Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля
1. Виртуальное обсуждение «О пользе нарративной психологии»
Цель: Закрепить полученные на лекции и в ходе самостоятельного чтения знания
Описание: Как вы считаете, что нового привносит нарративная постановка вопроса в психологическую науку и практику? Примите участие в обсуждении этого вопроса на Цифровом кампусе. Откликнитесь на высказывания коллег.
Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)
Критерии оценки:
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | виртуальное обсуждение на ЦК | участие, наличие не менее одного коммента по теме | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
2. Учебные задачи «Нарратив и производство психологических знаний» (по теме «Эпистемологический статус нарратива»)
Цель: Сформировать у слушателей курса готовность и навык экспорта социо-гуманитарных теорий в писхологию, расширить представление о перспективах использования нарративного метода в психологии.
Описание: Ознакомьтесь с фрагментами психологических текстов. Выявите и опишите, какую роль в их организации (и в производстве психологических знаний) играет нарративная форма. Обсудите результаты своей работы в Цифровом кампусе.
Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)
Критерии оценки:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
3. Электронный практикум «Стратегический анализ нарратива и выявление идентификационных стратегий» (к теме 3)
Цель: Развитие навыка аналитической работы с нарративом
Материал: Три фрагмента мемуаров (Бунюэль, Шагал, Ходасевич).
Описание: Ознакомьтесь с тремя начальными частями мемуаров. Возьмите для анализа один из текстов. Ответьте на вопросы. Проясняющие роль нарратива в конструировании опыта, идентичности, смыслов. 1) Что такое жизнь для человека, с чьим автобиографическим текстом вы только что познакомились? 2) В каких категориях он описывает свою жизнь? 3) Какую систему отсчета (в том числе временного) он выбирает для описания своей жизни? 4) Какие верхи своей жизни он выделяет и какими средствами обозначает их в своем тексте? 5) Какое место рассказчик отводит себе в своей собственной жизни? 6) С какой позиции он рассказывает свою жизнь? 7) Как и в каких категориях он её оценивает? 8) Определяет ли он свою идентичность по ходу рассказывания? 9) Каким образом и какими средствами? 10) Какие специфические темы, средства, нюансы и стратегии присутствуют в анализируемом вами автобиографическом тексте? Особо подчеркивается, что список вопросов остается открытым и очень желательно, чтобы студенты продолжили его по ходу работы над текстом в группе. После предварительного обсуждения в группах планируется общее обсуждение и стратегическое сравнение историй. Результаты обсуждения фиксируются на доске.
3.Требования к выполнению задания «виртуальное обсуждение» (см. методические рекомендации)
4. Критерии оценки:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | Электронный практикум | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
4. Виртуальное обсуждение «Для чего психологу качественные методы?»
(выполняется и обсуждается в ЦК)
Цель: Проблематизировать перспективу использования качественных методов психологом
Описание: Примите участие в обсуждении на Цифровом кампусе вопроса о том, для чего психологу нужны качественные методы?
Критерии оценивания:
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | виртуальное обсуждение на ЦК | участие, наличие не менее одного коммента по теме | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
Формы рубежного контроля:
Основной формой рубежного контроля по окончании работы в первом модуле является тестирование и выполнение проектного задания
Форма 1: Тест:
Цель: Актуализация и систематизация основных теоретических моделей, концептов, персоналий нарративной психологии
Продолжительность: 1-3 дня (тест вывешивается в ЦК, а его результаты слушатели присылают на почту преподавателя)
Тестовые задания: тест состоит из 15 тестовых заданий. Образец – см. ниже
1. Исключите лишне из приведенных ниже определений нарратива:
а) нарратив – это текст;
б) минимальное определение нарратива: кто-то рассказывает кому-то о том, что произошло;
в) нарратив – это способ придать уникальному опыту социокультурную форму, сделав этот опыт понятным;
г) нарратив – это рассказ;
д) нарратив – это связный повествовательный текст, имеющий сюжетно-жанровую организацию;
2. Поясните, как Вы понимаете утверждение Т. Сабрина о том, что нарратив является корневой метафорой психологии?
