Бактериальные инфекции. дифтерия. скарлатина. менингококковая инфекция. кишечные инфекции: брюшной тиф, сальмонеллезы, дизентерия, холера. сепсис. туберкулез. сифилис.

Значимость темы.

Воздушно-капельные инфекции - дифтерия, скарлатина и менингококковая инфекция имеют ряд общих признаков: 1) путь передачи преимущественно воздушно-капельный, хотя возможен и контактный; 2) входными воротами являются верхние дыхательные пути, в которых локализуются местные измене­ния; 3) наблюдается выраженный токсикоз как проявление токсемии; 4) болеют чаще дети, хотя возможно развитие заболеваний у взрослых; 5) отмечается сезонность в возникновении заболеваний, которые чаще встречаются в осенне-весенний период. В настоящее время наблюдается увеличение заболеваемости дифтерией как детей, так и взрослых, участились случаи течения болезни с ле­тальным исходом.

Кишечные инфекции - инфекционные заболевания, для которых характер­ны фекально-оральный путь заражения и локализация основных морфологиче­ских изменений в кишечнике. К ним относятся брюшной тиф, сальмонеллезы, дизентерия, холера и другие. Среди этих заболеваний выделяют: 1) заболевания, сопровождающиеся генерализацией: инфекции (бактериемией), цикличностью течения и выраженными общими проявлениями (брюшной тиф, сальмонеллезы); 2) "местные" инфекции, возбудители которых не выходят за пределы кишечника (дизентерия, холера). Холера отличается способностью да­вать пандемии, поэтому ее относят к карантинным (конвенционным) инфекци­ям.

Сепсис – это ациклически протекающее инфекционное заболевание, вызываемое различными микроорганизмами и характеризующееся крайне измененной реактивностью организма. Сепсис - тяжелая генерализованная форма течения бактериальной и грибковой инфекции. Источником сепсиса является первичный септический очаг. Основными факторами, предрасполагающими к возникновению сепсиса выступают врожденный и разнообразные приобретенные иммунодефициты. Характерным для сепсиса является наличие распространенных воспалительных и дистрофических изменений внутренних органов, генерализованных расстройств микроциркуляции; а также септическая гиперплазия селезенки.

Туберкулёз - хроническое инфекционное заболевание, при котором в про­цесс могут вовлекаться все органы, но чаще легкие. Возбудитель - микобактерии туберкулеза. Механизм заражения в большинстве случаев аэрогенный, ре­же - алиментарный, Возможно заражение через поврежденную кожу, плаценту. Особенностями туберкулеза, отличающими его от других инфекций, являются: 1) убиквитарность (повсеместность) инфекции в эпидемиологическом, клини­ческом и морфологическом отношении; 2) двуликость туберкулёза, которая в зависимости от соотношения иммунитета и аллергии может быть проявлением как инфицированности, так и болезни; 3) полиморфизм клинико-морфологических проявлений; 4) хроническое (волнообразное) течение - чере­дование вспышек и ремиссий болезни. Несмотря на успехи фтизиатрии, туберкулез все еще остается распростра­ненным заболеванием.

Сифилис - инфекционной заболевание с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы с последовательной сменой стадий болезни. Возбудитель – бледная трепонема, заражение осуществляется половым (реже – внеполовым) путем – приобретенный сифилис (при внутреутробном заражении).

Знание данной патологии необходимо для изучения воздушно-капельных, кишечных инфекций, сепсиса, сифилиса, туберкулеза на клинических кафедрах, а также в практической работе врача для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.

2. Цель занятия:научиться определять этиологию и патогенез, знать патологическую анатомию воздушно-капельных, кишечных инфекций, сепсиса, сифилиса, туберкулеза и различать их по морфологической картине.

