Второстепенность материального
Русское сознание относится к материальному как к не главному в жизни. Положительно оценивается неприхотливость, русский человек, в общем, не стесняется жить и работать в скромных условиях, любит неформальную одежду, простую обстановку.
Существует мнение, что «богатство вредит лидеру» (К.Касьянова. Еще раз к вопросу о Магомете и горе). Лидер должен быть бедным, у него не должно быть роскоши, он должен показать, что живет в соответствии с национальными ценностями. Пожилые люди, жившие еще во времена Сталина, могут с удовольствием рассказывать, что у Сталина после его смерти нашли из личной собственности только один тулуп и сапоги, что свидетельствует, якобы, о его большой личной скромности.
Любопытно, что русское сознание восхищается скромностью, бессребренностью знаменитых людей, аскетов, считает их святыми, носителями истины, но не считает обязательным подражание им.
Считается, что богатые не должны кичиться своим богатством, должны бескорыстно помогать обществу, более бедным.
Человек не должен демонстрировать высокие доходы, хвастаться деньгами считается позорно.
Человек не должен стремиться заработать много денег - об этом стыдно мечтать и тем более говорить. Нельзя декларировать стремление к прибыли - надо говорить, что деньги нужны на благотворительность, на строительство церкви, больницы, так делали русские купцы и предприниматели конца XIX- начала XX века. Это давало купцу отдушину, возможность жить в согласии с национальными традициями, показывало, что он старается не только для обогащения.
Самоубийство на вершине карьеры С. Морозова свидетельствовало для многих, что фабрикант понял, что живет в противоречии с национальными ценностями и принципами.
Рядовой русский человек тоже часто извиняется, если достигает какого-либо успеха: я не для себя стараюсь.
Отношение русского сознания к деньгам - как к второстепенному в жизни: Не имей сто рублей, а имей сто друзей; Бедность не порок; Не в деньгах счастье. Русский человек легко тратит деньги и мнет купюры.
Немка, побывав в Москве, сказала: «я научилась по-русски тратить деньги - пошла и купила».
Деньги русские называют презренным металлом, стесняются ставить «денежные вопросы» - сколько зарплата, почему не доплатили. О будущей зарплате русские люди при приеме на работу спрашивают в последнюю очередь. «Русские склонны продавать свою продукцию. Но не себя» (мнение американцев).
Русский человек не боится давать деньги в долг, брать в долг, может попросить в долг у незнакомых, не берет проценты, давая деньги в долг. По традиции русских платит кто-то один за всех в транспорте, в ресторане, в кино.
Второстепенность материального в русском сознании обусловливает и своеобразие отношения русского сознания к работе.
В русском сознании действует принцип «работа не главное», что отражает нелюбовь к напряженному систематическому труду, восприятие работы как не основного источника благосостояния, материального благополучия. Работа рассматривается как важная часть жизни, но не главная ее цель, не главное и не единственное средство обеспечения благосостояния, благополучия: Работа не волк, в лес не убежит; Работа дураков любит; От работы кони дохнут; Пусть лошади работают.
Работой в России наказывают детей, солдат. В русских сказках никто не работает, герои живут счастливо за счет наследства в пол-царства, клада, скатерти-самобранки.
Для повседневного русского мышления характерны такие стереотипы: Будет день — будет пища; Авось прокормимся; Люди помогут; Добрые люди не дадут пропасть.
Развитое попрошайничество, нищенство, воровство, стремление раскулачить и перераспределить доходы богатых - вот источники дохода помимо работы.
М. Жванецкий: как в 1905 г. прозвучал клич "Бросай работу", так заставить работать наш народ не удается. Ничто стимулом для работы не является.
Для работы русскому человеку часто нужен повод: крайняя необходимость (пока гром не грянет, мужик не перекрестится), азарт соревнования, деятельность за компанию. Для русского человека привычна штурмовая азартная совместная работа, потом - длительный и разгульный отдых.
Труд рассматривается как тяжелая обязанность, как наказание, которого не грех избежать: Ел бы, пил бы да гулял бы, не работал б никады.
Допустима небрежность в деятельности, в работе, можно начать и бросить работу, полностью не реализовав замысел; можно упрощать задачу по ходу дела, чтобы не напрягаться, делать с недоделками, прощать недоделки себе и другим, доделывать за тех, кто не доделал работу, например, за детей.
Допустима неряшливость в труде, не принято ходить в чистой униформе, можно оставить за собой мусор на месте работы, принято пить чай и беседовать на работе на посторонние темы, состоять в личных отношениях с сослуживцами, обсуждать на работе домашние дела; допустимо давать рабочий телефон для личных нужд.
В русском сознании есть понятие о женском и позорном труде (пол мыть, стирать, улицу мести).
Г.Гачев отмечал, что русский человек не любит работать весь день, он любит перекуры, долго обедать на рабочем месте, праздновать в коллективе в рабочее время. Русский человек любит праздники, в которые «грех работать», - в России в общей сложности такие праздники в прошлом занимали до 140 дней в году (Русский народ, с. 17).