3. В чем, на Ваш взгляд, заключается ценность качественных исследований:
а) дают непротиворечивую картину социальной и психической реальности
б) позволяют работать с уникальным опытом
в) позволяют эффективно стандартизировать большие объемы данных
г) позволяют сохранить чуткость к социальным контекстам
4. В приведенных ниже списках установите соответствие между концептом и исследователем, который ввел его в научный обиход:
А) Мюррей, Б) Бахтин, В)Джерджен, Г) Пропп, Д) Юнг (Кэтрин), Е) УАЙТ
а) прогрессивный нарратив, б) нарративное разделение, в)«ВОПЛОЩЕНИЕ В СЮЖЕТ», г) персонаж и функция, д) хронотоп, е) рассказанный мир.
5. Для нарративной психотерапии базовой единицей нарратива является:
а) сюжет
б) позиция рассказцика
в) ситуация рассказывания
г) эпизод
6. С точки зрения практически ориентированной нарративной психологии самоавторизация это:
а) возможность обретения контроля над историями, формирующими идентичность рассказчика
б) форма доступа к персональным ресурсам
в) закрепление прав на авторство
г) открытие глубинного, архетипического «я»
7. Задачей нарративной психологии является
а) изучение психологии творчества создателей историй
б) изучение структуры языка
в) изучение отношений власти, существующих между рассказчиком и аудиторией
г) изучение эффектов рассказывания в сфере структурирования опыта, перцепции, идентичности
8. Установите соответствие между конструктами в двух столбцах (найдите пару)
прогрессивный нарративРЕЧЬ
проблемно насыщенный нарратив фабула
ландшафт действия дискурс
сюжет ландшафт сознания
нарратив регрессивный нарратив
ЯЗЫК уникальный эпизод
9. Одной из основных целей нарративной психотерапии является
а) достижение индивидуации
б) конструирование субъектности
в) достижение самоавторизации
г) достижение личностной зрелости
д) достижение контроля
Система оценивания и результат тестирования: За каждое задание – 1 балл. Результат включается в общий рейтинг и сообщается слушателям по электронной почте.
Форма 2: Проектное задание (составление заявки)
Цель: Познакомить слушателей курса с практикой анализа нарратива, поэтапно осуществить весь цикл исследователсько-аналитических работ.
Содержание: Составить текст заявки на проведение нарративного интервью. Объем текста -1-1,5 страницы. В заявке отразить цель интервьюирования, выбор объекта, елси необходимо – фокус интервью, свои ожидания от использования техник нарративного исследования.
Критерии оценивания:
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | проектное задание | внятность соответствие выбранного эмпирического объекта – методу соответствие выбранного фокуса интервью – методу оригинальность | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса соразмерность формату нарративного интервью |
Модуль 2: Сбор и первичная обработка нарративных данных
Комплексная цель модуля:
Сформировать представление о способах сбора качественных данных в ситуации анализа нарратива, способствовать развитию аналитических компетенций и освоению техник сбора нарративных данных.
Содержание модуля:
Тема 5. Сбор данных.Работа с письменными нарративными источниками . Задачи психологического исследования и нарративные источники. Виды нарративных источников. Биография, автобиография, дневник как объект нарративно-психологического исследования. Виды автобиографий. Эпистолярный дискурс и проблемы нарративного анализа. Архив и личная документация. Вед-страницы, живой журнал и Нарративные источники в Интернете. Проблемы психологического источниковедения. Отбор документов. Принципы насыщения и первого отклонения в отборе и первичном анализе качественных данных. Уникальность случая и проблема контекстуального исследования. Способы фиксации эмпирических данных. Роль визуальных документов в нарративном исследовании.
