Размер пенсии по старости. Надбавки к пенсии

Размер трудовой (страховой) пенсии, в том числе по старости, всегда соизмеряется с трудовым вкладом человека, который определяется тем, как долго продолжалась трудовая деятельность и как она оплачивалась. В связи с этим подсчитывается соответствующий стаж (обычно в годах) и средний заработок. На основе этих двух показателей и определяется размер пенсии.

Прежде всего, выделяют размер пенсии в процентах к заработку. В мировой практике пенсионного обязательного страхования используются различные способы определения размера пенсии по старости из заработка: за каждый проработанный год начисляют определенный процент заработка, а затем определяют общий процент с учетом числа проработанных лет; устанавливается прямое процентное соотношение заработка и пенсии при полном стаже, после чего это соотношение корректируется соответствующим образом в зависимости от того, насколько стаж застрахованного больше или меньше полного стажа, и т.д. Наряду с этим устанавливаются минимальный и максимальный размеры пенсии (последний — прямо или косвенно).

Обычно уровень пенсионного обеспечения сравнивают с заработком до перехода на пенсию. Такое сравнение предполагает соответствующую переоценку прошлого заработка с учетом сдвигов в оплате труда и ценах на потребительские товары и услуги.

Не следует идеализировать страховые пенсионные системы, сложившиеся в развитых странах. Относительный уровень пенсионного обеспечения там сравнительно невысок, однако реальная сумма пенсии (абсолютный уровень обеспечения) позволяет человеку удовлетворять свои обычные потребности, гарантирует ему достойную жизнь (об относительном и абсолютном уровне пенсионного обеспечения см. § 1 гл. 8). Вспомним, что на питание и необходимые повседневные платные услуги в таких странах расходуется не более 25—30% заработка, а в ряде стран еще меньше.

В России по замыслу разработчиков Закона 1990 г. устанавливался сравнительно высокий относительный уровень пенсионного обеспечения: минимальный размер пенсии — на уровне реального прожиточного минимума, а максимальный — в 3—3,5 раза выше. Однако в дальнейшем уровень пенсионного обеспечения, как уже отмечалось, девальвировался, ныне для большинства пенсионеров он крайне низок и не может обеспечить им достойную жизнь.

Размер трудовой пенсии по старости в процентах к заработку составляету нас от55 до75%. Исходный размер пенсии — 55%. Сверх 55% начисляется один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего тот стаж, который требуется для назначения пенсии согласно ст. 10 (общие основания, определяющие право на пенсию), 11 (льготные основания, определяющие право на пенсию) и 12 (пенсия в связи с особыми условиями труда) Закона 1990 г., но не более 20%. Это дополнительное увеличение размера пенсии, сверх исходного, равного 55%. На размере пенсии в процентах к заработку отражается, следовательно, стаж в пределах 45 и 40 лет (соответственно у мужчин и женщин). Причем каждый год стажа сверх 25 и 20 лет значительно меньше влияет на размер пенсии. У мужчин в пенсию при стаже до 25 лет переходит 2,2%, а у женщин при стаже 20 лет — 2,75% заработка. Стаж на один год сверх этого (в пределах 20 лет) ведет к увеличению пенсии на 1% заработка.

При определении размера пенсии в процентах к заработку действует еще одно правило: при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и в связи с работой на Крайнем Севере увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии (но не более в общей сложности, чем на 20%).

Итак, в России трудовая пенсия по старости составляет преобладающую часть заработка — от 55 до 75%. Почему же фактически уровень пенсионного обеспечения оказался ныне значительно ниже даже при максимальной пенсии? Дело в том, что в последние годы существенно занижены минимальный размер пенсии по старости и, следовательно, ее максимальный размер, определяемый на основе минимума.

Минимальный размер пенсии по старости — это минимальная сумма такой пенсии (без надбавок и повышения ее в соответствующих случаях), ниже которой пенсия не может быть, если общий трудовой стаж равен требуемому для назначения полной пенсии.Минимальный размер пенсии по старости один, независимо от того, на каких основаниях установлена пенсия (на общих основаниях, на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда, в связи с работой на Крайнем Севере).