Студент должен уметь: 1) давать определение дифтерии, объяснять ее этиологию и патогенез; 2) охарактеризовать местные и общие морфологические изменения при дифтерии, оценивать осложнения и объяснять причины смерти при этом заболевании; 3) давать определение скарлатины, объяснять ее этиологию и патогенез; 4) охарактеризовать морфологию скарлатины, оценивать осложнения и объяснять причины смерти; 5) давать определение менингококковой инфекции, объяснять ее этиологию, патогенез и классификацию; 6) охарактеризовать морфологию различных форм менингококковой инфекции, оцени­вать ее осложнения и объяснять причины смерти при этой инфекции; 7) давать определение сепсиса, объяснять этиологию, патогенез, морфологию; 9) давать определение туберкулёза; 10) объяснить этиологию, патогенез, принципы его клинико-анатомической классификации; 11) диагностировать формы первичного, гематогенного, вторичного туберкулёза на основании их морфологической характеристики, охарактеризовать осложне­ния и исходы, а также лекарственный патоморфоз туберкулёза; 12) давать определение сифилиса, объяснять морфологию периодов сифилиса: 13) давать определение брюшного тифа, объяс­нять его этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию стадий брюш­ного тифа; оценивать значение осложнений и исходов этого заболевания; 14) давать определение дизентерии, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию стадий дизентерии; оценивать значение осложнений и исходов этого заболевания; 15) давать определение холеры, объяснять ее этиологию и патогенез; охарактеризовать морфологию стадий холеры; оценивать зна­чение осложнений и исходов этого заболевания.

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить анатомическое и гистологическое строение носовой полости, гортани, трахеи; морфологию и функцию миндалин; морфологические формы воспаления; вспомнить микробиологические свойства микобактерий туберкулеза, виды воспалительной реакции, морфологию туберкулезной гранулемы, сегментарное строение легких; вспомнить нормальное гистологическое строение различных отделов кишечника;

б) выучить материал лекции и учебника (п.5).

в) обратить внимание на основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Общая характеристика бактериальных воздушно-капельных и кишечных инфекций.

2. Дифтерия: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия местных и общих изменений, осложнения и исходы.

3. Скарлатина: определение, этиология, патогенез, патологическая анатомия различных форм заболевания, осложнения первого и второго периода болезни, исходы.

4. Менингококковая инфекция: определение, классификация, этиология, патогенез, патологическая анатомия локальных и генерализованных форм течения, осложнения и исходы.

5. Этиология, патогенез, патологическая анатомия брюшного тифа, характеристика стадий заболевания, осложнения и причины смерти.

6. Этиология, патогенез, патологическая анатомия сальмонеллеза.

7. Этиология, патогенез, патологическая анатомия дизентерии, макро- и микроскопические изменения в кишечнике при различных стадиях заболевания, осложнения и причины смерти.

8. Этиология, патогенез, патологическая анатомия холеры, стадии заболевания, причины смерти.

9. Этиология и патогенез сепсиса. Патологическая анатомия сепсиса.

10. Этиология и патогенез туберкулеза.

11. Классификация туберкулеза.

12. Особенности тканевых реакций при прогрессировании, стабилизации и заживлении туберкулезных очагов.

13. Патологическая анатомия различных форм первичного, гематогенного и вторичного туберкулеза, их дифференциальная диагностика на основании патоморфологических признаков.

14. Осложнения и причины смерти при различных видах и формах туберкулеза.

15. Патоморфоз туберкулеза.

16. Возрастные особенности туберкулеза.

17. Этиология и патогенез сифилиса.

18. Патологическая анатомия периодов сифилиса.

г) выполнить задания п.7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Изучить этиологию и патогенез воздушно- капельных инфекций, выявить особенности механизмов развития вирусных и бактериальных инфекций.

2. Выучить определения понятий, относящихся к теме.

3. Знать особенности тканевых реакций при развитии вирусных заболеваний и болезней бактериального происхождения, особенности воспалительной реакции и репарации повреждений при этих заболеваниях.

4. Выучить местные и общие патоморфологические признаки дифтерии, а также отличительные черты клинико-морфологической картины и осложнений дифтерии зева и дыхательных путей.

5. Уметь характеризовать морфогенетические особенности первого и второго периодов скарлатины, уметь объяснить механизмы и характеризовать осложнения заболевания в разные периоды его развития.

6. Знать макро и микроскопическую картину локальных и генерализованных форм менингококковой инфекции. Изучить морфогенез менингококкового менингита, его возможные осложнения.

7. Выучить отличительные особенности менингококкемии как проявления сепсиса. Знать клинико-морфологические признаки данной формы менингококковой инфекции, характеризовать синдром Уотерхауса – Фридериксена, причины смерти больных.

