Изменение минимального размера пенсии по старости в период 1995—2000 гг., руб.

   
  Минимальный размер месячной пенсии по старости:            
без учета компенсации 34,4 63,3 69,6 84,2 84,2 108,4
с учетом компенсации 89,6 190,4 222,0 234,2 290,3 427,8
Соотношение 2 к 1, раз 2,6 3,0 3,2 "> 8 /.,6 3,4 3,9

Из табл. 4 следует, что в настоящее время размер компенсации к минимальной пенсии по старости существенно превышает саму эту минимальную пенсию. В частности, в 2000 г. разница между минимальной пенсией по старости с учетом компенсации и без учета компенсации составила более 300 руб., т.е. размер самой компенсации втрое превосходил уровень минимальной пенсии по старости без учета компенсации. При этом в период 1995—2000 гг. наблюдается устойчивая тенденция усиления разрыва между размером минимальной пенсии по старости без учета компенсации и самой этой компенсацией. Если в 1995 г. последняя превышала в 1,6 раз, то в 2000 г. — уже почти в 3 раза, т.е. рост минимального размера пенсий по старости без учета компенсации существенно отставал от роста абсолютного размера самой компенсации. Такое положение вряд ли может быть оценено как положительное.

Вместе с тем соотношение минимального размера пенсии по старости (с учетом компенсации) со средним размером назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) сохраняется с 1996 г. по настоящее время достаточно стабильным. Так, в 1996 г. указанное соотношение составляло 0,630, а в 2000 г. — 0,616 раза.

Из сказанного следует, что наиболее острой остается проблема повышения размера собственно минимальной пенсии по старости. С этих позиций Президентом РФ 8 февраля 2001 г. был подписан Указ № 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации", которым предусмотрено, что с 1 марта 2001 г. в целях повышения жизненного уровня пенсионеров устанавливается минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам в сумме 600 руб. в месяц. Особое значение, как отмечалось выше, для характеристики жизненного уровня пенсионеров представляет соотнесение величины среднего размера назначенных месячных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера,показывающее условное количество наборов ПМ, которое пенсионер мог бы приобрести на свою пенсию, т.е. его покупательную способность (ПС).

Если ПС = 1, то жизненный уровень пенсионера характеризуется как "прожиточный минимум". Если ПС > 1, то жизненный уровень пенсионера в той или иной степени выше "прожиточного минимума". Если же ПС < 1, то это означает, что жизненный уровень, возможно, не обеспечивает даже физиологического выживания пенсионеров. Поэтому показатель ПС является одним из важнейших в системе показателей жизненного уровня, а тенденции его изменения являются во многом решающими при характеристике изменения жизненного уровня пенсионеров.

Проводимый ВЦУЖ мониторинг доходов и уровня жизни населения показал, что замедление темпов роста пенсий в условиях скачка цен после августа 1998 г. привело и к существенному снижению ПС. Представление об уровне ПС по России в целом дает табл. 5.

Таблица 5

Изменения покупательной способности пенсии

В период 1994—2000 гг.

 
ПС среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) ПС минимального размера месячной пенсии по старости (с учетом компенсации) 1,29   0,67 1,01   0,48 1,16   0,73 1,13   0,77 1,15   0,67 0,70   0,45 0,76   0,47

Из табл. 5 видно, что по сравнению с 1994 г. ПС пенсий существенно снизилась, в частности, по среднему размеру с 1,29 наборов ПМ до 0,76 набора в 2000 г., т.е. в 1,7 раза, а по минимальному размеру — с 0,67 до 0,47 наборов ПМ в 2000 г. т.е. в 1,4 раза.

Однако в 2000 г. по сравнению с 1999 г. зафиксировано, хотя и небольшое, но все же повышение уровня ПС пенсий. При этом в течение 2000 г. отмечалась устойчивая поквартальная тенденция повышения ПС средней пенсии. Об этом свидетельствуют данные табл. 6.

Таблица 6

Наши рекомендации