В российском пенсионном законе минимальный размер пенсии по старости является «базовым» — на его основе определяются: во-первых, минимальные размеры всех других видов пенсий; во-вторых, максимальный размер пенсии по старости и максимальные размеры всех других пенсий; в-третьих, уровень надбавок к пенсиям, а также повышения пенсий; в-четвертых, размеры социальных пенсий.

Все это определяет повышенную значимость во всей пенсионной системе минимального размера пенсии по старости, объективную потребность правильного его определения и корректировки. Вряд ли будет преувеличенным общий вывод о том, что уровень пенсионного обеспечения и, следовательно, уровень материального обеспечения определяет, в конечном счете, установленный законом минимальный размер пенсии по старости.

Сдерживая повышение минимального размера пенсии по старости, занижая его реальную «стоимость» в условиях непрерывного роста цен на потребительские товары и услуги, можно разрушить основы пенсионной системы, извратить ее целевое назначение, обесценить все пенсии и надбавки к ним. Это фактически и случилось в нашей стране: пенсионная политика, проводимая с конца 1993 г., направлена главным образом на замораживание минимального размера пенсии по старости.

Минимальный уровень пенсии по старости по своему целевому назначению должен, по крайней мере, обеспечить удовлетворение минимизированных витальных потребностей пожилого человека (минимальных потребностей для жизни) и гарантировать ему достойный образ жизни, как это предусмотрено Конституцией РФ. Таким и был замысел разработчиков Закона 1990 г. Удалось ли это осуществить на |. практике? Да, в первый период удалось. «Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР. На 1991 год он определяется в сумме 100 рублей в месяц». Так обозначались основы для определения уровня минимального размера пенсии и сам минимум пенсии по старости в ч. 1 ст. 17 Закона 1990 г. в первоначальной ее редакции, т. е. в редакции от 20 ноября 1990 г., когда закон принимался Верховным Советом России.

Уровень минимальной пенсии по старости в размере 100 руб. в расчете на месяц соответствовал в то время прожиточному минимуму и мог гарантировать пожилому человеку, трудившемуся в прошлом многие годы, достойный уровень жизни, т. е. возможность приобретения необходимых потребительских товаров и услуг.

Однако в дальнейшем заложенный в законе метод определения минимального размера пенсии был упразднен, минимум пенсии стал корректироваться нерегулярно и произвольно — волевым порядком, явно выраженным «остаточным» способом.

В августе 2001 г. минимальный размер пенсии составлял всего 185 руб. 32 коп. и вместе с компенсацией в предельной сумме все еще был значительно ниже прожиточного минимума пенсионера.

Закон предусматривает повышение установленного минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения пенсии (без суммы компенсационной выплаты), на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

С 1 марта 2001 г. Указом Президента РФ для пенсионеров, имеющих полный трудовой стаж, вводится «минимальный размер совокупной выплаты». Она включает пенсию и все доплаты к ней, в том числе компенсационную выплату. Ее сумма — 600 руб. в месяц, а с 1 августа 2001 г. — 660 руб. в месяц.

Максимальный размер пенсии по старости — это максимальная сумма такой пенсии (без надбавок и повышения ее в соответствующих случаях), выше которой пенсия не может быть, если общий трудовой стаж равен требуемому для назначения пенсии.

Закон устанавливает максимальный размер трудовой пенсии по старости в соотношении с минимальным размером этой пенсии. Предусмотрено два его уровня: для пенсии по старости, кроме пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, и пенсии, назначенной в связи с указанной работой. Максимальный размер в первом случае установлен на уровне трех минимальных размеров, а во втором — на уровне трех с половиной таких размеров. Следовательно, если минимальный размер пенсии не различается в зависимости от основания назначения пенсии по старости, то максимальный размер различается.

Значит, максимальный размер пенсии находится в прямой зависимости от минимального: чем выше сумма минимального размера пенсии, тем выше сумма максимального размера и наоборот. Сдерживание повышения минимального размера пенсии, замораживание его в условиях инфляции обесценивают и максимальный размер пенсии.

