Определение источника звука

— Заговаривайте с ребенком, когда входите в его комнату и выходитеиз нее, чтобы он оглядывался в поисках источника звука.

— Спрячьте под столом игрушку-«пищалку» и дайте ребенку ее найти.

— Играйте в прятки с предметами, издающими звуки, напри­мер приемником или громко тикающими часами. Альтерна­тива — игра в «холодно — горячо», в которой чем ближе ребе­нок приближается к спрятанному предмету, тем громче вы хлопаете илигремите.

— Обращайте внимание ребенка на звуки, слышимые в доме или поблизости от дома, и старайтесь обнаружить их источ­ник. Например, услышав звонок в дверь, подойдите к двери вместе с ребенком, услышав шум вертолета, поднесите его к окну и покажите ему вертолет, и т. п.

Музыкальные игры

Музыкальные занятия с ребенком очень полезны для развития не только слухового внимания, но и чувства времени и навыка прогнозирования. Попробуйте следующие занятия:

— Пусть ребенок играет на простых музыкальных инструмен­тах — барабане, тарелках, губной гармошке.

— Играйте для ребенка. Если вы умеете играть на фортепьяно, гитаре или синтезаторе — замечательно, но дети восхищают­ся и игрой на простых инструментах, для овладения которы­ми не требуется музыкальная подготовка,— барабане, тарел­ках, губной гармошке или казу.

— Пусть ребенок играет на музыкальных инструментах, акком­панируя вашему пению или магнитофонной записи. Учите его останавливаться, поднимая руки вверх, как только песня закончится.

— Хлопайте в ладоши, выстукивайте ритм, напевайте без слов или раскачивайте ребенка под музыку. Все это помогает ощу­тить ритм.

— Для развития слухового внимания играйте с ребенком в игры с имитацией действия, сопровождаемые песенками и стиш­ками, например:

По малинку в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем. Ходить по кругу, взявшись за руки.

Мы малинку соберем,

Соберем, соберем. Показать жестами.

Солнышко на дворе, Руки поднять над головой.

А в саду тропинка, Поклониться,

Сладкая ты моя стараясь достать руками до пола.

Ягодка малинка! Хлопать в ладоши в такт.

Пошел мужик богатый, богатый, богатый

(Ходить по кругу)

Искать козу рогатую, рогатую, рогатую

(Изобразить руками «рожки»)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!

Давай, коза, покружимся, покружимся, покружимся,

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(Обнять ребенка)

— Можете также использовать игровые стихи и песни, приве­денные в главах 3 и 4, такие, как: «Ай, туки-туки-туки застуча­ли молотки...», «Три веселых братца...», «Я пеку-пеку-пеку», «Две сестрицы-две руки...», «Баба сеяла горох».

— Если у ребенка нарушения слуха, поощряйте его прикасаться к динамикам магнитофона или CD-проигрывателя (предва­рительно убедившись, что это им не повредит), чтобы он ощутил вибрацию музыки. Полезны также игры с кнопкой включения/выключения. Можно положить руку ребенка на барабан или бубен, когда вы ударяете внего.

— Играйте в музыкальные игры, в которых ребенок должен дождаться окончания музыки и затем выполнить какое-либо действие (например, остановиться или сесть на стул, или надеть шляпу, или подпрыгнуть). Используйте как медлен­ные, так и быстрые мелодии.

— Проигрывайте для ребенка различного рода музыку и по­буждайте его двигаться соответственно (например, марши­ровать, бегать по комнате или ходить на цыпочках).

Некоторые из этих идей используются в музыкальных и танце­вальных студиях для детей дошкольного возраста. Кроме того, вы можете договориться с несколькими друзьями и регулярно встре­чаться семьями для совместных занятий музыкой. Организовать музыкальные занятия с одним ребенком на дому может быть до­вольно сложно. Но и в одиночку вы многое можете сделать. Глав­ное — не смущайтесь. Пойте детские песенки, играйте на музы­кальных инструментах, затевайте с ребенком музыкальные игры, двигайтесь под музыку. Детям все это нравится.

7.социальное развитие

ТЕОРИЯ

Что такое социальное развитие?

Социальное развитие начинается, когда ребенок осознает себя отдельным существом, отличным от матери и других людей, и приобретает понятие о себе и своей личности. Осознав свою индивидуальность, он начинает приобретать навыки, позволяю­щие жить в обществе — в семье, среди родных, друзей, товарищей по детскому саду и соседей. Ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими, делиться своими вещами, соблюдать оче­редь, жить пообщепринятым правилам, имеющимся в любом обществе.

