ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. юридического факультета
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По курсу
«КРИМИНОЛОГИЯ»
Для студентов
юридического факультета
Казань-2009
Печатается
по решению учебно-методической комиссии юридического факультета
Казанского государственного университета от «2» декабря 2008г. протокол №1.
Составители:
доктор юридических наук, профессор
Б.В. Сидоров
доктор юридических наук, профессор
М.В. Талан
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор
Ф.Р. Сундуров
Предназначена для студентов четвертого курса дневного отделения, пятого курса вечернего и заочного отделений. Содержит программу и перечень основной и дополнительной литературы, в том числе некоторые международно-правовые и нормативно-правовые акты, касающиеся отдельных аспектов противодействия преступности. Включены также итоговые контрольные тесты и примерные тесты для компьютерного тестирования, а также примерные вопросы для экзамена (на дневном, вечернем и заочном отделениях) или для зачета (на заочном отделении для лиц, имеющих высшее образование).
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В новой России происходит процесс коренных изменений в социально-экономической, политической, правовой и других областях общественной жизни страны. Этот процесс протекает сложно, подчас болезненно, сопровождаясь множеством негативных последствий, которые прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно сказываются на состоянии, структуре и динамике преступности. Рост и качественное усугубление преступности вызывают в нашем обществе тревогу, обоснованное беспокойство за грядущее, за безопасность каждого члена общества, создает атмосферу вседозволенности и нестабильности.
Являясь социально- правовой наукой, криминология занимается исследованиями преступности, других социальных и правовых явлений, которые являются элементами предмета данной науки и курса. Она чувствительна к тем изменениям, которые происходят в обществе, а также в уголовном и ином законодательстве, служащем нормативно-правовой базой предупреждения преступлений, борьбы с преступностью. Эти изменения существенно затрагивают ключевые вопросы и проблематику криминологии. Под их влиянием меняется наше понимание многих положений, теоретически и практически значимых в данной науке и в данном курсе, традиционно излагаемых учебниках и в другой, уже значительно устаревшей или устаревающей литературе по криминологии. Новые положения и подходы на основе переосмысления реалий, методологических и теоретических концепций частично излагаются в лекционных курсах по криминологии. Семинарские же и практические занятия имеют целью не только закрепление лекционного и учебного материала, но и самостоятельное изучение рекомендуемых дополнительных источников , публикуемых ко времени проведения этих занятий, свободное изложение своих взглядов и позиций по обсуждаемым вопросам на основе полученных знаний, творческое усвоение их всеми студентами. При этом планы занятий и процесс их осуществления ориентируются не на худшие, а на лучшие способности и желания студентов, изучающих данный курс и данную научную дисциплину.
Предупреждение преступности, ее качественно новых и более организованных форм требует системного комплексного и многоуровневого подхода. Успехи, конкретные практические результаты этой деятельности зависят от множества факторов, тесно связаны с дальнейшим развитием и углублением криминологических исследований, повышением их качества и эффективности. Ознакомление с модными зарубежными криминологическими теориями способно обогатить студента новыми знаниями, мыслями и идеями по тем вопросам, которые составляют содержание криминологии. Но излишнее увлечение ими, некритический подход к положениям и выводам, которые составляют основу таких теорий, способны дезориентировать изучающего криминологию, привести его к ошибочному пониманию этой научной дисциплины. Только наука, опирающаяся на реалии общественной жизни, на прогрессивное направление в исследовании общественных явлений, на глубокий анализ происходящих в данном обществе изменений, количественных и качественных изменений в преступности, уголовном и ином законодательстве, в уголовной политике государства, международного сообщества государств, в практике борьбы с преступностью, способна вооружить истинными знаниями о тенденциях и закономерностях развития преступности, о личности тех, кто совершает или способен совершить преступления, о природе и генезисе конкретных преступлений, вскрыть основные причины и условия криминогенных процессов и на этой основе разработать стратегию, тактику и меры борьбы с преступностью, дать научно обоснованные рекомендации по ее предупреждению.