Максимальный уровень пенсии по старости призван обеспечить удовлетворение разумных потребностей пожилого человека и гарантировать ему достаточно высокий уровень жизни в пенсионный период. В таком размере пенсия обычно устанавливается, судя по мировой практике, тем гражданам, пенсионный страховой стаж которых максимальный (обычно 35—40 лет) и уровень оплаты сравнительно высок, примерно в 2 раза выше среднего. Это прежде всего квалифицированные работники, инженеры и другие специалисты высокой квалификации, служащие государственного аппарата.

Максимальный уровень пенсии определяется различными методами, но он всегда прямо или косвенно устанавливается. В СССР, например, максимум пенсии был определен в 1956 г. в твердой сумме 120 руб. в месяц. В то время он почти вдвое превышал среднюю оплату труда, сложившуюся в народном хозяйстве, и в четыре раза превосходил минимум пенсии (30 руб.). Однако впоследствии номинальная оплата труда росла, а максимум пенсии не пересматривался, оставался прежним. В результате в 1990 г. средний заработок уже вдвое превысил максимум пенсии. Произошло, таким образом, обесценивание максимальной суммы пенсии, которая оставалась неизменной 35 лет, хотя за эти годы медленно, но неуклонно росли оплата труда и цены на потребительские товары.

В пенсионном Законе 1990 г. избран иной метод определения максимума пенсии — по соотношению его с минимумом, которое определено, как отмечалось, 3 к 1 или 3,5 к 1. Следовательно, по замыслу, максимум должен был составлять 300 и 350 руб. (при минимуме 100 руб.) и примерно соответствовать среднему заработку в стране в то время. При этом имелось в виду, что избранный метод определения максимума пенсии создаст всеобщую заинтересованность в увеличении минимума, в частности, так называемого среднего класса, активно влияющего на пенсионную политику. Кстати, обычно в хорошо отлаженных пенсионных страховых системах развитых стран максимальная пенсия примерно соответствует среднему заработку в стране или даже немного ниже его. Что касается соотношения минимума и максимума пенсии, то оно, как правило, не превышает там того, которое предусмотрено в нашей стране, а зачастую и ниже, например, 1 к 2 или 1 к 2,5.

Однако практика, политические и экономические перетряски опровергли эти надежды профессионалов в сфере пенсионного обеспечения. К концу 2001 г. максимальная пенсия вместе с компенсацией незначительно превышала минимальную пенсию (также вместе с компенсацией). Такой максимальный размер пенсии ниже прожиточного минимума. Если пенсия назначена в связи с работой с особыми условиями труда, то максимальный размер несколько выше (на 50% минимального размера пенсии без компенсационной выплаты).

Закон предусматривает повышение установленного максимального размера пенсии (без суммы компенсационной выплаты) на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%. Принцип повышения здесь такой же, как и повышения минимального размера пенсии.

Подчеркнем: максимальный размер пенсии по старости увеличивается лишь за длительный общий трудовой стаж; учитывается лишь каждый полный год общего трудового стажа — неполные годы отбрасываются, даже если до полного года не хватает месяца или всего нескольких дней.

Размер досрочной пенсии по старости определяется в обычном порядке. Что касается размера пенсии по старости при неполном общем трудовом стаже, то он определяется следующим образом.Сначала подсчитывается сумма полной пенсии исходя из того, что она устанавливается мужчинам за общий трудовой стаж 25 лет, а женщинам — 20 лет. Затем определяется фактически имеющийся общий трудовой стаж в месяцах (полные годы переводятся в месяцы). При этом, как обычно, период свыше 15 дней (16, 17 и т.д.) округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается. После того как определены сумма пенсии при полном стаже, а также имеющийся общий трудовой стаж, исчисляется размер пенсии при неполном стаже. Для этого полная пенсия делится на число месяцев в 25 или 20 годах (соответственно для мужчин и женщин), т. е. на 300 или 240, и полученная сумма умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа. Результат — сумма пенсии при неполном общем трудовом стаже. Если полная пенсия, исчисленная из заработка, превышает максимальный размер, то расчет «стоимости» одного месяца общего трудового стажа производится исходя из максимального размера пенсии.

