Етодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
Специальность 080301.65 – Коммерция (Торговое дело)
Санкт-Петербург
одержание дисциплины
Тема 1. Понятие, принципы, система, наука и функции коммерческого права. Предмет и его значение в коммерческой деятельности. Субъекты коммерческой деятельности
Понятие коммерческого права. Предмет коммерческого права. Нормы и институты коммерческого права. Принципы коммерческого права. Функции коммерческого права Система и наука коммерческого права. Коммерческое правоотношение. Источники коммерческого права. История становления и развития коммерческого права на территории России и в зарубежных государствах. Понятие субъекта коммерческого права. Правовое положение участников коммерческой деятельности.
Тема 2. Договоры в коммерческом праве. Понятие и виды
Понятие и виды договоров в коммерческом праве. Значение договоров для стабильного развития торговых отношений. Правовое регулирование заключения торговых договоров. Существенные условия договора. Выработка договорных условий. Форма торговых договоров. Изменение и расторжение договоров. Исполнение договоров. Построение системы договорных связей.
Тема 3. Внедоговорные обязательства
Общая характеристика внедоговорных обязательств. Основные признаки внедоговорных обязательств и их отличия от обязательств договорных. Функции внедоговорных обязательств.
Понятие обязательства, возникающих вследствие причинения вреда. Объем, характер и размер возмещения вреда.
Тема 4. Расчетные и кредитные правоотношения. Понятие и сущность
Общие положения о безналичных расчетах. Правовое регулирование безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по инкассо. Расчеты чеками. Расчеты аккредитивами. Понятие, сторона, форма, содержание договора банковского кредитования. Ответственность за нарушение обязательств по кредитному договору.
Тема 5. Право на имущество субъектов коммерческой деятельности
Понятие и содержание права собственности. Основания приобретения права собственности. Основания прекращения права собственности. Понятие и виды права общей собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления имуществом. Защита права собственности и иных вещных прав.
Тема 6. Правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления
Система и правовое положение исполнительных органов власти, осуществляющих регулирование и контроль в сфере предпринимательства.
Органы общей и специальной компетенции. Правовые основы государственного регулирования и контроля (надзора) в сфере коммерческой деятельности. Методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия в сфере коммерческой деятельности.
Тема 7. Правовые основы внешнеторгового оборота: понятие; источники; правовые основы механизма его осуществления
Понятие внешнеторговой деятельности. Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности. Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности: международные договоры и соглашения, национальное законодательство, судебная и арбитражная практика, обычаи.
Прямой и коллизионный методы регулирования внешнеторговой деятельности. Коллизионные нормы, их понятие и виды. Понятие и значение унификации правового регулирования внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая политика РФ и основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Компетенция РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности. Правовые, экономические и административные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Правовые основы механизма осуществления внешнеторгового оборота.
Тема 8. Правовой статус российских и иностранных субъектов внешнеторгового оборота
Понятие и виды субъектов внешнеторгового оборота: российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, иностранных организаций , государств, их правовой статус. Определение государственной принадлежности “национальности” юридических лиц. Организации с иностранными инвестициями, их правовой статус.
Тема 9. Правовое регулирование экспорта и импорта товаров
Правовая природа отношений между участниками внешнеторгового оборота:
поставщиками товаров для экспорта и заказчиками импортных товаров, участниками товарообменных операций (бартерных сделок). Система договорных отношений между российскими организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с экспортом и импортом товаров. Договоры поставки, комиссии, поручения, агентские договоры, их понятие, особенности при оформлении внешнеторговых сделок.
Тема 10. Внешнеэкономические сделки; договоры международной купли-продажи (поставки) товаров
Понятие внешнеэкономических сделок. Определение обязательственного статута внешнеэкономических сделок. Правила о форме и подписании внешнеторговых сделок. Определение применимого права в сделке. Принципы исполнения внешнеэкономических сделок, способы их обеспечения. Понятие договора международной купли-продажи. Источники правового регулирования договора международной купли-продажи (поставки). Порядок заключения и подписания договоров купли-продажи на экспорт и импорт товаров. Содержание договоров купли-продажи. Базисные условия поставки товаров. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров международной купли-продажи товаров.
Тема 11. Правовое регулирование таможенного дела
Понятие и цели таможенной политики и таможенного дела. Правовое регулирование таможенного дела. Управление таможенным делом в РФ. Таможенные режимы в РФ. Таможенные тарифы и сборы. Декларирование товаров. Ответственность за нарушение таможенных правил.
Тема 12. Порядок разрешения споров между участниками внешнеэкономических связей
Порядок предъявления претензий между участниками внешнеэкономических связей. Арбитражная оговорка в контракте. Арбитраж (третейский суд) во внешнеэкономических связях: понятие, виды. Межгосударственные соглашения по вопросам международного арбитража. Регламент международных судов, в т. ч. Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ. Исполнение решений арбитражных судов.
