Группы факторов, влияющих на эффективность развития образования в регионах

Группы факторов Показатели оценки факторов воздействия
1. Мониторинг процесса и результатов образования Мониторинг и оценка а) качества б) доступности в) эффективности Система независимой аттестации образовательных программ и учреждений
2. Наличие приоритетов государственной образовательной политики в образовании  
  Социальное партнерство Новые образовательные программы профессионального образования, ориентированные на региональный рынок труда   Образовательные программы профильного обучения в старшей школе
  Общественное гражданское управление Социальный капитал региональной системы образования: § попечительские и управляющие советы ОУ § профессиональные ассоциации и фонды поддержки образования § экспертные и координационные советы
  Институализацию новых норм и моделей образования   Новые модели управления и финансирования образовательных учреждений Индикативное управление, целевое планирование, открытая отчетность Новые модели образовательных учреждений Новые модели образовательных программ
  Развитие кадрового ресурса Приток молодых специалистов, Переподготовка
  Развитие информационного ресурса образования и информационной (сетевой) готовность использования ИКТ в управлении развитием образования ИКТ в образовании Сетевая готовность использования ИКТ в управлении (Индекс сетевой готовности)
  Прогнозирование развития образования Системные базы данных: Статистический паспорт региональной системы образования Тематические статистические базы данных
  Ресурсы образовательного процесса Нормативное материально-техническое обеспечение образования Ресурсные центры НПО Ресурсные центры учебного книгоиздания и программных пакетов Ресурсные кадровые центры
3. Доверие проводимой политике в образовании   Социальный мониторинг Качественные исследования реализации программ Участие общества в преобразованиях Диссеминация федеральных проектов и экспериментов

Методы факторного анализа могут быть различными.

Группы факторов, влияющих на эффективность развития образования в регионах - student2.ru Пример использования методов анализа данных мониторинга для разработки и отслеживания хода реализации программ развития образования Группы факторов, влияющих на эффективность развития образования в регионах - student2.ru

Например, для решения задачи обеспечения качественного образования всем детям, предполагается выравнивать стартовые возможности учащихся. Способом решения задачи определяется увеличение охвата дошкольным образованием детей 5-6 лет. Ввиду этого, одним из индикаторов мониторинга качества образования в регионе, может быть «вовлеченность детей в дошкольное образование». Данные индикатор оценивается посредством коэффициента охвата детей дошкольным образованием в возрасте 5-6 лет, при этом индикатор дезагрегируется: по полу, в социальном и территориальном разрезе. Главными причинами не достаточного уровня охвата дошкольным образованием выявлено:

· отсутствие достаточного количества детских садов (мест в детских садах);

· низкая платежеспособность населения на депрессионных территориях;

· несоответствие набора и качества предоставляемых услуг в детских садах.

Для оценки воздействия на решение задачи «увеличения количества детей, получивших дошкольное образование» будет отслеживаться:

· увеличение количества мест в детских садах или их пропускной способности;

· воздействие социальных программ для родителей с низкой платежеспособностью;

· рост количества малозатратных и дифференцированных образовательных программ и услуг дошкольного образования в дошкольных учреждениях.

Рассмотрим вариант показателей улучшения условий и качества образования в школах Санкт-Петербурга, спланированных и отслеживаемых в ходе реализации городской программы социально-экономического развития.

Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2006 – 2008 годы Перечень) разработан в соответствии с Положением об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования.

Каждый стандарт проживания содержит формулировку обязательств исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и систему показателей (нормативы стандарта). Для каждого норматива стандарта задаются нормативные значения и базовое значение.

Целевое значение – значение норматива стандарта на конец периода действия стандартов проживания, на достижение которого направлена деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Базовое значение – значение норматива стандарта, достигнутое на начало периода действия стандартов проживания (для Перечня за начало периода принят 2003 год).

№ п/п Факторы воздействия на изменения Единица измерения Нормативные значения Базовое значение
Гарантируемое Целевое (прогнозное)
           

Для целей планирования территориальной единицей является Санкт-Петербург и район Санкт-Петербурга.