Законом определен минимальный размер пенсии при неполном общем трудовом стаже — он равен социальной пенсии по старости(см. § 2 гл. 13). Если пенсия, исчисленная из заработка и с учетом фактически имеющегося стажа, окажется ниже этого минимума, то она устанавливается в размере такого минимума.

По Закону 1990 г. к пенсии по старости, в том числе к досрочной и пенсии при неполном стаже, могут устанавливаться надбавки. Они введены не во всех пенсионных страховых системах. Во многих странах размер пенсии определяется только с учетом длительности страхового стажа и заработка. Это характерно для тех стран, где уровень пенсионного обеспечения достаточно высок и за счет пенсии можно удовлетворять потребности пенсионера и его семьи в некоторых дополнительных расходах. Там, где пенсии сравнительно невелики, иногда вводятся соответствующие надбавки, назначение которых — компенсировать некоторые повышенные расходы. Однако в принципе надбавки не характерны для страховых пенсионных систем.

В прошлом, в советском пенсионном законодательстве существовали как компенсационные надбавки (на уход за инвалидом I группы и на нетрудоспособных иждивенцев), так и стимулирующие надбавки (за длительный непрерывный трудовой стаж или за длительный общий трудовой стаж). Уровень надбавок был сравнительно невелик (на одного иждивенца размер надбавки составлял 10% пенсии, на двух или более иждивенцев 15%).

В Законе 1990 г. сначала были предусмотрены лишь компенсационные надбавки: на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев.Впоследствии, с 1 мая 1995 г., была введена еще одна надбавка — участникам Великой Отечественной войны, не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности. Она не имеет названия, практически это «юбилейная» надбавка.

Надбавка на уход за пенсионеромустанавливается в случаях: 1) если пенсионер является инвалидом I группы или достиг 80 лет (об инвалидности см. § 1 гл. 10); 2) если пенсионер по заключению лечебного учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи). Справка о нуждаемости в постоянном постороннем уходе выдается лечебным учреждением. Критерием для ее выдачи является наличие у пенсионера по старости признаков инвалидности I группы.

Размер надбавки на уход сначала был одинаковым для всех пенсионеров, имеющих право на ее получение, он составлял 2/3 минимального размера пенсии по старости (без суммы компенсационной выплаты). Впоследствии (с 1 мая 1995 г.) размер этой надбавки дифференцировали: надбавка на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг 80 лет, равна минимальному размеру пенсии по старости; надбавка на уход за пенсионером, если он не достиг 80 лет, но нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, ниже, она по-прежнему составляет 2/3 минимального размера пенсии. Логики в подобном различии в размере надбавок нет. Вспомним: справка о нуждаемости в постоянном постороннем уходе выдается лишь при наличии у пенсионера по старости признаков инвалидности I группы. Значит, пенсионер, которому выдана такая справка, является по существу инвалидом I группы, но не имеет заключения об этом соответствующего органа. Для того чтобы получить надбавку в более высоком размере, ему надо пройти освидетельствование в этой комиссии, а это весьма трудно, а подчас невозможно для больного человека.

Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев неработающего пенсионера начисляется при следующих условиях:1) нетрудоспособный иждивенец должен относиться к кругу членов семьи, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца (см. § 2 гл. 11); 2) он не должен получать какой-либо пенсии.

Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев устанавливается к пенсии неработающих пенсионеров, в связи с этим такие пенсионеры обязаны сообщать органу, выплачивающему пенсию, о поступлении на работу.

Размер надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера дифференцирован. Он одинаков для всех нетрудоспособных иждивенцев пенсионера, кроме иждивенца-инвалида III группы, и составляет 2/3 минимального размера пенсии по старости. Размер надбавки на иждивенца-инвалида III группы — 1/2 минимального размера такой пенсии.