Хронологическое развитие

Новорожденный

Едва родившийся ребенок — уже «общественное животное».Онне любит оставаться один, находит утешение и чувствует себя в безопасности, когда другие люди, в особенности мать, берут его на руки и ласкают. Он плачет, чтобы привлечь внимание взрослых и побудить их удовлетворить его нужды.

Интерес к людям

Ребенок с рождения проявляет к человеческому лицу больше ин­тереса, чем к каким-либо другим предметам. Даже при ограничен­ном зрении новорожденный скоро начинает рассматривать лица (как реальные, так и их изображения) и устанавливать зрительный контакт.

В возрасте нескольких недель младенец, как правило, уже уме­ет улыбаться. Улыбка вызывает у взрослых немедленную положи­тельную реакцию и привлекает их внимание к ребенку. Какой родитель устоит перед улыбкой малыша? То же действие оказывает младенческое воркование и лепет. Так ребенок получает важней­ший урок: обнаруживает, что, улыбаясь и издавая звуки, привлека­ет внимание взрослых и получает то, что ему нужно. Кроме того, он понимает, что не может обойтись без других людей: это очень важно, поскольку именно с помощью окружающих дети получают первые знания о себе и о мире, в котором им предстоит жить.

Предвкушение знакомых занятий

Постепенно ребенок начинает понимать, что происходит вокруг, и по знакомым сценам и звукам предугадывать то, что должно про­изойти. Он понимает: шум воды, льющейсяиз крана, говорит о том, что предстоит купание, а вид пальто и ботинок означает, что ребенок сейчас отправится на прогулку. Родители замечают: ребе­нок предугадывает подобные события и выражает по этому поводу радость и нетерпение. Так, ребенок, заслышав шум воды и видя, что с него снимают рубашечку, начинает радостно повизгивать и дрыгать ножками в предвкушении купания.

Это кажется очевидным, но на самом деле умение предсказы­вать события очень важно; без него мы не могли бы понимать, что происходит вокруг нас, и чувствовать себя уверенно в окружаю­щем мире. На этом навыке основывается наша способность управ­лять своей жизнью.

Понятие своего «Я»

Постепенно ребенок начинает понимать, что он — самостоятель­ное существо, отдельное от матери. Исследуя собственное тело, он узнает, что может сделатьи что способен почувствовать. Он понимает, что способен контролировать собственные движения, но не может управлять движениями других людей что, если сунет свою ногу в рот, в ней возникнут какие-то ощущения, а если возьмет в рот пальцы отца, то этого не произойдет. Приблизи­тельно в то же время дети усваивают концепцию постоянства объектов (об этом см. выше, в гл. 3). Поначалу ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты: ему кажется, что она ис­чезает навсегда. Но со временем он понимает, что мать про­должает существовать, хотя ее и не видно, и обязательно к нему вернется.

Соблюдение очередности

Приобретение этого навыка легче всего проследить в «разговоре» родителей с младенцем. Например, отец что-то говорит ребенку: тот «отвечает» воркованием, а затем замолкает, чтобы дать сказать отцу. Такая «беседа» с чередованием «реплик» может продол­жаться довольно долго. Умение соблюдать очередность очень важ­но для приобретения речевых навыков, поэтому подробно оно описано выше, в гл. 4; однако важно оно и для развития соци­альных навыков, поскольку полноценная жизнь в обществе невоз­можна без способности обращать внимание на окружающих и на их нужды.

Привлечение внимания взрослых

Новорожденный привлекает к себе внимание криком, предостав­ляя родителям самим разбираться, хочет ли он есть, спать, сме­нить подгузник или просто скучает без материнской ласки. Скоро родители начинают распознавать разные типы плача, обозначаю­щие голод, боль, усталость или скуку. Позднее ребенок переходит к более утонченным методам общения. В различных ситуациях он издает разные звуки. Это еще не слова, но важные предшествен­ники слов — осмысленные звуки, имеющие определенное значе­ние и служащие для взаимодействия с другими людьми.

Можно привести такой пример: проснувшись утром, ребенок начинает не столько плакать, сколько кричать, таким образом со­общая родителям, что проснулся и хочет с ними пообщаться. Дру­гой пример: когда мать играет с ребенком, он гулит и улыбается, сообщая, что доволен игрой и хочет продолжения.

Постепенно ребенок понимает, что способен влиять на окру­жающих и отчасти управлять их поведением. Он начинает пони­мать смысл социального взаимодействия, иными словами, осознает, что взрослые могут сделать для него то, на что не способен он сам. Если родители не интересуются ребенком и не отвечают на его попытки общаться, ребенок теряет интерес к людям, что са­мым пагубным образом сказывается на его развитии.

