Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям

Цель семинарских и практических занятий, проводимых по дисциплине «Экологическое право» углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения экологического законодательства. Эти занятия служат не только трибуной для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также контролировать усвоение студентами учебного материала.
Успеху проведения семинарских и практических занятий по экологическому праву способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов.

Необходимо в первую очередь ознакомиться с заданием к семинарскому или практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Что касается перечня, то он может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в законодательстве, принятием новых правовых актов и выходом в свет новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке вуза не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники.
При ответах на вопросы и решении задач необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
В случаях возникновения сомнений в правильности ответов можно посоветоваться со студентами или обратиться за консультацией к преподавателю. По просьбе студентов и инициативе преподавателя могут проводиться групповые консультации.

При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими средствами обучения и в первую очередь компьютерами и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает вуз. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
На семинарских и практических занятиях студенты могут выступать в пределах 8—10 минут с фиксированными сообщениями на темы, предложенные преподавателем или избранные самими обучающимися. При подготовке к этим выступлениям необходимо привлекать дополнительные нормативные и литературные источники.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать дня обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники, а также акты реагирования на нарушения экологического законодательства, вынесенные контролирующими и надзорными органами, решения судов и другие документы. Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по пятибалльной системе.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчиваются кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему семинарскому или практическому занятию.


3. Учебная программа, методические рекомендации и задания по дисциплине «Экологическое право»

Общие требования

Наши рекомендации