2. Методические рекомендации преподавателю
Лекционные занятия ведутся путем логически выдержанного изложения основного материала курса, структурированного по взаимосвязанным темам. Неоднозначно трактуемые в науке темы и отдельные вопросы преподносятся в проблемно-дискуссионной форме с целью активизировать поисково-теоретическую мысль студентов и направить их усилия на формирование собственной аргументированной позиции по данной проблеме. Практические занятия проводятся методами: демонстрационного опыта; обсуждения концептуальных и процедурных особенностей эмпирических методов; докладов о сущности и применении методов в классике экспериментальных исследований; вопросно-ответным методом (экспресс-опросы).
Демонстрационные опыты проводятся с использованием имеющегося в вузе оборудования и аппаратуры, применяемых в учебных практикумах (общепсихологическом, психодиагностическом, социально-психологическом, психофизиологическом и др.). Проведение этих опытов должно иллюстрировать материал, изложенный в лекционном курсе экспериментальной психологии (ЭП), но ни в коем случае не заменять самостоятельного проведения исследований студентами в соответствующих практикумах. Принципиальная разница между постановкой опытов в рамках учебных практикумов и проведением демонстрационных опытов на практических занятиях в рамках экспериментальной психологии заключается в различии предмета и цели изучения. В практикумах в качестве предмета выступают психические явления, исследуемые с помощью соответствующих методов, в качестве цели – умение выбрать адекватный предмету исследования метод, получение навыков его применения, грамотная интерпретация получаемых эмпирических данных и тренировка формулирования выводов и рекомендаций. На практических занятиях по ЭП предметом изучения является метод, целью – понимание его назначения и области возможного применения.
При подготовке к занятиям как лекционным, так и семинарским, желательно запастись иллюстративным материалом. К лекционным занятим полезно отдельно выписать цитаты из литературных источников и разложить их в порядке предстоящего изложения материала. На практических занятиях следует максимально стимулировать активность студентов, что является важнейшим условием успешности усвоения студентами учебного материала. Для этого рекомендуется, во-первых, применять поощрительные санкции для наиболее активных студентов и, во-вторых, использовать принцип состязательности. Поощрение может выноситься в виде публичной похвалы, приглашения к научно-исследовательскому сотрудничеству с преподавателем, учета при итоговом контроле ЗУН, представления к поощрению на уровне кафедры, факультета или ректората. Принцип состязательности можно реализовать через регистрацию удачно сформулированных вопросов в ходе занятий, правильных (неправтльных) ответов на вопросы преподавателя или товарищей по учебной группе либо ответов на тестовые задания. На занятиях любой формы желательны публичные комментарии преподавателя относительно проверенных им студенческих рефератов, контрольных работ и конспектов рекомендованной литературы.
При проведении демонстрационных опытов особо важно внимательное отношение студентов к концептуальным основам и эмпирической процедуре каждого опыта и теоретической обработке (интерпретации) результатов, что обусловливает понимание назначения соответствующего метода и выработку навыков ориентации в системе психологического инструментария. Для повышения концентрации внимания и осмысленного участия в опыте желательно предложить всем участникам конкретного занятия (в т.ч. зрителям) вести фиксацию опыта в заранее приготовленных специальных регистрационных документах (протоколах эксперимента, дневниках наблюдения, тестовых бланках, анкетах и т.п.). Отсюда вытекает необходимость преподавателю загодя обеспечить сопровождение опытов соответствующими документами в нужном количестве (тиражирование документов можно поручить и самим студентам). Стимулирующим фактором является также проверка правильности заполнения регистрационных документов, которую вполне допустимо поручать самим студентам в виде перекрестного контроля, что вносит в процедуру обучения элемент оживления и состязательности, а также дает возможность критического повторения учебного материала.
Для скорейшего «включения» студентов в процесс усвоения дисциплины на первых же занятиях необходимо снабдить их списком рекомендуемой литературы и адресами возможных реальных источников ее получения (библиотеки, спеццентры, магазины т.п.), возбудить у них интерес к соответствующему чтению и систематически интересоваться (вплоть до жесткого контроля) их «достижениями» в этом виде самостоятельной работы.
етодические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Подготовка к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от умения пользоваться учебно-методической литературой. План проведения семинарского занятия должен содержать не только перечень вопросов для обсуждения, но и вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для подготовки по наиболее сложным проблемам, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.
Независимо от типа семинар характеризуется:
- самостоятельным, индивидуализированным изучением вопросов и проблем;
- самостоятельным поиском студентами решения учебной проблемы во время подготовки и проведения семинара;
- направляющей и корректирующей ролью педагога при подготовке студента к семинару.
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ к проведению семинарского занятия по курсу «Конфликтология» осуществляется с учетом следующих пунктов.
1. Определение собственного уровня профессионально-методической и специальной подготовки.
2. Определение состояния учебной группы и ее мотивированности на получение знаний (оцениваются отношения между преподавателями и студентами, уровень домашней подготовки, степень владения студентами алгоритмом данного вида учебного занятия).
