Задания для самостоятельной работы. 1.Составьте схему "Структура образовательной системы"
1.Составьте схему "Структура образовательной системы". При составлении схемы, учитывая различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений, желательно исходить из принципа непрерывного образования и воспитания, включающего следующие компоненты: дошкольное воспитание и образование, общее образование, профессиональное образование, семейное воспитание, самообразование и самовоспитание.
2.Составьте схему размышления в виде "кластера" на тему "Взаимодействие субъектов образовательной системы". При выполнении задания исходите из следующих опорных пунктов:
а) самостоятельно выберите какой-либо структурный компонент образовательной системы (например, дошкольное учреждение образования, среднюю образовательную школу или какое-либо внешкольное учреждение образования и т.п.);
б) исходя из выбранного типа учебного заведения определите различные системы взаимодействия всех его субъектов, например, в университете: "преподаватель - студент", "студент - студент", "преподаватель - декан" и т.д., при этом имейте в виду и совокупность субъектов образовательной системы, например, ректорат, педагогический коллектив и т.д.;
в) после составления "кластера", отдельно в эссе, наделите профессиональными и/или личностными характеристиками выделенных в "кластере" субъектов образовательной системы.
3.Ознакомьтесь с перечнем черт характера, особенностей поведения человека, характерных для конфликта или являющихся конфликтогенными:
- стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
- быть настолько "принципиальным", что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
- излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях, как известно, также не всем нравится;
- критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная, не только раздражает, а часто просто порождает конфликт;
- плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии, с неизбежностью приводят к конфликту;
- стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию;
- стремление к независимости - хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать "все, что хочу" и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит неминуемым конфликтом;
- излишняя настойчивость; быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, то это уже раздражает;
- несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека имеет, как правило, негативную реакцию;
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, не всегда, но также приводит к конфликтным ситуациям;
- инициатива, особенно творческая, - это хорошо, но когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, то это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию [57].
Проанализируйте ситуации взаимодействия (по выбору): "педагог - педагог", "педагог - педагогический коллектив", "педагог - администрация учреждения образования", "администрация учреждения образования - педагогический коллектив" с учетом проявления тем или иным участником взаимодействия обозначенных выше черт характера и особенностей поведения. Кратко сформулируйте рекомендации по выбору эффективных тактик поведения в возможных конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе .
4. На основе выполнения предыдущего задания проведите работу над собой в следующем направлении: обратитесь к анализу собственных личностных качеств, особенностей повторяющегося поведения в конфликтных ситуациях. Какие личностные недостатки Вам хотелось бы устранить? Какие недостатки можно устранить за короткое время? Является ли достаточным для устранения осознание свойств характера, порождающих трудности в поведении и деятельности? Что, на Ваш взгляд, может служить показателем работы над собой? После рефлексии определите цель Вашего самосовершенствования (самообразования, самовоспитания, саморазвития). Обсудите результаты рефлексии в группе (по желанию).
5. Установите соответствие в следующей таблице: Таблица 4.8.
|
6.Проанализируйте следующую ситуацию: "Администрация включила психолога в аттестационную комиссию школы и обязала его написать на каждого педагога, проходящего аттестацию, характеристику, в которую входили бы данные психологического тестирования учителей, а также анализ результатов анкетирования учеников и их родителей". Насколько правомерна позиция администрации? Каковы возможные последствия для учебно- педагогического сотрудничества в коллективе в случае выполнения психологом данного распоряжения администрации? Уместно ли в связи с этим обсудить вопрос об этике психологического исследования и этике взаимоотношений руководства, психолога и педагогического коллектива?
7.Организация работы педагогического коллектива может осуществляться по разным направлениям, в частности:
- инновационное развитие педагогического коллектива;
- работа педагогического коллектива с трудными детьми;
- работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями;
- работа педагогического коллектива по адаптации школьников к условиям получения общего базового образования (начальное образование, затем с 5-го по 9-й классы);
- совершенствование профориентационной работы с учащимися и другие направления.
При выполнении данного задания, даже при условии отсутствия педагогического опыта, проявите интуицию и творчество. Выберите одно из предложенных направлений и определите для него проблемное поле. Проблему сформулируйте как противоречие, недостаток, трудность или невозможность выполнения чего-либо за счет отсутствия чего-то (например, отсутствие нововведений, текучесть кадров, низкая успеваемость в старших классах, многочисленные правонарушения среди подростков, слабая связь семьи и образовательного учреждения и т.п.). Формулирование проблем позволяет подвести к решению задач посредством грамотной постановки актуальных вопросов: "Для кого и какие существуют проблемы?", "Кого они беспокоят?", "Кому их решать?", "Каковы причины возникновения трудностей и их последствия?", "Что предстоит преодолеть?", "На что можно опереться?" и т.п.
Итоги выполнения данного задания можно обсудить в группе в виде деловой игры или презентаций, распределившись по командам в зависимости от выбранного направления по организации работы педагогического коллектива.