Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. 1. Детально изучите конституциональные типологии, представленные теориями У
1. Детально изучите конституциональные типологии, представленные теориями У. Шелдона и Э. Кречмера.
2. В чем смысл этих теорий?
3. В чем сходства этих типологий?
4. А в чем различия?
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1. Типологию темперамента, включающую 4 типа – холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик предложил:
1) Парменид.
2) Гиппократ.
3) Солон.
4) Гераклид.
Ответ: 2.
2. К.Г. Юнг предложил типы личности:
1) экстраверт – интроверт.
2) сильный – слабый.
3) живой – безудержный.
4) амбаверт – прагматик.
Ответ: 1.
3. Одним из представителей конституционального подхода при определении темперамента является:
1) Павлов И.П..
2) Шелдон У.
3) Лазурский А.Ф.
4) Юнг К.Г.
Ответ: 2.
4. Типологию, основанную на изучении зависимости психических заболеваний от конституционального строения, предложил:
1) Э. Кречмер.
2) Б.М. Теплов.
3) Г.Ю. Айзенк.
4) У. Шелдон.
Ответ: 1.
5. В теории И.П.Павлова были выделены:
1) типы темперамента.
2. типы нервной системы.
3. типы высшей нервной деятельности.
4. типы личности.
Ответ: 3.
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое объяснение этого явления? Каков общий механизм взаимосвязи физического и психического в развитии человека?
Ответ: Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:
1) чувство неполноценности и компенсация.
2) стремление к превосходству.
3) стиль жизни.
4) социальный интерес.
5) творческое Я.
6) порядок рождения.
7) фикционный финализм.
2. Возможно ли утверждение о том, что «личностью не рождаются, а становятся», перенести на оформление индивида как мальчика или девочки? Согласны ли Вы с утверждением, что биологический пол индивида – предпосылка становления психологического пола человека? Для ответа на поставленные вопросы воспользуйтесь медицинской и психологической литературой по изменению пола индивида.
Ответ: Биологический пол индивида является предпосылкой становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации. Биологический пол выступает как «безличная» предпосылка формирования психологического пола личности. Индивид рождается с определенным биологическим полом. Однако это индивидное свойство человека в контексте определенного образа жизни, как и любое другое индивидное свойство, является не только предпосылкой становления личности, но и, преобразовавшись в ходе жизненного пути, приводит к формированию психологического пола индивидуальности. Таким образом, различные качества личности, изучаемые в психологии половых различий, непосредственно не даны от природы, а представляют собой проявления индивидуальности, присваиваемые в ходе совместной деятельности людей в условиях конкретного социально-исторического образа жизни.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Умение использовать знание теоретических позиций для решения практических задач; владение базовыми категориями психологии индивидуальных различий, позволяющими дифференцировать индивида от других проявлений психологической реальности.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Современное состояние типологических теорий и воззрений.
2. Мой конституционный тип (подготавливает каждый обучающийся).
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №13 «Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.