Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности.
Становление гомосексуальной идентичности – процесс сложный и долгий, захватывающий процесс всего внутриутробного развития и последующего онтогенеза и зависящий от нескольких групп факторов:
1. Бологический;
2. Психосоциальный;
3. Культурный.
Под группой биологических факторов понимаются врождённые или генетически детерминированные паттерны поведения инстинктивного характера. Именно эти детерминанты связывают человека и мир животных. На этих паттернах я остановлюсь позже, в ходе рассуждения, т.к. именно на группе биологических факторов сосредотачивается внимание данной работы.
Под психосоциальными факторами подразумевается путь онтогенетического развития ребёнка от момента рождения, т.к. факт появления ребёнка на свет с первых же минут сопровождается социальными контактами с родителями и окружающим миром в целом. Эти контакты между ребёнком и объективной реальностью, в которой разворачивается его жизненный путь, насыщены богатыми психологическими переживаниями. Эта группа факторов включает в себя как формирование гомосексуальной идентичности в процессе детско-родительских отношений, отношений с референтными группами в подростковом возрасте, так и интернализацию гомофобии, бытующей в обществе. Разработка этой группы факторов в достаточно развёрнутом виде представлена в рамках психодинамической парадигмы, в трудах З. Фрейда, М. Кляйн, О. Кернберга, М. Малера, Е. Якобсона, Д. Винникотта и др.
Под факторами культуры подразумеваются менталитет, знания, нравы, духовность и мн. др. характерные особенности окружающего мира, в котором развивается человек. Здесь различают духовную (этикет, знания, моральные и правовые нормы, творчество и т.д.) и материальную (техника, технология, обмен, потребление материальных благ) виды культуры, непосредственно находящие своё отражение на ребёнке в процессе его развития и становления как неотъемлемой части общества. В частности, проявление этого фактора сказывается в формировании гомофобии, стереотипов, установок, ограничений и норм поведения.
Все три группы факторов неразрывны между собой, они находятся в единстве и работают как единый механизм, представляя собой систему координат, в которой находится человек на протяжении всей его жизни.
Необходимо обратить внимание на существенное и обязательное условие: гомосексуальная идентичность формируется исключительно под влиянием всех трёх групп факторов, которые взаимодополняемы между собой. Так, например, гомосексуальная идентичность может не сформироваться, если есть биологические предпосылки к её образованию, а процессы воспитания и отношения с родителями были в норме в детском и подростковом возрастах. Или же другой пример, когда нет биологической предрасположенности, а процесс социально-психологического развития был нарушен родителями, когда они в процессе воспитания неосознанно прививали ребёнку полоролевые черты поведения, свойственные другому полу, - при покупке игрушек, одежды и форм воспитания. Таких примеров можно привести множество, и все они без исключения свидетельствует в пользу одного важного факта, - «Ориентацию не выбирают!». Когда формируется гомосексуальная идентичность, ребёнок не понимает и не осознаёт этого процесса, не зная даже что это такое; а когда вырастает, то получает в свой адрес поток негативизма от гомофобных реакций общества. Но при этом мало кто задумывается, что процесс осознания гомосексуальной идентичности очень болезненный по своей специфике и далеко не каждый может с ней смириться и принять её как непосредственную данность. Напрашивается вполне закономерный и логичный вопрос – почему процесс осознания гомосексуальной идентичности столь болезненен? Ответ прост. В виду интернализованной гомофобии, которая царит в общественности; а это есть ничто иное как проявление интолерантности, отсутствия знаний, этики и др. социокультурных факторов, проявляющихся в виде стереотипов, схем, установок, мифов и т.д.
Вот список основных базисных причин формирования гомосексуального поведения, выделенный отечественным психологом А.Н. Погребным-Александровым, в котором мы можем наблюдать проявление всех трёх групп факторов:
· Важное значение имеет внутриутробное развитие плода, зависящее от поведения и питания беременной женщины, что приводит к неустойчивой предрасположенности гомосексуального поведения;
· Воспитание с раннего детства (огромна роль воспитания — младенчество и ранний возраст до 5 лет; невнимательное или грубое (излишняя строгость) отношение к ребёнку одного из родителя — папы к мальчику, к примеру; отсутствие любви или извращённые излишества в воспитании и отношению к ребёнку со стороны родителей (некоторые дозволения мальчикам как девочкам, и, наоборот — в виде игрушек, одежды, поведения);
· Пример подражания подросткового возраста (старшим братьям, сверстникам, взрослым, при котором игра может перерасти в пристрастие);
· Первый удачный или не удачный опыт (и не обязательно при сексуальном созревании);
· Низкие социальные и бытовые условия жизни (предрасположенность к проституции и привыкание, что зависит от ситуационных изменений); социальные условия постоянно оказывают заметное влияние на формирование полового поведения: воздействие «жёлтой прессы», демонстрация «успешности» рекламного эпатажного поведения может быть причиной формирования псевдогомосексуализма; длительная изоляция от естественных половых контактов (напр. тюремное заключение), полигамные семейные союзы и другие ограничения или нарушения естественного полового поведения;
· Некоторые приобретённые психические и физические недостатки;
· Неустойчивая наследственная предрасположенность;
· Неизменные без вмешательства специалистов в до зачаточный период генетические аномалии и нарушения.