2.4. Факторы воздействия Образование
2.4.1.   Стандарт общественной эффективности отрасли - обеспечение эффективности образовательных услуг, предоставляемых населению в соответствии со стандартами проживания
2.4.1.2.   Общеобразовательные школы    
2.4.1.2.1 Реализации программы профилирования старшей школы Охват общим (полным) средним образованием (коэффициент перехода из основного общего образования, в том числе в ОУ НПО и СПО) % перешедших на следующую ступень образования 110,7 * 108,9
2.4.1.2.2 Реализация плана подготовки и переподготовки учителей Доля педагогов в 1-4-х классах ООШ, имеющих среднее специальное и высшее образование, за исключением учителей физкультуры и музыки   % от общего числа 97,7
2.4.1.2.3 Реализация плана подготовки и повышения квалификации учителей Доля педагогов в 5-11-х классах ООШ, имеющих высшее образование   % от общего числа 92,6
2.4.1.2.4 Оптимизация сети Численность учащихся на одного учителя в дневных ОУ (без общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья) % 12,1
2.4.1.2.5 Расширения дополнительных платных образовательных услуг для реализации потребностей населения Отношение объема платных услуг к общему объему бюджетного финансирования % 2,5 3,5
2.4.1.2.6 Реализации летней Оздоровительной программы Коэффициент охвата учащихся ООШ летней оздоровительной программой % 11,8 12,5 11,8
2.4.1.3.1   Охват учащихся дополнительным образованием %
2.4.1.3.2 Реорганизация и открытие новых ЦДО Охват учащихся дополнительным образованием на базе учреждений общего образования (центров дополнительного образования) % 31,9
2.4.2.   Инфраструктурный стандарт - обеспечение для населения доступности образовательных услуг. Потребители услуг – население, пребывающее на территории города
2.4.2.1.   Обеспечение пропускной способности:
2.4.2.1.3 Ввод объектов школьного строительства Обеспеченность детей местами в ООШ мест на 100 детей * *
2.4.2.2.   Уровень информатизации образовательного процесса:
2.4.2.2.1 Информатизация ОУ Численность учащихся в 5-11-х классах ООШ в расчете на один компьютер ед.
2.4.2.2.2 Подключенние ОУ к сети Интернет Количество ОУ, подключенных к сети Интернет ед.
2.4.2.4.1   Пешеходная доступность учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта м
2.4.2.4.2 Целевые договоры с Учреждениями педагогического образования Отношение количества педагогических работников к количеству педагогических ставок ед. 0,85 0,95 0,99
2.4.2.4.3 План Выполнение сетевых показателей, определенных бюджетом % *
2.4.2.5.3 Целевые договоры с Учреждениями педагогического образования Укомплектованность специалистами % 99,7
2.4.3.   Стандарт качества услуг - обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых населению соответствии со стандартами проживания
2.4.3.1.   Образовательные достижения учащихся
2.4.3.1.1 Введение дифференцированных программ Результаты ЕГЭ (процент положительных оценок по русскому и математике от общего числа оценок) % 96,2 (русский язык) * (русский язык)
2.4.3.1.2   Результаты экзаменов за 9-й класс (процент положительных оценок от общего числа оценок) %
2.4.3.1.3 Выполнение гос.заказа Доля выпускников поступивших в учреждения СПО и ВПО от общего числа выпускников % 65,8
2.4.3.1.6 Реализация Городской программы повышения квалификации учителей Доля педагогических и управленческих работников, повысивших свою квалификацию (число педагогических и управленческих работников, повысивших свою квалификацию от их общего количества) %
2.4.3.2. Ведение рейтинговой оценки механизмов стимулирования работы ОУ Удовлетворенность участников образовательного процесса его условиями и результатами
2.4.3.2.1   Доля респондентов-выпускников школ, удовлетворенных образовательными результатами11 % * *
2.4.3.2.2   Доля респондентов- выпускников школ, удовлетворенных условиями обучения в школе11 % * *
2.4.3.2.3   Доля респондентов- родителей учащихся школ, выразивших позитивное отношение к условиям для сохранения здоровья учащихся 11 % * *
2.4.3.2.4   Доля респондентов-родителей учащихся школ, удовлетворенных образовательными результатами школы 11 % * *
2.4.3.2.5   Доля респондентов-родителей учащихся школ, удовлетворенных информированностью о деятельности школы и возможностями участия в ее жизни11 % * *
2.4.3.2.6   Доля респондентов-учителей школ, самооценка которых своей профессиональной деятельности совпадает с желаемой в % от желаемого * *
2.4.3.2.7   Доля респондентов – учителей школ, удовлетворенных условиями труда11 % * *
                   

В данном случае для оценивания прогресса в развитии образования принимается модель CIPP, которая делает ударение на улучшение (идея improve—an, улучшить, двигаться вперед). Модель CIPP также предусматривает проведение ретроспективной оценки.

Модель Четырех Оценок для улучшения ( модель CIPP)

Роль оценки Контекст Ввод Процесс Продукт
Формирующая Анализ Проблемы Прогноз Предложения
Уточняющая Идентификация Выбор Сценарии Программа
Суммирующая Сравнение Проблема Интерпретация Отчет
Рекомендательная Анализ Эффекты Представление Рекомендации

Наши рекомендации