Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

МДК 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать умением:

-Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

-Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

-Разрабатывать методические материалы на основе примерных программ с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

-Создавать в группе предметно-развивающую среду.

-Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

-Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

-Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

· планирования и организации прогулок, закаливания;

· организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно- Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля - student2.ru гигиенических навыков и укрепление здоровья;

· организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении;

· взаимодействия с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей;

уметь:

· организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательного учреждения, определять способы введения ребенка в условия образовательного учреждения;

· создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания организации сна в соответствии с возрастом;

· проводить мероприятия двигательного режима ( прогулки, закаливание) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;

· проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;

· определять способы контроля состояния здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении;

· определять способы педагогической поддержки воспитанников;

· анализировать проведение закаливания в условиях образовательного учреждения

знать:

· особенности планирования режимных моментов прогулок, закаливания;

· методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;

· особенности детского травматизма и его профилактику;

· требования к организации безопасной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения;

· наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;

· особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии.

· основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;

· особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения.

Содержание обучения по профессиональному модулю

Тема 1.1. Медико-биологические аспекты здоровья детей раннего и дошкольного возраста Здоровье как состояние и свойство организма. Инструктивный обзор учебной программы профессионального модуля и знакомство студентов с основными требованиями и условиями к освоению профессиональных компетенций. Понятия «Здоровье» и «Здоровый образ жизни» и их составляющие. Факторы, определяющие здоровье. Основные факторы риска, приводящие к ухудшению состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Профилактика нарушений состояния здоровья у детей раннего и дошкольного возраста. Критерии и группы здоровья детей. 1,2
Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения. Понятие «Здровьесберегающая среда». Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ: закаливание, лечебно-профилактическая работа, физкультурно-оздоровительная работа. Роль семьи в создании здоровьесберегающей среды ДОУ. Закаливание: физиологические основы закаливания, факторы закаливания, принципы, средства и методы закаливания. Система закаливающих мероприятий. Гигиенические требования к одежде и обуви детей. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил при проведении основных режимных мероприятий.
Практические занятия 1. Анализ здоровьесберегающей среды образовательного учреждения
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме.
Тема 1.2. Детские болезни и их профилактика 1. Заболеваний нервной системы у детей и их профилактика. Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии. Нарушение поведенческих реакций. Формы неадекватного поведения; причины возникновения неадекватного поведения. Методы ликвидации неадекватных форм поведения, их профилактика в семье и дошкольном учреждении. Формы неврозов: истерический, неврастенический, невроз навязчивых состояний. Профилактика неврозов. Роль воспитателя в профилактике детских неврозов.
Практические занятия Определение основных признаков неврозов у детей.  
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; Составление рекомендаций для родителей по профилактике невротических состояний у детей 1,2
2. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) и их профилактика. Врожденные дефекты развития ОДА у детей и их учет в работе воспитателя. Приобретенные дефекты ОДА: Нарушения осанки: кифоз, лордоз, сколиоз. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Виды плоскостопия; симптомы, профилактика. 1,2
Практические занятия Методы определения и диагностика нарушений осанки и плоскостопия у детей. 1, 2
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; составление рекомендаций для родителей по профилактике нарушений осанки у детей 2,3
3. Заболевания дыхательной системы детей и их профилактика. Причины, основные симптомы, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и бронхолёгочных заболеваний. Неспецифическая и специфическая профилактика заболеваний органов дыхания у детей в дошкольных учреждениях. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей. 1,2
Самостоятельная работа Составление опорных схем, терминологического словаря. Составление рекомендаций для родителей по закаливанию детей
4. Заболевания сердечно-сосудистой и кровеносной системы у детей и их профилактика. Врожденные и приобретенные заболевания сердца – причины, признаки и профилактика. Заболевания крови у детей раннего и дошкольного возраста – причины, признаки и профилактика.
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря. 1, 2
5. Заболевания ЖКТ у детей и их профилактика. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов пищеварения у детей.
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме «Гельминтозы у детей». Составление терминологического словаря 2,3
6. Нарушений обменных процессов у детей и их профилактика. Основные виды нарушения обменных процессов у детей: эндокринные нарушения, нарушения питания, нарушения общего характера.
Самостоятельная работа Составление опорных конспектов, терминологического словаря. подготовка сообщения  
7. Заболевания кожи у детей и их профилактика. Заболевания кожи у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике кожных заболеваний у детей.