3. Инструментальная подготовка педагога:
- установление правил ведения семинара;
- определение вопросов для обсуждения (в вопросительной или утвердительной форме, не более пяти);
- определение способов побуждения к активному участию;
- продумывание способов подведения промежуточных итогов;
- обдумывание методов контроля хода обсуждения;
- разработка средств управления темпом семинарского занятия;
- выбор общего стиля управления (эксперт, ведущий, координатор, наблюдатель).
4. Содержательная подготовка – разработка сценария.
При ПОДГОТОВКЕ СЦЕНАРИЯ учитывается что:
1) семинар – это сочетание аудиторной работы с внеаудиторной;
2) его результативность зависит от понимания и принятия студентами цели семинара;
3) задачи и формы семинара должны быть адекватны его целям;
4) важен принцип совместной деятельности, поэтому центральный момент – обсуждение.
5) важен выбор средств воздействия на аудиторию во время семинара;
6) можно иметь подробный сценарий или программу в виде тезисов, плана-схемы или цитат.
СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово преподавателя (объявление темы и цели, определение места с. занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия).
Обсуждение темы (зависит от методики: "беседа за круглым столом", "дискуссия", "эвристическая беседа", "мозговой штурм" и т.д.).
Подведение итогов (характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения, рефлексия семинара – обратная связь в форме анкет, опросов и т.д.).
Диалоговые формы проведения семинарских занятий.
При освоении содержания данного курса используются следующие формы проведения семинарских занятий.
Мозговой штурм
Автор А.Ф. Осборн (1939 г.). Психологическое содержание – устранение боязни критики.Данная форма проведения семинарского занятия используется для основательной проработки темы 1.
Участие преподавателя – эвристические вопросы.
Варианты:
1. Прямой мозговой штурм – прямая постановка задачи. Ответ на вопросы: в чем состоит затруднение, какова предыстория задачи? что следует сделать для решения проблемной ситуации, что желательно иметь в итоге? что решение проблемы дает людям?
2. Обратный МШ. Выявление и максимальное устранение недостатков в явлении.
3. Теневой МШ. Наличие вместе с генераторами идей "теневой группы", члены которой фиксируют свои идеи письменно.
4. Комбинированный МШ: прямой + обратный.
На подготовительном этапе преподаватель:
1) формулирует проблему;
2) отбирает участников и формирует группы по 6 – 10 чел., где д.б. и генераторы, и аналитики.
3) сообщает правила:
а) запрет критики на этапе генерации идей;
б) идеи могут выдвигаться без обоснования;
в) допускаются заведомо нереальные, фантастические идеи;
г) все идеи записываются;
д) участник должен стремиться не к демонстрации своих знаний и квалификации, а к решению проблемы;
е) при обсуждении нет ни начальников, ни подчиненных – есть ведущий и участники.
4) подбирает для разминки (10 минут) вопросы, не связанные с темой штурма.
5) разрабатывает критерии оценки идей:
- соответствие условиям и требованию;
- время возможной реализации;
- возможность реализации без дальнейших исследований;
- возможность применения идей в других областях.
Проведение.
1. Формулировка проблемы.
2. Объявление правил.
3. Разминка.
4. Штурм (10 – 15 мин.).
5. Оценка идей группой экспертов.
6. Принятие коллективного решения о внедрении в практику.
7. Подведение (положительных) итогов преподавателем.
Эвристическая беседа
От греч. heyrisko – нахожу, открываю. Термин "эвристика" имеет несколько значений: специальные методы открытия нового, наука, изучающая продуктивное творческое мышление и метод обучения.
Это метод обучения, при котором преподаватель не сообщает готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, представлений, наблюдений, жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам.
ЭБ позволяет студенту выработать способности: а) распознавать объекты в ряду подобных, б) понимать и выделять особенности изучаемых предметов и явлений, в) применять информацию на практике, г) ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать новую программу действий.
Результат ЭБ – развитые интеллектуально-эвристические способности: генерировать идеи, формировать новые ассоциативные связи, видеть противоречия, переносить знания и умения на новые ситуации, к независимости в суждениях, к оценочным суждениям, преодолевать инерцию мышления, к фантазии.
В данном курсе ЭБ используется для проведения семинара по теме 5. Именно в рамках данной темы самостоятельный поиск сведений о личности и их отбор из полученных данных, их интеграция на необходимом уровне требует от студентов эвристических решений.
Особенности эвристической беседы:
- перебор решений исключается;
- выдвижение гипотез, нередко интуитивных;
- логическое обоснование гипотезы с помощью формальных методов аргументации;
План решения – последовательный ответ на вопросы: "Что известно (неизвестно)?", "Как можно использовать решенную раньше аналогичную задачу?", "Все ли данные учтены?", "Какими способами защитить правомерность выдвинутого решения?", "Как можно использовать методы решения данной задачи в других задачах?".
Методы эвристического поиска: метод каталога, метод гирлянд случайностей (случайные комбинации), "Что изменится, если…" и т.д.