На ранних стадиях развития социальных навыков закладыва­ются многие поведенческие проблемы. Ребенок, получающий вни­мание и интерес взрослых в награду за хорошее поведение, ско­рее вырастет понятливым и послушным, чем тот, на которого не обращают внимания, пока он не поднимает шум. Есть опасность, что этот второй и в будущем будет вести себя неадекватно, пыта­ясь привлечьк себе внимание.

Узнавание знакомых и боязнь чужих лиц

Новорожденный очень быстро начинает узнавать родителей по запаху и голосам, которые слышал еще до рождения. Поначалу младенцы не боятся незнакомцев, поэтому совсем маленьких де­тей спокойно показывают родне и знакомым. Однако позже ребе­нок начинает узнавать лица родителей, родных и друзей, часто бывающих в доме, а незнакомцев стесняется или пугается. Только со временем, когда ребенок понимает, что взрослые не причинят ему вреда, страх перед незнакомыми людьми проходит.

Совместная деятельность и подражание

Во время освоения ранних навыков физического развития, таких как умение садиться, ходить или класть предметы в коробку, ребе­нок обычно поглощен собой и экспериментирует в одиночку. Он только терпит вмешательство взрослых, но обращается к ним лишь тогда, когда ему что-то нужно.

Затем ребенок начинает действовать вместе со взрослым: играет в простые игры типа «ладушек», выполняет простые прось­бы («Иди сюда», «Дай чашку»). Он участвует в играх, предложен­ных взрослыми: например вместе с родителями кормит куклу или играет с ними в мяч.

В то же время ребенок начинает подражать взрослым прежде всего в их работе по дому, пытается так же, как они, вытирать стол или подметать пол. Он копирует жесты взрослых, например при­кладывает палец к губам или машет рукой в знак прощания. Под­ражая манерам и поведению тех, кого видят вокруг себя, дети учатся жить в обществе.

Умение делиться и соблюдать очередность в игре

Когда ребенок осознает себя отдельной личностью и усваивает представление о постоянстве объектов (см. гл. 3, с. 28), у него развивается чувство собственности: он неохотно делится своими игрушками и иными вещами с другими детьми. Точно также нет у маленьких детей умения делиться вниманием взрослых: ребенок может, например, требовать, чтобы книжку читали только ему, а не его братьям, сестрам и друзьям. Постепенно ребенок приуча­ется делиться своими игрушками с товарищами и соблюдать оче­редность в играх, поскольку видит, что в конечном счете он оста­ется в выигрыше. Если он дает другу поиграть своей игрушкой, та в конце концов обязательно к нему возвращается, а друг в ответ делится своими игрушками.

Проверка границ

По мере формирования своего «Я» у ребенка появляются собст­венные желания, далеко не всегда совпадающие с желаниями ро­дителей. На раннем этапе бывает достаточно его отвлечь. Напри­мер, если ребенок хочет игрушку, которой сейчас играет кто-то другой, он может рассердиться, но тут же отвлечется, если дать ему другую, столь же интересную игрушку.

Позже ребенок становится более целеустремленным: легко отвлечь его не удается, а если ему противоречить, он может отве­чать вспышками гнева.

Ребенку необходимо знать, каковы правила и границы прием­лемого поведения. Он старается проверить эти границы и узнать, насколько они незыблемы. Обнаружив, что границы установлены раз навсегда и не подлежат изменению, ребенок успокаивается, чувствует себя в безопасности и в дальнейшем без труда следует установленным правилам. Если родители постоянны и настойчи­вы в своих требованиях к ребенку, он проходит через этот период достаточно быстро, а его чувство ответственности и любовь к ро­дителям от этого возрастают. Если же родители часто меняют правила или смягчают свои требования, повинуясь капризам ре­бенка, такому ребенку гораздо труднее понять, как же надо себя вести.

Не стоит бояться «дурного» поведения ребенка в период про­верки границ: нарушая правила, он познает окружающий мир и учится на своих ошибках.

Социальное взаимодействие

Ребенок учится помогать родителям в домашних делах (готовке, стирке, хождении в магазин, уходе за растениями). Ребенок радуется тому, что у него и родителей есть общие занятия, и получает удовольствие, видя результат.

Также у ребенка появляются знакомые вне семьи. Он играет с другими детьми и завязывает с ними дружбу. Поначалу дети играют с любым, кто готов участвовать в той же игре, но постепенно заводятсебе настоящих друзей.