Криминология тесно связана и активно взаимодействует с уголовным правом, другими юридическими науками. Изучение курса, в особенности тем, посвященных криминологической характеристике и предупреждению отдельных видов преступлений предполагает непременное обращение к соответствующим нормам Общей и Особенной частей Уголовного кодекса России, к соответствующим главам учебника по уголовному праву и другой литературе по этой научной дисциплине. Основными точками соприкосновения криминологии с уголовным правом и другими юридическими науками являются прежде всего выяснение причин и условий преступности, отдельных видов и конкретных преступлений, поиски и разработка мер по их ослаблению или нейтрализации.
Криминология не может обойтись без правовой, экономической, социально-демографической и иной статистики, снабжающих криминологию необходимым фактическим материалом для теоретического обобщения и выводов о состоянии и криминогенных факторах преступности, об эффективности мер борьбы с преступностью и ее предупреждения. Статистические методы позволяют перейти от случайного и единичного к устойчивому и массовому. Поэтому изучение каждой темы курса, в особенности темы, касающейся методики криминологических исследований, требует обязательного обращения не только к учебнику, но и к сборникам правовой статистики. Наиболее распространенными из них являются: ежегодный сборник «Преступность и правонарушения» и справочники МВД РФ, прокуратуры РФ о состоянии преступности за полугодие и год.
Многообразны и сложны связи и взаимодействие криминологии с общественными, естественными и точными науками. Знание, например, основ психологии, педагогики, физиологии, генетики и успешное их применение в криминологии помогает досконально изучать личность преступника, раскрыть механизмы формирования у человека негативных морально-психологических и иных качеств, создающих установку на преступное поведение или способствующих ее созданию. Исследования влияний на преступность процессов, происходящих в обществе, в его экономической, политической и производственно-хозяйственных сферах, в социальной структуре, в психологии и морали людей, трудовой занятости населения, его уровне доходов и миграции населения и т.п., обусловливает связь и диалектическое взаимодействие криминологии с социологией, политологией, экономикой, этикой, психологией и многими другими науками.
Криминология – самостоятельная наука, имеющая собственный предмет и методы его исследования. Отечественными исследователями в предмете криминологии по содержанию выделяются четыре основные части и группы изучаемых явлений (элементов): преступность, личность преступника, причины и условия преступлений и преступности, научная разработка эффективной системы мер предупреждения преступлений и преступности. Глубокое, всестороннее, истинное познание социальных явлений неразрывно связано с владением общей методологией теоретической деятельности, которая опирается на принципы историзма, всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, исходит из материалистической сущности и диалектического характера взаимодействия явлений. Использование корректной научной методологии, включая восстановление в правах подлинного диалектического метода, освобожденного от пут его суррогата – окостеневших цитат, вырванных из контекста, позволяет российской криминологии познавать действительные закономерности возникновения, существования и изменения преступности, ее причин и условий, а значит, и закономерности предупреждения преступности. Конкретизацией общих положений методологии диалектических исследований является системный метод и метод системно-структурного анализа, которые обретают здесь все возрастающую роль. Они позволяют изучать криминологические явления как системы, т.е. целостные множества подсистем и элементов, взаимодействующих как внутри данной системы, так и с другими подсистемами внутри общества.
Изучение явления в общественном бытии и сознании, в социальных и идеологических установках, которые привели и приводят к формированию социально-негативных взглядов, убеждений и к правонарушающему поведению, является одной из актуальнейших проблем современности. Сколь различны и люди, их совершающие. Именно поэтому актуализируется проблема поиска и выявления основ для сращивания общеуголовной преступности с должностной и хозяйственно-экономической. В связи с ростом и усугублением организованной преступности и связанной с нею коррупцией на повестку дня встает вопрос исследования феномена личности тех, кто, имея высокий культурный и образовательный уровень жизни и благосостояния, занимая нередко руководящие должности в государственном аппарате, погрязли во взяточничестве, злоупотреблениях властью, хищениях государственного имущества и ряде других преступлений.