8. Изучить этиологию и патогенез дизентерии, выявить особенности морфологических изменений в кишечнике при различных стадиях заболевания. Обратить внимание на особенности заболевания у детей, осложнения и причины смерти.

9. Знать особенности тканевых реакций, при брюшном тифе; патоморфологическую картину стадийных изменений в кишечнике, общие изменения, осложнения и причины смерти.

10. Изучить клинико-морфологические и патоморфологические проявления сальмонеллеза, формы течения заболевания, осложнения, причины смерти.

11. Уметь характеризовать патогенетические и морфогенетические особенности холеры, объяснить механизмы развития стадий заболевания, характеризовать патоморфологическую картину стадий и осложнения заболевания в разные периоды его развития.

12. Выучить определения понятий, относящихся к теме «Сепсис».

13. Знать особенности сепсиса, его отличия от других инфекционных заболеваний.

14. Изучить этиологию, патогенез и морфогенез сепсиса, его клинико-морфологические формы.

15. Выучить общие патоморфологические признаки сепсиса, а также отличительные черты различных форм сепсиса.

16. Уметь характеризовать морфогенетические особенности острого и затяжного септического эндокардита.

17. Знать макро- и микроскопическую картину септического очага, лимфатической и кроветворной ткани, метастатических очагов инфекции при септикопиемии.

18. Выучить отличительные особенности воспалительного процесса, а также изменений в органах и тканях при септицемии.

19. Охарактеризовать осложнения и причины смерти больных при сепсисе.

20. Изучить характеристик микро- и макроорганизма, влияющие на ход инфекционного процесса при сифилисе.

21. Выучить общие и местные патоморфологические признаки сифилиса.

22. Изучить характеристики микро- и макроорганизма, влияющие на ход инфекционного процесса при туберкулезе.

23. Выучить определения понятий, относящихся к теме «туберкулез».

24. Знать особенности тканевых реакций при прогрессировании и затухании туберкулезных очагов, особенности воспалительных реакций.

25. Изучить этиологию, патогенез и морфогенез туберкулеза, его клинико-морфологические виды и формы.

26. Выучить общие патоморфологические признаки туберкулеза, а также отличительные черты различных видов и форм заболевания.

27. Уметь характеризовать морфогенетические особенности первичного туберкулеза.

28. Знать макро и микроскопическую картину первичного туберкулезного комплекса, его отличия от острого очагового туберкулеза, пути развития первичного комплекса: морфологию заживления, пути прогрессирования первичного туберкулеза.

29. Выучить отличительные особенности первичного туберкулеза с гематогенным прогрессированием и гематогенного туберкулеза.

30. Уметь отличать патоморфологическую картину первичного и вторичного туберкулеза.

31. Знать пути распространения вторичного туберкулеза.

32. Охарактеризовать осложнения и причины смерти больных при разных видах и формах заболевания.

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 320-352.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 344-379.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C. 601-609, 623-654, 741-749.

4. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-C. 193-204, 206-208, 210-213, 220-221, 229-236, 241-243.

5. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 173-209.

6. Пальцев, М.А. Патология: курс лекций для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М.А.Пальцева.-2-е изд., стер.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т 2: Частный курс.-2007.-C. 189-194, 201-217, 251-274,

7. Пальцев, М.А. Патология: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./под ред. М. А. Пальцева, В.С. Паукова.-М.:Изд. группа "ГЭОТАР-Медиа".Т.2.-2008.-C. 131-157, 159-161.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка, В.Т. Сборник ситуационных задач по патологической анатомии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

Вопросы для самоконтроля.

1. Этиология и патогенез брюшного тифа.

2. Локализация местных изменений при брюшном тифе.

3. Стадии изменений в пейеровых бляшках.

4. Морфологическая характеристика стадии мозговидного набухания.

5. Общие изменения при брюшном тифе

6. Кишечные осложнения при брюшном тифе.

7. Внекишечные осложнения и причины смерти при брюшном тифе.

8. Этиология и патогенез сальмонеллеза.

9. Патанатомия различных форм сальмонеллеза.

10. Этиология и патогенез дизентерии.

11. Локализация местных изменений при дизентерии.

12. Перечислите стадии дизентерийного колита.

13. Морфологическая характеристика стадий дизентерийного колита.

14. Особенности дизентерии у детей.

15. Осложнения и причины смерти при дизентерии.

16. Этиопатогенез холеры.

17. Периоды развития холеры.

18. Патанатомия стадий холеры.

19. Осложнения. Причины смерти при холере.

20. Определение, этиология и патогенез дифтерии.

21. Патологическая анатомия местных изменений при дифтерии.

22. Патологическая анатомия общих изменений при дифтерии.

23. Осложнения при дифтерии дыхательных путей.

24. Причины смерти при дифтерии.

25. Этиология и патогенез скарлатины.

26. Патологическая анатомия скарлатины в 1-й период болезни.

27. Патологическая анатомия скарлатины во 2-й период болезни.

28. Патологическая анатомия общих изменений при скарлатине.

29. Осложнения, причины смерти при скарлатине.

30. Этиология, патогенез и классификация менингококковой инфекции.

31. Патологическая анатомия менингококкового назофарингита.

32. Патологическая анатомия менингококкового менингита.

33. Осложнения и причины смерти при менингококковом менингите.

34. Патологическая анатомия менингококцемии.

35. Осложнения и причины смерти при менингококцемии.

36. Определение понятия «сепсис».

37. Этиологические особенности сепсиса.

38. Эпидемиологические особенности сепсиса.

39. Клиническое своеобразие сепсиса.

40. Иммунологические особенности сепсиса.

41. Патологоанатомические особенности сепсиса.

42. Патогенез сепсиса.

43. Местные патологоанатомические изменения при сепсисе.

44. Общие патологоанатомические изменения при сепсисе.

45. Изменения лимфоидной и кроветворной ткани при сепсисе.

46. Классификация сепсиса.

47. Клинико-морфологические формы сепсиса.

48. Морфологическая характеристика септицемии.

49. Особенности воспалительной реакции при септицемии.

50. Морфологическая характеристика септикопиемии.

51. Патоморфологическая картина первичного септического очага.

52. Признаки прогрессирования местного воспалительного очага.

53. Клинико-морфологические признаки генерализации инфекционного процесса.

54. Этиология и патогенез септического эндокардита.

55. Классификация септического эндокардита.

56. Отличительные черты первичного и вторичного септического эндокардита.

57. Патоморфологические и морфогенетические отличия острого и затяжного септического эндокардита.

58. Изменения клапанов сердца при септическом эндокардите.

59. Изменения в сосудистой системе при септическом эндокардите.

60. Основные осложнения септического эндокардита.

61. Периферические признаки септического эндокардита.

62. Морфологическая характеристика хрониосепсиса.

63. Этиология и патогенез туберкулеза.

64. Классификация туберкулеза.

65. Патологическая анатомия различных форм первичного, гематогенного и вто­ричного туберкулеза.

66. Осложнения и причины смерти при туберкулезе.

67. Патоморфоз туберкулеза.

68. Этиология и патогенез сифилиса.

69. Классификация сифилиса.

70. Патологическая анатомия различных периодов сифилиса.

7. Обязательные задания для выполнения.

1. Повторить особенности возбудителей воздушно-капельных, кишечных инфекций, туберкулеза.

2. Вспомнить нормальную гистологическую структуру носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, альвеол, миндалин, мягких мозговых оболочек, иммунопатологические процессы

3. Выписать в альбом: клинико – морфологические формы воспаления.

4. Вспомнить нормальную гистологическую структуру желудка, тонкого и толстого кишечника, лимфоузла и селезенки, иммунопатологические процессы.

5. Выписать в альбом: стадии развития и формы дизентерии, брюшного тифа, сальмонеллеза и холеры.

6. Повторить цель и задачи воспаления, стадии воспалительной реакции, функции нейтрофилов и макрофагов в очаге воспаления.

7. Выписать в альбом определение понятия сепсис, клинико-морфологические формы сепсиса, основные отличия септикопиемии и септицемии, отличия острого и затяжного септического эндокардита.

8. Повторить особенности возбудителя туберкулеза и противотуберкулезного иммунитета.

9. Вспомнить строение туберкулезной гранулемы и ее исходы.

10. Выписать в альбом: названия составных элементов первичного туберкулезного комплекса и их краткую морфологическую характеристику; пути прогрессирования первичного туберкулеза; формы гематогенного и вторичного туберкулеза.

11. Повторить особенности возбудителя сифилиса.

12. Вспомнить строение сифилитической гранулемы.

13. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

истинный круп виремия поствакцинальный менингоэнцефалит токсический миокардит ранний паралич сердца поздний паралич сердца паренхиматозный неврит менингококкемия синдром Уотерхауса–Фридериксена паракератоз евстахиит заглоточный абсцесс мягкая флегмона твердая флегмона пылающий зев малиновый язык пластинчатое шелушение кожи первичный скарлатинозный аффект первичный скарлатинозный комплекс гидроцефалия отрубевидное шелушение кожи лимфаденит мозговидное набухание брюшнотифозная гранулема брюшнотифозная экзантема восковидный некроз сепсис септикопиемия затяжной септический эндокардит острый септический эндокардит первичный септический эндокардит вторичный септический эндокардит входные ворота первичный септический очаг алгидный период «поза гладиатора» «рука прачки» фолликулярный колит фолликулярно-язвенный колит первичный туберкулезный комплекс лимфангит лимфаденит бронхаденит очаг Гона гематогенное прогрессирование лимфожелезистое прогрессирование рост первичного аффекта легочная каверна гематогенный туберкулез острый милиарный туберкулез хронический милиарный туберкулез вторичный туберкулез интраканаликулярное распространение очаг Абрикосова очаг Ашофф-Пуля туберкулома патоморфоз септическая селезенка пятна Лукина-Либмана септицемия хрониосепсис полипозно-язвенный эндокардит болезнь Черногубова гнойно-резорбтивная лихорадк

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты:

ФИБРИНОЗНЫЙ ТРАХЕИТ.

Найдите пленки фибрина на слизистой трахеи, опишите вид, отношение к ок­ружающим тканям. Укажите вид фибринозного воспаления, клинические про­явления и осложнения.

ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ ПРИ СКАРЛАТИНЕ.

Опилите величину почки, вид ее поверхности и на разрезе, состояние корково­го и мозгового слоя, отметьте признаки гломерулонефрита.

ГНОЙНЫЙ МЕНИНГИТ.

Отметьте вид, цвет, прозрачность мозговых оболочек, состояние сосудов. Ука­жите локализацию и характер изменений, причину смерти.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ.

Опишите вид, объем мозга и его желудочков, состояние борозд и извилин, толщину ткани мозга на разрезе. Укажите причину данной патологии.

АБСЦЕССЫ ПЕЧЕНИ.

Описать размеры гнойничков, цвет их содержимого, состояние окружающей ткани. Указать возможные источники.

СЕЛЕЗЕНКА ПРИ СЕПСИСЕ.

Охарактеризуйте размеры, цвет, консистенцию органа, вид его на разрезе, состояние капсулы.

ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ КОМПЛЕКС.

Описать первичный туберкулезный комплекс. Отметить, чем представлены ос­новные компоненты его. Указать локализацию первичного аффекта, соотноше­ние его с плеврой, измененияплевры. Подчеркнуть изменения лимфоузлов, на­личие туберкулезного лимфаденита.

ЗАЖИВШИЙ ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ АФФЕКТ В ЛЕГКОМ (ОЧАГ ГОНА).

Описать заживший первичный туберкулезный аффект в легочной ткани под плеврой. Определить, чем представлены процессы заживления в нем. Отметить соотношение его с плеврой, наличие капсулы.

ТУБЕРКУЛЕЗ ЛИМФОУЗЛОВ.

Описать лимфоузлы перибронхиальные, бифуркационные и паратрахеальные. Отметить увеличение лимфоузлов, их плотную консистенцию, спаянность ме­жду собой, желтовато-серый цвет на разрезе

МИЛИАРНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ.

Описать изменения легких. Обратить внимание на величину, характер распро­странения и количество туберкулезных бугорков, степень воздушности легоч­ной ткани.

ХРОНИЧЕСКИЙ КАВЕРНОЗНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ПОЧКИ.

Описать патологические полости, определить локализацию их, состояние ок­ружающей почечной ткани и лоханки, наличие очагов казеозного некроза.

СОЛИТАРНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ МОЗГА.

Описать очаг казеозного некроза в ткани мозга, состояние окружающего веще­ства мозга, наличие капсулы.

ЛОБАРНАЯ И ЛОБУЛЯРНАЯ КАЗЕОЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ.

Описать величину участков казеозной пневмонии. Отметить их цвет, консистенцию. Указать наличие полостей, их локализацию, вид и характер краев, обратить внимание на отсутствие капсулы вокруг очагов некроза.

ФИБРОЗНО-КАВЕРНОЗНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ.

Описать полости в легком, их форму, расположение, состояние стенок и легочной ткани за пределами каверны. Указать вид содержимого полостей, сообщается ли она с бронхом.

МОЗГОВИДНОЕ НАБУХАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОЛЛИКУЛОВ ПРИ БРЮШНОМ ТИФЕ.

Диагностировать на макропрепарате тонкой кишки первую стадию местных изменений при брюшном тифе. Пейеровы бляшки и солитарные фолликулы увеличены в размерах, выступают над поверхностью слизистой оболочки киш­ки. Отметить размеры фолликулов, вид их на поверхности.

БРЮШНОЙ ТИФ - СТАДИЯ НЕКРОЗА И ОБРАЗОВАНИЯ ЯЗВ.

Описать макропрепарат, указав на изменение цвета в поверхностных слоях групповых фолликулов, имбибирование некротических масс желчью. Обра­зующиеся язвы располагаются по длиннику кишки. Обратить внимание на вид и размеры язв, их локализацию, четкость границ.

ДИФТЕРИТИЧЕСКИЙ КОЛИТ ПРИ ДИЗЕНТЕРИИ.

Изучить и описать макропрепарат. Обратить внимание на толщину стенки, на наличие плотных серо-зеленых пленок на поверхности слизистой оболочки кишки. Отметить прочность связи пленок с подлежащими тканями, Описать характер язвенных дефектов

ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ.

Изучить макропрепарат, отметить набухание слизистой оболочки, полнокровие, цвет. Описать неравномерное распределение язвенных дефектов, форму и ве­личину их, отметить четкость границ. Указать возможные осложнения.

Микропрепараты:

№ 109. МИОКАРДИТ ПРИ ДИФТЕРИИ.

В миокарде выявляются дистрофические изменения мышечных волокон в виде потери поперечной исчерченности, фрагментации мышечных волокон, глыбчатого распада саркоплазмы. Ядра кардиомиоцитов пикнотичны, контуры их стерты. В интерстициальной ткани миокарда диффузная лимфогистиоцитарная инфильтрация. Препарат изучить при большом увеличении и зарисовать в.альбоме.

№ 108. НЕКРОТИЧЕСКАЯ АНГИНА.

Найдите при малом увеличении участок некроза миндалины, местами распространяющийся в подлежащие отделы. На границе со здоровой тканью имеется воспалительный инфильтрат, состоящий из лейкоцитов и лимфоидных клеток. Обратите внимание на иммуноморфологические изменения - гиперплазию кле­ток реактивных центров фолликулов. Обозначить: 1 - участок некроза минда­лины, 2 - демаркационное воспаление.

№ 107. ФИБРИНОЗНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ ТРАХЕИ.

На слизистой оболочке видна пленка, состоящая из нитей фибрина и лейкоци­тов. Подслизистая отечная с полнокровными сосудами и лейкоцитарными ин­фильтратами. Обозначить: 1 - фибринозные наложения на слизистой, 2 - отек, полнокровие и лейкоцитарная инфильтрация в подслизистой.

№ 106. ГНОЙНЫЙ МЕНИНГИТ.

Зарисуйте при малом увеличении утолщенные мозговые оболочки, инфильтри­рованные гнойным экссудатом, участки ткани мозга. Кровеносные сосуды рас­ширены, полнокровные. Обозначить: 1 - ткань мозга, 2 - гнойный экссудат в мягкой мозговой оболочке, 3 - полнокровные сосуды.

№ 97. БРЮШНОЙ ТИФ, СТАДИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯЗВ.

Зарисовать язву, дно которой представлено некротическими массами. В краях язвы находятся лимфоидные и ретикулярные клетки. Обозначить: 1 - язва, 2 - некротические массы в дне язвы.

№ 99. ФИБРИНОЗНО-ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ ПРИ ДИЗЕНТЕРИИ. Найдите и зарисуйте при малом увеличении пропитанные фибрином, оттор­гающиеся некротические массы слизистой. Подслизистая оболочка резко утолщена, отечна, сосуды расширены, встречаются лейкоцитарные инфильтраты. Сделать обозначения.

№ 103. ГНОЙНЫЙ МЕТРИТ С ТРОМБОФЛЕБИТОМ.

Зарисуйте при малом увеличении миометрий с некрозом мышечных волокон, отек стромы и обильную лейкоцитарную инфильтрацию. В просвете вены виден тромб в состоянии гнойного расплавления. Стенка вены диффузно инфильтрирована лейкоцитами. Обозначить: 1) вена с тромбом, 2) некроз миометрия, 3) гнойное воспаление.

№ 104 (08-2) ЭМБОЛИЧЕСКИЙ ГНОЙНЫЙ НЕФРИТ.

Зарисовать при малом увеличении очаги гнойной инфильтрации с расплавлением почечной ткани, полнокровные сосуды, лейкоцитарные эмболы. Обозначить: 1) гнойники в корковом и мозговом веществе, 2) вакуольная дистрофия в эпителии канальцев.

№ 83. ПЕРВИЧНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ АФФЕКТ.

При малом увеличении микроскопа найти субплеврально расположенный очаг казеозного некроза. При большом увеличении рассмотреть окружающую его специфическую грануляционную ткань, состоящую из эпителиоидных, лимфоидных клеток, фибробластов. Препарат описать в альбоме.

№ 84. ОЧАГ ГОНА.

При малом увеличении микроскопа найти очаг казеозного некроза, окружен­ный соединительнотканной капсулой. Отметить отложения извести в некроти­ческие массы, а также наличие глыбок угля черного цвета в соединительнот­канной капсуле. Препарат зарисовать в альбоме. Обозначить очаг казеозного некроза, соединительнотканную капсулу, отложения извести, отложения угля.

№81. ТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ МЕНИНГИТ.

При малом увеличении найти на препарате оболочки мозга, пропитанные се-розно-фибринозным экссудатом с большим количеством лимфоцитов. Экссудат во многих участках подвергся казеозному некрозу (стертость, рисунка, карио-рексис). Препарат описать в альбоме.

№ 87. ЛОБУЛЯРНАЯ КАЗЕОЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ.

При малом увеличении микроскопа найти участки ткани легких, подвергшихся казеозному некрозу. В некротической массе обнаруживаются остатки альвео­лярных перегородок. В остальных местах препарата строение легочной ткани сохранено. Альвеолярные перегородки расширены, инфильтрированы лимфо­цитами. Просветы альвеол заполнены серозной жидкостью, фибрином, лимфо­цитами и служенным альвеолярным эпителием. Во многих альвеолах экссудат подвергся казеозному некрозу. Препарат зарисовать в альбоме. Обозначить участок казеозного некроза, альвеолы, заполненные экссудатом, инфильтрацию альвеолярных перегородок лимфоцитами.

№ 86. ФИБРОЗНО-ОЧАГОВЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКОГО.

Среди легочной ткани найти очаги казеозного некроза, окруженные грануляци­онной тканью, состоящей из эпителиоидных и гигантских клеток. Можно встретить старые очаги, почти полностью подвергшиеся фиброзному превра­щению. Препарат зарисовать в альбоме. Обозначить очаги казеозного некроза, грануляционную ткань.

№ 06-2. ТУБЕРКУЛЕЗ СЕЛЕЗЕНКИ.

При малом увеличении микроскопа найти крупные очаги казеозного некроза, окруженные валом эпителиоидных клеток с примесью гигантских многоядерных клеток. Препарат зарисовать в альбом, сделать соответствующие описанию обозначения.

Электронограммы:

ГИГАНТСКАЯ КЛЕТКА ПИРОГОВА-ЛАНГХАНСА.

ЛИМФОИДНАЯ КЛЕТКА.

ЭПИТЕЛИОИДНАЯ КЛЕТКА.

ДИЗЕНТЕРИЯ. ШИГЕЛЛА В ЭПИТЕЛИАЛЬНОЙ КЛЕТКЕ КИШКИ.

ХОЛЕРА. ЭНТЕРИТ.

САЛЬМОНЕЛЛЕЗ. ДИЗЕНТЕРИЯ.

ХОЛЕРА. СЛИЗИСТАЯ ОБОЛОЧКА. АЛГИДНЫЙ ПЕРИОД.

Электронограммы изучить и описать в альбоме.

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 12

Наши рекомендации