Понимание чувств окружающих

Ребенок чувствует радость, горе и гнев других людей. Став постар­ше, он начинает проявлять свое понимание выражением сочув­ствия или заботы: спрашивает, почему собеседнику грустно, что у него болит, не огорчен ли он тем или иным событием. От приро­ды дети — эгоцентрики, но постепенно естественный эгоизм дол­жен смягчаться развитием интереса к другим и способности к сопереживанию. Взрослому, сохранившему детский эгоцентричес­кий взгляд на мир, живется очень трудно: он не может завести друзей, и окружающие не склонны долго терпеть его выходки.

Самостоятельная игра

Общение с окружающими должно уравновешиваться временем, которое ребенок проводит в уединении. Это позволяет рассла­биться, дает простор для экспериментов и тренировок. Ведь и взрослый перед тем, как, например, выступать на публике, гото­вится и репетирует в одиночестве. Поначалу ребенок совсем не­долго играет один, но постепенно периоды уединенных игр удлиняются, у ребенка возникает потребность в своем собственном пространстве для игры.

Правила поведения в обществе

Ребенок подражает родителям, любит действовать с ними вместе и старается заслужить их похвалу. Постепенно круг общения ре­бенка расширяется: у него появляются собственные друзья, и по­степенно он узнает, какое поведение в обществе приветствуется, а какое не одобряется. Так ребенок учится подчиняться правилам и принимать во внимание интересы окружающих не только в се­мье, но и во внешнем мире.

Параллельное развитие

Личность ребенка

Каждый ребенок появляется насвет со своим темпераментом и своими неповторимыми личностными особенностями. Одни дети — интроверты, спокойные, молчаливые и замкнутые, другие — экст­раверты, шумные, непоседливые, постоянно нуждающиеся в об­ществе. Не пытайтесь переделать ребенка: уважайте особенности его личности и относитесь к ним с пониманием.

Общение в игре

Поначалу дети играют наедине с собой, но со временем учатся вза­имодействовать с другими в игре. Это происходит постепенно, и процесс можно разбить на несколько стадий, хотя эта классифика­ция достаточно условна. Конечной стадией является продуктив­ное взаимодействие с окружающими, но ведь известно, что даже из вполне «нормальных» взрослых далеко не все на это способны!

Игра в одиночестве

Ребенокиграет один — например катает машинку или складывает пазл.

Параллельная игра

Двое детей играют рядом (например, в песочнице), не взаимодей­ствуя друг с другом. Они могут делать одно и тоже, но не вместе, а по отдельности.

Наблюдение за чужой игрой

Ребенок начинает замечать то,что делают рядом другие дети, интересуется их игрой, но пока не решается присоединиться. Например, в детском саду, заметив, что другие дети строят башни из кубиков, ребенок прекращает свою игру и начинает наблюдать за ними. Эта фаза рассматривается как самостоятельная, но реаль­но ребенок наблюдает за другими и на более ранних стадиях развития.

Вступление в игру

Дети играют вместе, но каждый — на своих собственных условиях. Они могут помогать друг другу одевать куклу или строить из куби­ков, но очень часто такая игра кончается ссорой.

Продуктивное взаимодействие

При конструктивной совместной игре дети уважают желания друг друга и мирно решают возникающие несогласия. Каждый готов ждать своей очереди или делиться своими игрушками с другими. Дети играют в достаточно сложные игры, где от каждого требуется выполнение своей задачи (например, в прятки).

Ролевые игры

В ролевых играх дети «примеряют на себя» различные социальные ситуации. Они могут разыгрывать сцены, которые наблюдали сами или о которых читали в книгах, причем берут на себя различные роли. Важно, чтобы дети учились действовать сообща со сверстниками, разыгрывая всевозможные сценарии. О ролевых играх более подробно рассказывается выше, в гл. 3, с. 31-32.

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Интерес к людям

Некоторые дети с особыми нуждами погружены в себя и не проявляют интереса к людям: однако им необходимо понять, что в общении есть определенный смысл.

Играйте в игры, развивающие зрительный контакт с ребенком. В главе 4 перечислено множество таких игр. Не забывайте давать ребенку достаточно времени, чтобы отреагировать.

— Играйте с ребенком в игры, которые ему нравятся: это позволит ему увидеть смысл в общении с вами. Кроме того, если ребенок хочет поиграть еще, он должен как-то выразить это свое желание, т. е. вступить с вами в общение. Во время игры старайтесь почаще вступать в зрительный и физический контакт с ребенком.

— Смотритесь в зеркало вместе сребенком. При этом под­черкнуто выражайте мимикой различные чувства, стройте рожи, издавайте забавные звуки. Игры с зеркалом развива­ют в ребенке интерес к своему собственному и чужим лицам.

Устанавливайте зрительный контакт с ребенком
Определение источника звука - student2.ru

— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

— Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

— Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

— Используйте также идеи, описанные ниже,в гл. 8, с. 108-110.

Наши рекомендации