Современное российское общество сталкивается с массовыми нарушениями общественного порядка, уголовных законов, проявляющимися во время стихийных, несанкционированных митингов, провоцируемых отдельными лицами или группами лиц, в столкновениях на почве крайнего национализма и религиозного фанатизма, в политическом бандитизме и экстремизме.
Исследуя проблему личности преступника, можно подойти к другим не менее важным криминологическим проблемам, таким, например, как причины и условия конкретных преступлений и преступности в целом. Истоки этих и многих других криминологических явлений и процессов коренятся в социальных, экономических, идеологических, политических, правовых, национальных, культурных и других общественных отношениях.
Более взвешенного подхода и оценки требуют к себе причины и условия «молодежной» преступности, преступности несовершеннолетних, претерпевающей в последние годы рост и качественное усугубление. Потеря веры в идеалы, крушение привычных, как правило, позитивных стереотипов мышления, негативная информация об отечественной истории и действительности, пропаганда культа силы и жестокости отрицательно сказываются на еще неокрепших и социально незрелых молодых людях. В их психологии нарастает чувство неудовлетворенности, тревоги и протеста, реализуемое в ряде случаев в противоправном поведении.
Важным этапом в криминологических исследованиях должны стать криминологическое прогнозирование и научно обоснованное комплексное планирование мер борьбы с преступностью. Именно криминологическое прогнозирование и комплексное планирование мер борьбы с преступностью является связующим звеном между теорией и практикой, обеспечивающим внедрение результатов криминологических исследований в повседневную практическую предупредительную деятельность правоохранительных органов и других субъектов криминологического предупреждения.
Стало очевидным, что судьба проводимых в стране социально-экономических и политических реформ в значительной степени будет зависеть от состояния правопорядка и законности, дисциплины и организованности, от успехов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, а значит, и от эффективного внедрения достижений современных криминологических исследований в практику предупреждения правонарушений и преступности.
В соответствии с типовыми учебными планами криминология является общеобязательной юридической дисциплиной для юридических, экономико-правовых факультетов университетов и юридических институтов, имеющей общую для всех этих вузов страны типовую программу, на основе которой разработана настоящая программа, приводимая в настоящем пособии.
Для успешного изучения студентами курса «Криминология» необходимы не только общеобразовательные и специальные знания, но и своеобразный «путеводитель», который бы позволил правильно ориентироваться в обилии литературных источников и различной криминологической информации, выделить в них основные вопросы и узловые моменты по каждой теме, информацию и методически обеспечить их, систематизировать сам процесс изучения этой дисциплины и курса. Студент должен иметь возможность во время самостоятельных занятий, при подготовке к лекционным, семинарским и практическим занятиям, при обнаружении трудностей или пробелов в понимании изучения того или иного вопроса или темы курса обратиться к соответствующей учебной: учебно-методической, нормативной или справочной литературе, именуемой «основной». Для этого он должен располагать соответствующим списком «основной» литературы по отношению к каждой теме курса. Для удовлетворения же стремления к дополнительным знаниям и более углубленного изучения отдельных тем или вопросов необходим также соответствующий перечень «дополнительной» литературы, отражающей историю, природу и современное состояние заинтересовавшей студента темы или вопроса. Когда студент окончил изучение какого-либо вопроса , темы или курса в целом, необходимы проверка и контроль полученных знаний, которые можно было бы, при желании, осуществить как самостоятельно, так и с помощью других лиц. С этой целью используется один из вариантов контроля, основанный на использовании системы вопросов и серии «наводящих» ответов, из которых только один является правильным, а остальные – либо неправильными, либо носящими «провокационный» характер.
Количество часов аудиторных занятий относительно невелико, поэтому основной формой работы студента при изучении курса становится самостоятельная работа, которая складывается из изучения, учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы основных субъектов предупреждения преступности, подготовки докладов и рефератов.
