Тема 4.4 Общее понятие о группе. Межличностные отношения в группе

Виды групп. Большие группы и массовые явления как объект исследования в психологии. Малые группы. Виды малых групп. Психологические характеристики формальных и неформальных групп. Референтность группы для личности.

Дошкольная группа и школьный класс как малые группы. Сплочённость группы, социально-психологический климат. Межличностные отношения в малой группе. Межличностные предпочтения. Положение личности в группе: детерминация, пути оптимизации. Лидерство и руководство. Психологическая характеристика лидеров. Стили руководства.

Семья как малая группа. Психологическая структура современной семьи. Конфликты в семье (конструктивные, деструктивные) и пути их преодоления.

Тема 4.5 Социально-психологическая характеристика дошкольной группы и межличностных отношений в ней

Дошкольная группа как первая официальная группа ребёнка. Функции «детского общества»: социализация, интенсификация процесса половой идентификации и дифференциации, информационная, оценочная. Деловые и личные отношения детей со сверстниками.

Социометрический статус как показатель положения ребёнка в системе межличностных взаимоотношений. Статусная структура группы Детерминация статусного положения ребёнка в группе дошкольного учреждения и школьном классе. Статус ребёнка и его индивидуально-психологические особенности. Влияние межличностных отношений на формирование личности, её деятельности и общения.

Роль взрослых в регулировании и оптимизации межличностных отношений детей со сверстниками.

РАЗДЕЛ 5 ЛИЧНОСТЬ, ЕЁ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Тема 5.1 Психологическая структура личности

Понятие о человеке, личности, индивиде, индивидуальности. Единство личности, устойчивость личности, активность личности. Направленность личности. Потребности и мотивы. Интересы. Характеристика интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости, действенности. Идеалы и убеждения. Понятие о мировоззрении. Установки личности.

Социальные роли личности: социальные ожидания, ролевое поведение, социальный контроль. Понятие о социализации. Ролевые конфликты и пути их преодоления. Устойчивость и изменчивость личности.

Самосознание личности. Сущность самосознания, Я-концепции, самооценки, уровня притязаний и самоуважения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура самосознания. Образ-Я и самооценка личности. К. Левин об уровне притязаний личности. Стратегия и тактика оценивания. Национальное самосознание личности.

Наши рекомендации