Изменение минимального размера пенсии по старости в период 1995—2000 гг., руб.
Минимальный размер месячной пенсии по старости: | |||||||
без учета компенсации | 34,4 | 63,3 | 69,6 | 84,2 | 84,2 | 108,4 | |
с учетом компенсации | 89,6 | 190,4 | 222,0 | 234,2 | 290,3 | 427,8 | |
Соотношение 2 к 1, раз | 2,6 | 3,0 | 3,2 | "> 8 /.,6 | 3,4 | 3,9 |
Из табл. 4 следует, что в настоящее время размер компенсации к минимальной пенсии по старости существенно превышает саму эту минимальную пенсию. В частности, в 2000 г. разница между минимальной пенсией по старости с учетом компенсации и без учета компенсации составила более 300 руб., т.е. размер самой компенсации втрое превосходил уровень минимальной пенсии по старости без учета компенсации. При этом в период 1995—2000 гг. наблюдается устойчивая тенденция усиления разрыва между размером минимальной пенсии по старости без учета компенсации и самой этой компенсацией. Если в 1995 г. последняя превышала в 1,6 раз, то в 2000 г. — уже почти в 3 раза, т.е. рост минимального размера пенсий по старости без учета компенсации существенно отставал от роста абсолютного размера самой компенсации. Такое положение вряд ли может быть оценено как положительное.
Вместе с тем соотношение минимального размера пенсии по старости (с учетом компенсации) со средним размером назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) сохраняется с 1996 г. по настоящее время достаточно стабильным. Так, в 1996 г. указанное соотношение составляло 0,630, а в 2000 г. — 0,616 раза.
Из сказанного следует, что наиболее острой остается проблема повышения размера собственно минимальной пенсии по старости. С этих позиций Президентом РФ 8 февраля 2001 г. был подписан Указ № 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации", которым предусмотрено, что с 1 марта 2001 г. в целях повышения жизненного уровня пенсионеров устанавливается минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам в сумме 600 руб. в месяц. Особое значение, как отмечалось выше, для характеристики жизненного уровня пенсионеров представляет соотнесение величины среднего размера назначенных месячных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера,показывающее условное количество наборов ПМ, которое пенсионер мог бы приобрести на свою пенсию, т.е. его покупательную способность (ПС).
Если ПС = 1, то жизненный уровень пенсионера характеризуется как "прожиточный минимум". Если ПС > 1, то жизненный уровень пенсионера в той или иной степени выше "прожиточного минимума". Если же ПС < 1, то это означает, что жизненный уровень, возможно, не обеспечивает даже физиологического выживания пенсионеров. Поэтому показатель ПС является одним из важнейших в системе показателей жизненного уровня, а тенденции его изменения являются во многом решающими при характеристике изменения жизненного уровня пенсионеров.
Проводимый ВЦУЖ мониторинг доходов и уровня жизни населения показал, что замедление темпов роста пенсий в условиях скачка цен после августа 1998 г. привело и к существенному снижению ПС. Представление об уровне ПС по России в целом дает табл. 5.
Таблица 5
Изменения покупательной способности пенсии
В период 1994—2000 гг.
ПС среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) ПС минимального размера месячной пенсии по старости (с учетом компенсации) | 1,29 0,67 | 1,01 0,48 | 1,16 0,73 | 1,13 0,77 | 1,15 0,67 | 0,70 0,45 | 0,76 0,47 |
Из табл. 5 видно, что по сравнению с 1994 г. ПС пенсий существенно снизилась, в частности, по среднему размеру с 1,29 наборов ПМ до 0,76 набора в 2000 г., т.е. в 1,7 раза, а по минимальному размеру — с 0,67 до 0,47 наборов ПМ в 2000 г. т.е. в 1,4 раза.
Однако в 2000 г. по сравнению с 1999 г. зафиксировано, хотя и небольшое, но все же повышение уровня ПС пенсий. При этом в течение 2000 г. отмечалась устойчивая поквартальная тенденция повышения ПС средней пенсии. Об этом свидетельствуют данные табл. 6.
Таблица 6