Устные рассказы. Нарративное интервью. Понятие «документов жизни». Виды интервью. Биографическое интервью. Неструктурированные интервью и принципы их проведения. Дерево интервью. Способы поощрения к рассказыванию. Основные ошибки при проведении интервью. Этика нарративного исследования. Модель нарративного интервью Т. Щуце – разновидность неструктурированного интервью. Принципы проведения. Формулирование нарративного импульса и проблема аксиологически нейтрального высказывания. Фазы нарративного интервью: 1) фаза наррации; 2) фаза нарративных вопросов; 3) фаза аналитических вопросов. Разновидности нарративных вопросов (Е. Мещеркина). Типы ошибок в нарративном интервью. Способы работы с нарративным материалом: удаление ненарративых фрагментов; структурное описание непересекающихся во времени этапов жизненного пути; построение аналитической абстракции; анализ значений. Способы представления данных: описательные стратегии, редактирование, построение теории.
Занятие 5: Семинарское занятие «нарративное интервью»
Цель: Познакомить слушателей с форматом нарративного интервью
Вопросы для обсуждения:
· В чем заключается специфика формата нарративного интервью?
· Какие фазы нарративное интервью включает?
· Какие параметры нарративного интервью указвыают на непозитивистский характер этого метода?
· Как внутри нарративного интервью переопределяются отношения между информантом и интервьюером?
· В чем заключается сходство и различие между формализованной версией МакАдамса и неструктурированной версией интервью Щюца?
· Какие вопросы можно счесть нарративными?
· Для чего нужна аналитчиеская фаза интервью и что это такое?
Рекомендованная литература:
Белановский И. Индивидуальное глубокое интервью. Гл. 3 http://evartist.narod.ru/text2/48.htm
Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43.
Орлова Г. Анализ нарратива в психологии личности. Ростов-на-Дону, 2008. С.
Критерии оценивания:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | беседа | участие знакомство с литературой | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег демонстрация осведомленности с содержанием рекомендованной литературы |
Тема 6. Модели транскрибирования.
Занятие 6: Интерактивная лекция по теме
Цель: Познакомить слушателей курса с моделями транскрибирования
Содержание: Понятие транскрипта и проблемы расшифровки устной речи. Общие критерии и принципы транскрибирования. Разновидности транскрибирования. Системы нотации. Система «ТРУД» (М. Макаров). Письменные правила фиксации устных форм. Запись вербальных компонентов. Запись невербальных компонентов устной речи. Комментарии исследователя и способы их размещения в транскрипте («мемос»).
Ключевые слова: транскрибирвоание, транскрипт, мемо, система ТРУД, нотация (нотационная запись)
Критерии оценки:
№ | Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
1. 2. | беседа виртуальное обсуждение на ЦК | участие участие, наличие не менее одного коммента по теме | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
Занятие 7: Практикум по транскрибированию
Цель: Освоить практически приемы и техники транскрибирования
Материалы: Расшифровки транскриптов, записи интервью
Описание задания:
а) выявление ошибок транскрибирования: соотнестите форагменты транскриптов с аудиозаписью, найдите ошибки, опишите, с какими видами ошибок вы столкнулись
б) транскрибирвоание как аналитическая процедура – прослушайте фрагмент записи, обсудите, каким образом необходимо транскрибировать в этом случае синтаксис, обоснуйте свою точку зрения
в) транскрибирование и производство значения – сопоставьте три аудиозаписи, найдите стратегическое сходство высказываний, основанное на специфике экстра- и паралингвистики; опишите его, как можно плотнее.
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
практикум | активность выполнение задания освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 7: Первичная обработка данных, Кодирование
Кодирование данных и способы тематического структурирования информации. Стратегии кодирования в обоснованной теории (Страус, Корбин): открытое кодирование, осевое кодирование, избирательное кодирование. Принципы построения обоснованной теории.
Занятие 8: Практикум по освоению кодировочных процедур
Цель: Освоить базовые кодировочные процедуры
Материалы: Фрагменты транскриптов
Описание задания: Ознакомьтесь с текстом интервью (фрагментом интервью). Работая в группах, осуществите: а) пошаговое кодирование, б) выборочное кодирование, в) осевое кодирование, г) тематическое кодирование. Представьте результаты своей работы. С какими сложностями вы в ходе работы столкнулись? Что было интересного? До какой степени сама процедура кодирования оказвыается эвристической процедурой?
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
практикум | активность выполнение задания освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |