Тело не само собою согрешает, но посредством тела (согрешает) душа»136 .
Эта согласно выраженная точка зрения противоречит языческому взгляду и отчасти Оригену, по которому душа заражается грехом от тела или плоти и последнее является ее гибелью. Но сама душа как дух считается невиновною.
Православная точка зрения основана на двух свойствах души, которые присущи ей по естеству — свободе и разумности. Вот как говорит об этом Климент Александрийский:
Те же, кто не постиг добровольности и непорабощенности души при избрании [ею рода] жизни, заключают, не вынося последствий грубого беззакония, что Бога нет»137 .
Значит, душа не подавлена злом, но сама его выбирает.
Душа — всегда свободного произволения, находится ли она в теле или вне тела, и свобода произволения всегда направлена [у нее] либо к доброму, либо к дурному»138 .
(Ориген)
«Она(душа. — А.Л.)всегда обладает самостоятельностью и по собственной вине либо пребывает в лучшем, восходя к вершине благ, либо, по невниманию, нисходит различным образом в стремнину зла»139 .
(Он же)
Так же говорит и святитель Кирилл Иерусалимский:
«Душа самовладычественна, и диавол может внушать [ей] что-либо, но не имеет власти принудить вопреки [собственному ее] выбору»140.
Так же и преподобный Максим Исповедник:
Каждая душа по своей воле избирает либо честь, либо через дела свои добровольно принимает бесчестие»141.
Приведенных свидетельств вполне достаточно, чтобы понять: душа по причине свободы и разумности не может быть подчинена злу, но сама подчиняется ему, выбирает его. Тело же подчинено душе (об этом в следующей главе) и потому не является источником греха для души.
Итак, душа греховна по причинам внутренним, т.е. не извне она отягощается злом. Отсюда следует несколько выводов: ничто и никто не может насильно привести душу ко греху — ни диавол, ни плоть, ни обстоятельства; душа ответственна за поступки человека полностью; тело соучаствует греху, но источник греха — не тело, а душа.
Свобода — это царственный Божий дар человеку, который делает человека способным противостоять не только природе, но и духу. Но этот же дар делает человека ответственным за свои дела, прежде всего на небе.
Не следует думать, что греховность, души — исходное свойство. Только после грехопадения Адама душа человека стала греховной. Так и душа каждого человека, помимо первородного греха, становится греховной по своему произволению.
«Душу… а не грех сотворил Бог; развратилась душа, уклонившись от того, что [имела] по естеству»142.
(Святитель Василий Великий)
Так же учит и Дионисий Ареопагит:
Кто говорит, что души порочны? ...Если же говорим, что растлеваются души, то чем и растлеваются, как не благих свойств… оскудением?»143 .
Разве душа — причина зол…?... природа души — благfz, но по действиям ее иногда такова она, а иногда — иная…»144.
Итак, душа не по природе греховна и порочна, а по свободному своему выбору. По природе же она богоподобна. Однако грех, порок становятся причиной болезни и «смерти» души. Болезни души — это неведение, бесчувствие, окаменение. Ориген говорит так:
И заметь, что есть также некая душа, до того омертвевшая членами, что не ощущает язв, даже если и тягостное что приключится. Иная душа и перепилена будет, но не восчувствует, а иная восчувствует»145.
«Сей камень[cм. Мф. 13:5]есть человеческая душа, ожесточившаяся от нерадения»146 .
Согрешающая душа умирает, и мы говорим, что она [как бы] смертна»147 .
«Всякий грех — смерть души»148, —
подтверждает святитель Григорий Богослов. Мы опять встречаемся с понятием смерти души; но, разобравши его суть, будем иметь в виду понятие смерти как духовное состояние души.
Вот как его понимает святитель Иоанн Златоуст:
Души [смерть]... страшна. Ибо если разрешилась, то не сопровождает ее, как обычно, тело. Но, заново соединенную с нетленным телом, приводит [ее смерть] в огонь неугасимый — вот какова смерть души. Как есть смерть души, так есть и заклание души. Что есть заклание души? Да то же, что и омертвение как таковое. Что есть омертвение души? Как тело тогда умирает, когда оставляет его душа лишенным своего действия, так мертвеет и душа, когда оставит ее без Своего действия Дух Святой»149.
5.7. Сложность души
Для древнецерковной антропологии было характерно онтологизировать свойства или силы души, именуя их частями, членами души. Состав души понимался по-разному, но были представления и о том, что душа проста и не имеет членов. Преподобный Макарий Египетский говорил:
«…У души много членов: ум, совесть, воля, помыслы…— все это только члены души, а душа одна, и это — внутренний человек»150.
Так же учил и священномученик Мефодий Патарский:
«А души, будучи духовными телами, устроены Создателем и Творцом всего с членами…»151
«Душа… что у людей, многочастна, а не одночастна…»152
(Татиан)
О простоте души не столь много свидетельств:
«Мы говорим, что душа проста, разумна [вар. словесна] и бессмертна…»153
(Феодорит Киррский)
Простота означает несложность:
«Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей… вследствие того нетленна и бессмертна…»154 , —
так учит преподобный Максим Исповедник. Но большинство святых отцов все же придерживаются взглядов о сложности, многочастности души. И даже сам преподобный Максим при простоте естества души допускал в ее составе различные силы: