Пищевое отравление и кишечные инфекции
Пищевое отравление случается при приёме пищи, заражённой определёнными видами бактерий. Чаще всего это микроорганизмы, принадлежащие к группе паратифозных бактерий, сальмонелла и, несколько реже, стафилококки. Намного серьезнее заболевание, именуемое ботулизмом, но оно встречается гораздо реже. Причиной этого заболевания служат бактерии, размножающиеся в неправильно приготовленных консервированных продуктах. Организм избавляется от бактерий, вызывающих пищевое отравление, при помощи рвоты или поноса. Обычно организм довольно быстро очищается от инфекции и вскоре приходит в нормальное состояние.
Для предотвращения пищевого отравления следует уделять самое тщательное внимание тому, чтобы приготовление пищи происходило с учётом всех требований гигиены. Пищу, которая была приготовлена и оставлена остывать для последующего употребления, необходимо тщательно прикрывать и держать в холодном месте. Это необходимо потому, что вредные бактерии быстрее всего размножаются в теплой пище. Следует помнить и еще один важный момент: люди с царапинами или порезами на руках не должны прикасаться к приготавливаемой пище. Особые предосторожности в отношении пищи и воды необходимо принимать в летний период и в местностях с жарким климатом.
Очистительные процедуры йоги — кунджал крийя (1), шанкхапракшалана (2) и т.д. — помогают удалять вредные бактерии, которые могли накопиться в пищеварительном тракте. Кроме того, все практики йоги повышают сопротивляемость организма бактериям, и тем самым снижают вероятность возникновения инфекционных заболеваний. Это справедливо и в отношении более серьёзных болезней, например, дизентерии, но если они все же возникают, необходимо без малейшего промедления обращаться к специалисту за консультацией и лечением.
Несварение
Это расстройство также называют диспепсией. Оно возникает, когда едят слишком быстро или в состоянии постоянного нервного напряжения. По' существу, чаще всего люди едят быстро именно потому, что нервничают или испытывают стресс. При таких обстоятельствах пища недостаточно пережевывается и измельчается во рту, чтобы она могла нормально перерабатываться желудком. Кроме того, не выделяются в необходимом количестве слюна и желудочный сок. Это приводит к несварению. И вновь йога может оказать неоценимую помощь. Она делает человека более уравновешенным и потому более способным есть медленно и с большим удовольствием.
Разумеется, несварение может быть вызвано и перееданием, особенно когда пища жирная. Йога не может непосредственно помочь в решении этой проблемы. Вы должны найти своё собственное решение.
Резюме
Мы обсудили наиболее распространённые типы заболеваний пищеварительной системы. Кроме них существует множество других — желчнокаменная болезнь, панкреатит и т.п. Йога не в состоянии предотвратить или устранить все болезни пищеварения. Например, если у вас серьёзный случай грыжи, вам необходимо более радикальное лечение. Точно так же, если вы находитесь в центре эпидемии холеры, йога не сможет гарантировать вам невосприимчивость к заболеванию, и не будет лучшим способом лечения. Йога может оказывать значительную помощь, но она вовсе не панацея. В то же время, мы на собственном опыте убедились, что йога, несомненно, помогает в предотвращении и лечении многих широко распространённых заболевании и недугов. Большинство заболеваний прямо или косвенно связаны с умственными и эмоциональными конфликтами и с физической слабостью или недостаточностью. Йога — мощная система, помогающая разрешению умственных и эмоциональных проблем, а также укреплению и оздоровлению организма. Вследствие этого организм более способен сопротивляться различным болезням (например, дизентерии), и становится более вероятным сотрудничество ума и тела, а не их противостояние (как в случае язвенной болезни).
В целом, мы полагаем, что йога так или иначе полезна. Действительно, есть множество людей, которые, стараясь избавиться от того или иного заболевания пищеварения, в качестве последнего средства обратились к йоге и были поражены достигнутыми положительными результатами.
Примечания
1. Кунджал крийя — Том I; урок 4; тема 1.
2. Том I; урок 12; тема 2.
3. Том III; урок 30; тема 2.
4. Паванмуктасана — Том I; урок 3; тема 2;
Уттан падасана — Том I; урок 6; тема 3.
Вороний шаг — Том I; урок 1; тема 3.
Сурья намаскар — Том I; урок 5; тема 2.
Бхуджангасана — Том I; урок 4; тема 2.
Марджариасана — Том I; урок 2; тема 4.
Шалабхасана — Тема 3 этого урока.
5. Наули: стадия 1 — Том III; урок 28; тема 3.
стадия 2 - Том III; урок 29; тема 2.
Агнисар крийя — Том I; урок 6; тема 2.
Мула шодхана — Том II; урок 14; тема 1.
Тема 2
Устранение психологических проблем (часть 1)
Нет ни одного человека, у которого не было бы глубоко укоренённых комплексов, страхов, фобий или конфликтов. Любой, кто думает, что у него нет никаких психологических проблем, лишь вводит себя в заблуждение и в то же время препятствует своему продвижению к более высокому осознанию и счастью в жизни, ибо когда человек не признает безусловно существующие у него проблемы, он не предпринимает никаких шагов по их устранению. Нет ничего позорного в том, чтобы признать свои психологические «пунктики», хотя, как это ни печально, к людям, страдающим более очевидными психическими расстройствами, наподобие шизофрении или депрессии, всегда относились с презрением или, быть может, со страхом. Причина этого неясна; возможно, все мы просто боимся того, что тоже могли бы легко стать пациентами психиатрической клиники. В этом может быть немало истины, ибо на наш взгляд, в действительности, нет никакой разницы между явным психическим больным и кем угодно еще; просто у первого глубинные проблемы острее и потому проявились с большей силой.
Людям, которые знают о том, что у них есть какие-то глубинные проблемы, остается только избавиться от них. Это не так легко, но все же возможно, поскольку вы признаете, что проблемы действительно существуют, а это уже первый шаг. Других людей, которые не признают свои психологические проблемы, необходимо сначала убедить том, что на самом деле эти проблемы у них есть. Именно так обстоит дело с большинством людей. Есть очень убедительный тест, который покажет вам, настолько ли вы свободны от проблем, как считаете сами. Спросите себя: «Счастлив ли я каждый день двадцать четыре часа в сутки?» Если это не так, значит, у вас есть психологические проблемы, поскольку если бы абсолютно ничто не нарушало спокойствия вашего ума, вы бы постоянно излучали счастье и радость, как вечно текущая река. Это можно ясно проиллюстрировать на примере великих йогов, мудрецов и святых, которые, освободившись от всех или почти всех своих проблем, непрерывно светились радостью и покоем. Чем более несчастным и неудовлетворенным вы себя чувствуете в жизни, тем больше у вас психологических проблем. Задайте себе этот вопрос и дайте на него честный ответ. По своему ответу вы сможете понять, отсутствуют ли у вас психологические проблемы, либо они у вас на самом деле имеются. Это не означает, что вы не должны сердиться или испытывать другие сильные эмоции, поскольку можно отреагировать эти эмоции и все равно чувствовать себя счастливым. Фактически, есть множество примеров великих йогов и мудрецов, которые порой бывали в сильном гневе, но все равно сохраняли свое ощущение радости жизни. Мы говорим не о ситуациях, которые у вас бывают, и не о том, что вы в них выражаете, а о том, ощущаете ли вы удивление, счастье и удовлетворение во всей своей повседневной жизни. Если нет, значит, у вас имеется какая-то психологическая проблема Если вы признаете, что у вас, вероятно, все же есть проблемы, вы будете не одиноки — в такой же ситуации находится большая часть населения всего мира. Признав возможность глубинных психологических конфликтов, вы становитесь готовы предпринимать шаги к их устранению. Если вы не признаете, что они существуют, то, скорее всего, не видите необходимости делать усилия, чтобы от них избавиться. В таком случае вам нет смысла читать дальше.
Психологические проблемы, фобии, страхи и избавление от них столь важны в нашей жизни, что мы решили посвятить много времени обсуждению этой темы. Однако необходимо соблюдать осторожность, поскольку очень легко чисто теоретически говорить и рассуждать о причинах и следствиях, но не давать никаких действительно полезных практических методов их устранения. Поэтому цель этой беседы и дальнейших обсуждений в последующих разделах состоит в том, чтобы знакомить вас с практическими методами, не слишком увлекаясь словесными концепциями (1). Мы стремимся дать вам методы и рекомендации, чтобы вы могли сделать шаги к устранению своих проблем - препятствии, которые не дают вам получать от жизни максимум возможного. И только вы сами можете это сделать; это справедливо даже если вы посещаете психотерапевта — он может лишь руководить вами и побуждать вас выявлять и устранять ваши собственные проблемы. Поэтому нас, в первую очередь, интересуют не слова, а практические действия.