В планах к семинарским и практическим занятиям формулируются основные вопросы по соответствующей теме, расписаны задания, подлежащие решению при самостоятельной подготовке, и в ходе занятий, указана литература, подлежащая изучению. Дополнительные литературные источники, рекомендуемые к заданиям, студент выбирает по своему усмотрению.
При подготовке к семинарским и практическим занятиям по каждой теме студент может также использовать лекционный материал, отдельные статьи, публикуемые на страницах юридических журналов, в периодической печати, а также соответствующий нормативный материал, данные социальной, экономической, демографической, правовой и иной статистики.
Изучая криминологию, студент обязан не только запомнить и понять общие положения курса, но и уметь подкрепить их фактическим материалом, который имеется в рекомендуемой и найденной им самим литературе, других источниках.
Первоначальным этапом подготовки задания является уяснение смысла и содержания каждого вопроса, сформулированного в плане, и всей темы на основе изучения рекомендуемой и дополнительно избранной по усмотрению студента литературы. В дальнейшем студент должен понять условие задачи и те вопросы, которые составляют ее решение, а затем решать задачу. Решение должно быть развернутым, обоснованным и производиться в письменном виде в специально заведенных тетради или в блокноте.
Сформулированные в планах вопросы обсуждаются на семинарских занятиях и в ходе решения соответствующего практического задания. По мере необходимости в ходе занятий преподаватель формулирует и другие вопросы, не нашедшие отражения в плане семинарского занятия, предназначенные для более глубокого усвоения названных в плане вопросов.
В результате изучения курса студент получает знания о комплексе теоретических и практических проблем криминологии, о предпосылках повышения эффективности деятельности субъектов предупреждения преступности, учится вырабатывать оптимальные управленческие решения, методы оценки криминальной обстановки и прогнозирования преступности. Он также приобретает навыки и умение работать с научной литературой, самостоятельно углубляет криминологические знания, при необходимости обращаясь за консультациями к преподавателям курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п..п. | Темы лекций, семинарских и практических занятий | Количество часов по видам занятий | |
Лекции | сем. и пр.з. | ||
1. | Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии | ||
2. | История и современное состояние мировой и отечественной криминологии. | ||
3. | Преступность: понятие, признаки и показатели. Показатели и тенденции преступности в современной России. | ||
4. | Причины и условия преступности. | ||
5. | Личность преступника, ее понятие и структура. Соотношение социального и биологического в личности преступника. Типология преступников. | ||
6. | Причины и условия конкретного преступления. | - | |
7. | Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. | ||
8. | Предупреждение преступности. | ||
9. | Профилактика социальных и негативных явлений, обусловливающих преступность. | ||
10. | Криминологическое учение о потерпевшем (жертве преступления). | ||
11. | Анализ зарубежных криминологических теорий. | - | |
12. | Криминологическая характеристика и предупреждение политической преступности. | - | |
13. | Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений и хулиганства. | - | |
14. | Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономики. | Самостоя-тельно | |
15. | Налоговая преступность и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
16. | Криминологическая характеристика и предупреждение общеуголовных корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
17. | Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности. | - | |
18. | Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
19. | Профессиональная преступность и ее предупреждение. | - | |
20. | Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних и молодежи. | ||
21. | Преступность женщин и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
22. | Экологическая преступность. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