В настоящее время надбавки начисляются, как правило, на детей. Другим членам семьи, а также детям-инвалидам устанавливается обычно социальная пенсия, размер которой зачастую выше, чем надбавки.

Ранее отмечалось, что минимальный размер пенсии по старости является базовым и определяет, в частности, уровень надбавок к пенсии. Если он занижен, не корректируется своевременно и в полной степени в связи с интенсивной инфляцией, то падает реальная ценность надбавок. И не только их, но и сумм повышения в соответствующих случаях пенсии. В связи с тем что минимум пенсии по старости оказался заниженным, существенно снизился и реальный уровень надбавок к пенсии, как и повышение пенсии.

Надбавка для участников Великой Отечественной войнывведена, как отмечалось, с 1 мая 1995 г. Это одно из мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения участников этой войны, осуществленное в связи с 50-летием Победы над фашистской Германией. Его цель — за счет такой надбавки несколько увеличить пенсии всем участникам войны, если они одновременно с пенсией по старости не получают пенсию по инвалидности (о праве некоторых граждан получать две государственные пенсии см. § 2 гл. 8). При этом учитывалось, что все участники Великой Отечественной войны к 50-летнему юбилею Победы давно перешагнули рубеж пенсионного возраста (самые молодые из них, участвовавшие в войне в последний период, уже достигли 70 лет) и, как правило, оставили трудовую деятельность.

Первое условие, необходимое для установления такой надбавки, — это признание пенсионера по старости участником Великой Отечественной войны. В п. «б» ст. 21 Закона 1990 г. содержится пояснение, кто относится к участникам Великой Отечественной войны. Это все те граждане, которые перечислены в подпунктах «а» — «ж» п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».

Второе условие, необходимое для установления такой надбавки, — это неполучение одновременно с пенсией по старости пенсии по инвалидности. Данное условие вполне объяснимо: пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны, которые получают две пенсии — пенсию по старости и пенсию по инвалидности, существенно лучше, чем участников войны — не инвалидов.

Контрольные вопросы:

1.Дайте понятие пенсии по старости, укажите признаки, отличающие
ее от иных выплат по системе социального обеспечения.

2.Каковы общие основания для назначения пенсии по старости?

3.При каких условиях назначается пенсия по старости при неполном
трудовом стаже?

4.На основании каких нормативных правовых актов и при каких условиях может быть назначена досрочная пенсия по старости?

5.Дайте общую характеристику нормативных актов, устанавливающих
льготные основания для назначения пенсии по старости.

6.При каких условиях назначается пенсия по старости многодетным
матерям и матерям инвалидов с детства?

7.Каким категориям граждан из числа инвалидов предусмотрены льготы в пенсионном обеспечении по старости? Какие это льготы?

8.Каким образом влияют условия труда на пенсионное обеспечение
по старости?

9.Перечислите случаи, когда пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижается на 10 и более лет.

10.Какие требуются условия для получения пенсии по старости тем,
кто трудился на подземной работе, на работе с вредными условиями тру
да и в горячих цехах, а также на других работах с тяжелыми условиями
труда?

11.Допускается ли законодательством возможность назначения пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, если специальный трудовой стаж полностью не отработан?

12.Перечислите категории граждан, получающих пенсии по старости
на таких же условиях, как по Списку № 2.

13.В каких случаях для получения пенсии по старости при понижен
ном пенсионном возрасте требуется специальный стаж работы большей
продолжительности, чем по Списку № 2?

14.Какие виды работ дают право на льготы в пенсионном обеспечении женщинам?

15.Каковы особенности в условиях назначения пенсии по старости
гражданам, трудившимся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним?

16.Каковы правила суммирования стажа работы с различными условиями труда, дающими право на льготы в пенсионном обеспечении?

17.Как определяется размер пенсии по старости? Какие надбавки
предусмотрены законом к этой пенсии?

18.Каковы минимальный и максимальный размер пенсии по старости?

19.Каков порядок утверждения списков работ, с учетом выполнения
которых снижается пенсионный возраст?

Наши рекомендации