Научно-образовательного процесса
Раздел III. Содержание Программы
«Студенческие объединения как креативная составляющая
научно-образовательного процесса
в национальном исследовательском университете»
Программа развития деятельности студенческих объединений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарёва» на 2012 – 2013 годы разработана в соответствии с требованиями конкурса программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Основой Программы послужили следующие документы:
· Миссия, стратегическая цель и приоритетные направления развития Мордовского государственного университета (Приложение О, стр.4),
· Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарёва» на 2010 – 2019 годы (Приложение Н),
· Программа развития Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева на 2011 – 2015 гг. (Приложение О),
· Программа развития инновационной инфраструктуры национального исследовательского Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарёва на 2012 – 2016 гг. (Приложение П),
· Программа развития внеучебной работы со студентами в соответствии со сроками обучения в ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарёва» (Приложение Р),
· Концепции воспитательной работы со студентами МГУ им. Н.П.Огарёва (Приложение С).
Отличительной особенностью современного этапа развития системы высшего образования выступает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих междисциплинарными знаниями, ключевыми и социокультурными компетенциями, инновационной активностью и стремлением к образовательной активности на протяжении всей жизни. Наиболее эффективно эта задача решается в рамках новой институциональной формы организации вуза – национального исследовательского университета. Здесь исключительную актуальность приобретают развитие форм самоорганизации обучающихся, которые выступают консолидирующими образованиями и восполняют недостатки современной социокультурной жизни. Программа развития деятельности студенческих организаций вуза нацелена на эффективную интеграцию обучающихся в профессиональные сообщества и формирование их успешной карьеры.
В настоящее время система работы со студенческими объединениями в МГУ им. Н.П. Огарёва характеризуется разветвленной системой организации внеучебной работы со студентами, развитой и гибкой инфраструктурой, способной к оперативному реагированию на потребности студенчества в самореализации; разнообразием предлагаемых студентам направлений деятельности; разветвленным и эффективно действующим студенческим самоуправлением.
ЦельюПрограммыявляется широкое вовлечение студенчества в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью национального исследовательского университета путем создания системы студенческих объединений, обеспечивающей условия для формирования профессиональных и социокультурных компетенций и лидерских качеств будущих специалистов, необходимых для их эффективной профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для актуализации научного и инновационного потенциала студенчества путем формирования широкой сети студенческих научных обществ, конструкторских исследовательских бюро, молодежных инновационных центров для вовлечения обучающихся в работу малых инновационных предприятий, Центра развития карьеры, профильных студенческих отрядов;
- создание системы стимулов саморазвития и социальной активности личности студента посредством совершенствования интеллектуального творчества;
- развитие сетевого взаимодействия студенческих объединений с инновационным сектором экономики, органами власти и общественными структурами;
- создание условий для развития студенческого самоуправления;
- совершенствование условий для раскрытия креативности обучающихся и развития художественного студенческого творчества;
- пропаганда здорового образа жизни, создание стимулов для занятия физической культурой и спортом; развитие волонтерской деятельности.
Программа предполагает реализацию двух основных направлений:
1. профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций;
2. социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество.
НАПРАВЛЕНИЕ 1 «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЕ
ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»