В.21 Понятие структуры управления и принципы построения
В. 20 Социально-психологические методы управления
- нацелены на управление соц-псих.процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Соц.методы – конкретные способы и приемы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Механизм использования соц.методов:социальные исследования – выявление проблем и направлений воздействия; соц.планирование – выработку конкретных способов влияния на людей.
К соц.методам относятся:
-повышение соц.-производственной активности (подражание лидерам, выявление лидеров)
- поддержание соц. преемственности (конкурсы мастерства, праздники основания и завершения крупных деловых операций)
- моральное стимулирование
- соц.планирование
Псих.методы в практике менеджмента используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. К ним относятся:
- гуманизация труда (ликвидация монотонности, использование спец.подобранной музыки)
- психологическое побуждение (поощрение творчества, инициативы)
- удовлетворение проф.интересов повышения творческого содержания труда
- отбор людей по псих.характеристикам и развитие необходимых псих.качеств
- комплектование малых групп, исходя из критерия псих.совместимости работников
-установление нормальных взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
Реализация соц.-псих.методов весьма сложна. Для их правильного применения менеджмент предприятия должен обладать знаниями соц. психологии, социологии, психологии, иметь проф.опыт и навыки управления персоналом.
В.21 Понятие структуры управления и принципы построения
Структура - это внутренняя форма системы.
Организационная структура управления (ОСУ) предприятием – упорядоченное строение, организационная форма системы управления, образуемая устойчивыми взаимосвязями элементов, отражающая и закрепляющая разделение и кооперацию управленческого труда.
Элементы ОСУ: управленческие подразделения, отдельные работники, ступени или уровни управления.
ОСУ может быть двух- или многоступенчатой.
ОСУ предприятием, имеющая два-три уровня управления, получила название плоской.
Связи элементов в системе управления могут осуществляться 5 основными способами (цепочная, кольцевая, звездная, многосвязная, звездно-кольцевая). Каждый из них устанавливает соответствующую структуру системы. Структуры, содержащие одно и то же количество элементов, но характеризующиеся различными способами их связей, имеют неодинаковые свойства и эффективны для разных ситуаций.
Традиционные ОСУ предприятием направленно регламентируют формальные должностные вертикальные и горизонтальные связи в системе управления.
Вертикальные связи – связи «руководства-подчинения», связи между звеньями разных уровней управления. Они делятся на линейные (устанавливают отношения руководства-подчинения между вышестоящими и нижестоящими звеньями по всем вопросам управления) и функциональные (связи между элементами ОСУ в рамках определенного вида управленческой деятельности)
Горизонтальные связи – координационные связи, связи равноправных элементов, связи между звеньями одной ступени управления.
ОСУ создается для достижения целей предприятия, его миссии, стратегий и планов.
ОСУ определяет организационное поведение работников пред-ия, является основой для формирования стиля управления, существенно влияет на качество и эффективность деятельности фирмы и ее сотрудников.
ОСУ должна учитывать внешнюю среду компании, обеспечивая гибкую и оперативную реакцию на изменения, происходящие со все возрастающей скоростью. В этом плане ОСУ как организационная форма – наименее гибкий и адаптивный элемент системы управления.
В зависимости от способов осуществления и видов связей выделяют следующие типы ОСУ предприятием: линейные, функциональные, линейно-штабные, линейно-функциональные, программно-целевые, проектные и матричные, дивизионные, сетевые и виртуальные.
В.22 Линейная организационная структура управления (ОСУ)
Линейная ОСУ образуется в результате построения системы управления на основе линейных вертикальных связей между органами управления в виде иерархической лестницы. Члены линейной организации управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя более высокого уровня. Каждый работник подчиняется только одному руководителю и связан с более высокими уровнями управления только через непосредственного начальника.
В линейной ОСУ нет функциональных звеньев. Все функции выполняются линейными подразделениями.
Преимущества: она реализует принцип единоначалия и соответственно персональной ответственности каждого руководителя за результаты работы собственные и своих подчиненных.
Недостатки:
- руководитель организации д.б. «универсальным» специалистом, разбираться во всех вопросах деятельности пред-ия. В результате эта оргструктура не обеспечивает высококачественного, компетентного решения задач управления и эффективного менеджмента.
- в работе линейных рук-ей преобладают решения по оперативным задачам. Решению перспективных и стратегических вопросов не уделяется должного внимания.
- «длинный» путь прохождения решений по уровням иерархии управления снижает оперативность менеджмента
- из-за большого числа промежуточных звеньев в случае неудовлетворительной работы одного из них происходит «сбой» во всей системе управления;
- вследствие сложности современного предприятия, большого количества и разнообразия решаемых задач каналы связей в этой ОСУ перегружены информацией.
Руководитель орг-ии |
Линейный рук-ль 1 |
Линейный рук-ль 2 |
Линейный рук-ль 3 |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |
исполнитель |