурой учат преодолевать конфликтные ситуации.
9.5. Руководство малой группой – спортивной командой
Формальным руководителем спортивной команды как малой группы является преподаватель физической культуры (инструктор), которому (при их наличии) могут помогать капитан, староста, дежурный. Однако, практически в каждой малой группе выявляется неформальный лидер, чье влияние на остальных членов группы может быть достаточно велико. Явление лидерства имеет серьезную практическую значимость с точки зрения повышения эффективности управления группой и, как следствие, успешного достижения поставленных целей. При этом, лидер способен влиять как на поведение отдельных членов группы, так и на поведение группы в целом.
Центральной фигурой в руководстве группой является ее формальный (официальный) руководитель. Функциональные обязанности его достаточно многогранны. На первый план выступает обучение в процессе тренировочных занятий или соревнований, однако немаловажную роль играет и воспитательный процесс. Уход от идеологической направленности не должен означать отказ от воспитания вообще. При этом, еще большее значение, особенно при работе с детьми и подростками, играет развивающий процесс, в ходе которого осваиваются не только те или иные двигательные навыки и физические качества. Развитие в данном случае рассматривается как комплексное явление, в том числе – общее развитие личности человека.
Руководство группой является основным направлением в работе преподавателя физической культуры. Синонимами слов «руководство» и «руководитель» являются слова «лидерство» и «лидер». Однако следует различать понятия «руководитель-лидер» и «руководитель-менеджер».
Руководитель-менеджер строит свои отношения с подчиненными, опираясь на должностную основу власти. Он направляет работу других, несет персональную ответственность за результаты групповой деятельности. Менеджер вносит порядок и последовательность в работу, а свое взаимодействие с подчиненными строит в рамках имеющихся целей. Реализуя установленную кем-то (не им) цель, менеджер разрабатывает свои действия в деталях, ориентируясь во времени, планируя и привлекая те или иные ресурсы. При этом он работает с людьми, которые входят в его группу.
Лидер в большей степени основывается на социальном взаимодействии. Он воодушевляет людей, вселяет в них энтузиазм, помогает адаптироваться к новому. Лидер сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения людей к делу. При этом он не вникает в «рутинные» детали подробного планирования; предпочитает работать с людьми, разделяющими его идеи.
Таким образом, если у менеджера есть подчиненные, то у лидера – последователи. Преподаватель в силу занимаемой должности является менеджером. Однако он может быть формальным лидером, влияя на людей через имеющуюся у него власть. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы получил название неформального лидерства. Идеальным для руководства является применение «эффективного сочетания обеих основ власти»[12].
Сравнивая характеристики деятельности менеджера и лидера, представленные на таблице, можно увидеть, что для успешного тренировочного процесса действительно важны качества, присущие каждому из руководителей.
Таблица 6