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций по теме «Болезни кожи у детей». Составление терминологического словаря. 2,3
8. Аллергические состояния и их профилактика. Понятие об аллергии. Аллергические реакции немедленного и замедленного типа. Роль воспитателя в профилактике аллергических заболеваний у детей. Неотложная помощь при острых аллергических состояниях.
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; подготовка сообщения. Составление тестовых заданий для взаимного контроля. 2,3
9. Болезни органов зрения и слуха и их профилактика. Наиболее распространенные заболевания органов слуха и зрения у детей - причины, признаки и профилактика. Роль воспитателя в профилактике заболеваний органов слуха и зрения у детей. 1,2
Самостоятельная работа Подготовка сообщения «Методики сохранения зрения (Базарного, Ковалева, Исаевой и др)).
10. Заболевания мочеполовой системы у детей и их профилактика. Наиболее распространенные заболевания почек и мочевыводящих путей у детей - причины, признаки и профилактика. Заболевая половых органов у детей. Роль воспитателя в профилактике заболеваний мочеполовой системы у детей.
Самостоятельная работа Составление опорных конспектов, терминологического словаря. Подготовка рекомендация для родителей «Профилактика заболеваний мочеполовой системы у детей» 2,3
11. Детские инфекционные заболевания и их профилактика. Грипп; возбудитель, пути передачи, основные симптомы заболевания. Уход за больным ребенком. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Особенности течения гриппа у детей грудного возраста. Профилактика заболевания. Аденовирусная инфекция; возбудитель, пути передачи, основные симптомы. Уход за больным ребенком. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Профилактика заболевания. Корь, краснуха, ветряная оспа, скарлатина, паротит, дифтерия, коклюш, полиомиелит, менингококковый эпидемический менингит - возбудители, пути передачи, основные симптомы, осложнения и профилактика. Эпидемиологические мероприятия в дошкольном учреждении. Туберкулез; возбудитель, источники и пути передачи, клинические формы, основные симптомы. Роль воспитателя в предупреждении распространения воздушно-капельных инфекций. Пищевые отравления. Профилактика пищевых отравлений.
Практические занятия Сравнительная характеристика основных признаков детских инфекционных заболеваний у детей. 1,2
Анализ анамнеза ребенка по медицинской карте.
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций. Составление терминологического словаря; подготовка сообщения (беседы, памятки) по теме «Туберкулез», «Прививки – делать-не делать?» Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Составление тестовых заданий для взаимного контроля. 2,3
Тема 1.3. Детский травматизм и его профилактика Принципы оказания первой помощи при закрытых повреждениях. Основные виды закрытых повреждений, возникающих у детей в повседневной жизни: ушибы мягких тканей, растяжение связок, вывихи и переломы костей, сотрясение мозга. Первая помощь при закрытых повреждениях. 2,3
Практические занятия Определение основных видов травм по внешним признакам. Правила асептики и антисептики. Изучение содержания аптечки первой помощи. Освоение основных методов оказания первой помощи при закрытых повреждениях. Решение ситуационных задач. 2,3
Принципы оказания первой помощи при открытых повреждениях. Основные виды открытых повреждений, возникающих у детей в повседневной жизни: раны, кровотечения, открытые переломы. Первая помощь при открытых повреждениях. 2,3
Практические занятия Определение основных видов травм по внешним признакам. Освоение основных методов оказания первой помощи при открытых повреждениях. Отработка алгоритма наложения повязок. Отработка методов остановки кровотечений. Решение ситуационных задач. 2,3
Принципы оказания первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях. Первая помощь при: попадании в организм инородных тел, отравлениях, утоплении, удушении, электротравмах, ожогах и обморожениях, тепловом и солнечном ударах. Первая помощь при неотложных состояниях. 2,3
Практические занятия Определение основных видов неотложных состояний по внешним признакам. Освоение основных методов оказания первой помощи при неотложных состояниях. Решение ситуационных задач. 2, 3
Самостоятельная работа Составление компьютерных презентаций или памяток (бесед) для родителей. Составление терминологического словаря; Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. 2, 3
Тема 1.4. Медико-педагогический контроль развития и состояния здоровья детей Контроль развития и состояния здоровья детей. Контроль развития и состояния здоровья детей: виды, формы, цели и задачи. Роль воспитателя в осуществлении форм контроля развития и состояния здоровья детей. Взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Повседневный контроль состояния здоровья детей: задачи и методы, роль воспитателя. Контроль динамики развития и состояния здоровья детей: сроки, задачи и методы, роль воспитателя. Оценка физического развития, понятие гармоничности физического развития. Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей. 1,2
Практические занятия Организация и проведение наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательном учреждении (на практике). Комплексная оценка физического развития ребенка. Система контроля за нервно-психическим развитием детей. 1, 2
Медико-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского образовательного учреждения (ДОУ) Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. Понятие социальной адаптации. Степень адаптации: легкая, средняя, тяжелая - и причины, способствующие среднетяжелому и тяжелому течению периода адаптации. Организация жизни вновь поступающих детей в дошкольное учреждение. Основные медико-педагогические и социальные мероприятия, направленные на создание условий в ДОУ в период адаптации.
Практические занятия Комплексная оценка общего адаптационного синдрома у детей. Организация процесса адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Определение способов введения ребенка в условия образовательного учреждения. 1,2
Самостоятельная работа Составление терминологического словаря; Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите. Подготовка рекомендаций, бесед по профилактике дезадаптаций ребенка. 2, 3

Всего-86часов ( лекций – 50; практических – 36) и самостоятельная работа – 43часа.

Наши рекомендации