23. | Преступления, совершаемые по неосторожности, и их предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
24. | Преступность военнослужащих и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
25. | Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
26. | Преступность мигрантов и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
27. | Коррупционная преступность и ее предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
28. | Терроризм и его предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
29. | Преступления, совершаемые в быту, и их предупреждение. | Самостоя-тельно | Самостоя-тельно |
ИТОГО: |
РАБОЧИЙ ПЛАН
По курсу «Криминология»
Дневное отделение (бюджет, контракт)
Лекционных часов – 28
Практических занятий в часах – 16
№ | Тема | Кол-во лекционных часов | Кол-во практических часов |
1. | Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии. | 4ч. | 2ч. |
2. | История и современное состояние отечествен. и зарубежной криминологии. | 4ч. | 2ч. |
3. | Понятие, признаки и показатели преступности. | 4ч. | 2ч. |
4. | Причины и условия преступности. | 3ч. | 2ч. |
5. | Личность преступника. | 2ч. | 2ч. |
6. | Причины и условия конкретного преступления. | 1ч. | 1ч. |
7. | Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. | 1ч. | - |
8. | Предупреждение преступности. | 2ч. | 2ч. |
9. | Социальные негативные явления, обуславливающие преступность, и их предупреждение. | 1ч. | 1ч. |
10. | Организованная преступность. | 1ч. | 1ч. |
11. | Экономическая преступность. | 1ч. | 1ч. |
12. | Насильственная преступность. | 1ч. | - |
Преступность несовершеннолетних. | 2ч. | - | |
14. | Женская преступность. | 1ч. | - |
Итого: | 28ч. | 16ч. |
РАБОЧИЙ ПЛАН
По курсу «Криминология»
Вечернее отделение (бюджет, контракт)
Лекционных часов – 20
Практических занятий в часах – 14
№ | Тема | Кол-во лекционных часов | Кол-во практических часов |
1. | Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии | 2ч. | 2ч. |
2. | История и современное состояние зарубежной и отечественной криминологии | 2ч. | 2ч. |
3. | Понятия, признаки и показатели преступности | 2ч. | 2ч. |
4. | Причины и условия преступности | 2ч. | 2ч. |
5. | Личность преступника | 2ч. | 1ч. |
6. | Причины и условия конкретного преступления | 2ч. | 1ч. |
7. | Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью | 2ч. | 1ч. |
8. | Предупреждение преступности | 2ч. | 1ч. |
9. | Социальные, негативные явления, обусловливающие преступность, и их предупреждение | 2ч. | - |
10. | Преступность несовершеннолетних | 1ч. | 1ч. |
11. | Организованная преступность | 1ч. | 1ч. |
Итого: | 20ч. | 14ч. |
РАБОЧИЙ ПЛАН
По курсу «Криминология»
Заочное отделение на базе среднего образования (бюджет, контракт)
Лекционных часов – 14
Практических занятий в часах – 4
№ | Тема | Кол-во лекционных часов | Кол-во практических часов |
1. | Предмет и метод криминологии | 2ч. | 2ч. |
2. | Основные характеристики преступности | 2ч. | |
3. | Причины и условия преступности | 2ч. | |
4. | Личность преступника и причины преступного поведения | 2ч. | |
5. | Предупреждение преступности | 2ч. | |
6. | Криминологическая характеристика преступлений | 2ч. | 2ч. |
7. | Организованная преступность и меры борьбы с ней | 1ч. | |
8. | Насильственные преступления, хулиганство и их предупреждение | 1ч. | |
Итого: | 14ч. | 4ч. |
РАБОЧИЙ ПЛАН
По курсу «Криминология»
Заочное отделение на базе высшего образования (бюджет, контракт)
Лекционных часов – 14
Практических занятий в часах – 4
№ | Тема | Кол-во лекционных часов | Кол-во практических часов |
1. | Понятие, предмет, задачи, система, методология и методика криминологии | 2ч. | - |
2. | История развития зарубежной и отечественной криминологии | 2ч. | |
3. | Понятия, признаки и показатели преступности | 2ч. | 2ч. |
4. | Причины и условия преступности | 2ч. | - |
5. | Личность преступника | 1ч. | 2ч. |
6. | Причины и условия конкретного преступления | 1ч. | - |
7. | Предупреждение преступности | 2ч. | - |
8. | Организованная преступность | 1ч. | - |
9. | Преступность несовершеннолетних | 1ч. | - |
Итого: | 14ч. | 4ч. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