Мониторинг психологического развития учащегося

Ф.И.О.……………………………………………………………………………………………………………………………………… …………… класса …………………… школы

«………» ………………………………… года рождения, год поступления в школу ……………… домашний адрес ……………………………… Образовательная программа, форма обучения ……………………………………………………………………………………………………………………………

Диагноз ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Общее заключение районной ПМПК, дата ее проведения ………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Основные жалобы со стороны родителей и педагогов, особенности проявляемых трудностей ………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Динамика развития внимания

Дата обследования Скорость обработки информации Точность обработки информ. (концентрация внимания) Устойчивость внимания Скорость включения в деятельность Тип ММД
показатель зона показатель зона
                 
                 
                 
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 
                 

Динамика развития памяти

Дата обследования Объем непосредственного запоминания («10 слов») Эффективность запоминания Объем отсроченной памяти Объем опосредованного запоминания (пиктогр.)
           
           
           
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 
                 

Динамика интеллектуального развития (с указанием даты обследования около каждого графика).

шкальн оценки осведомленн понят ливость арифме тическ сход ство словар ный повтор цифр   недост детали послед картинки кубики Кооса складыв фигур шиф ровка лаби ринты шкальн оценки
 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
N 8                          
                          7 N
                          6 УО
УО 5                          
                         
                         
                         
                         
                         
Дата обследования Общий интеллектуальный показатель (ОИП) Вербальный интеллектуальный показатель (ВИП) Невербальный интеллектуальный показатель (НИП) Понимание переносного смысла пословиц и метафор Обучае-мость
IQ зона IQ зона IQ зона осмысленное истолкование сравнение пословиц
                     
                     
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 

Динамика развития восприятия

Дата обследования Узнавание геометрических фигур Ориентация в пространстве Ориентация во времени Узнавание изображений (зашумлен.,перевер., т.п.)  
 
             
             
             
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 
                 

Динамика в эмоционально-личностной сфере

Дата обследова-ния Эмоциональная установка по отношению к Эмоционально привлекательные люди Враждебное отношение к Эмоциональный фон Энерге-тика Внутри личност кон-фликты Понимание эмоциональных состояний людей  
 
дому школе СО ВК  
                   
                   
                   
Дата обследова-ния   Эмоцио-нальная эмпатия Само-оценка Склонность к враждебности, агрессивности, мстительности; профиль реагирования Тревожность Ригид-ность  
 
личностная школьная  
                 
                 
                 
Дата обследова-ния Акцентуация характера Склонность к Наличие психопатии Другие особенности Преобладающий тип поведения  
 
суициду психо-активным веществам ранней половой жизни депрес-сиям  
                         
                         
                         
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 
                 

Динамика в межличностных отношениях

Дата обследования Потребность в общении, ее удовлетворенность Социально-психологический статус Референтная группа  
 
           
           
           
№п/п Тип нарушения Старт. показатель Дата начала КРР Содержание коррекционно-развивающей работы. Название программы (с указанием источника) Дата оконч. КРР Итоговпоказатель Результат КРРаботы (динамика)
                 
                 
                 

Общие выводы и заключение: ………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дата: Подпись психолога:

Общие выводы и заключение: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дата: Подпись психолога:

Общие выводы и заключение: ………………………………………………………………………………………………... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дата: Подпись психолога:

Словарь терминов

Анализ - познавательный процесс, состоящий в разделении объекта на
составные части, выявлении его внутреннего строения, состава, определении
свойств его отдельных частей, отношений между частями и т.д. А. включен во все
акты практического и познавательного взаимодействия человека со средой.

Внимание - направленность психической деятельности на избирательное
восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий. Способность концентрировать и удерживать В. требует волевых усилий и является предпосылкой успешной целенаправленной деятельности. Объем В. определяется количеством разнородных объектов или явлений, которые могут быть охвачены В. в один и тот же отрезок времени. При утомлении, а также при органической неполноценности ЦНС объем В. сужается, страдает также возможность концентрировать его.

Дебильность - умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может
обучаться по специальным коррекционным образовательным программам во
вспомогательной школе, овладевать несложными рабочими профессиями.

Деменция - стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, обеднением эмоций. О Д. говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2-3 лет. В детском возрасте Д. может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Д. носит прогредиентный характер, т.е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

Задержка психического развития - выражается в малой целенаправленности
умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности
внимания. В отличие от умственно отсталых детей, дети с ЗПР значительно
успешнее используют помощь в решении учебных задач.

Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям, страдающим И., недоступно осмысление окружающего мира, речь развивается крайне медленно или не развивается вообще. Для таких детей характерно нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. Часто тяжесть нарушений такова, что дети ведут лежачий образ жизни. У детей, страдающих И., крайне трудно формируются элементарные навыки самообслуживания.

Иллюзии - искаженное восприятие реальных предметов и явлений.

Имбицильность - умственная отсталость в такой степени, когда ребенок может овладевать речью и усваивать несложные навыки самообслуживания и
обслуживающего труда. У детей с И. наблюдаются глубокие дефекты восприятия,
памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-
волевой сферы. Определенная часть детей с И. может овладеть простейшими
навыками чтения, письма, счета. После специального обучения они могут работать в специально организованных мастерских.

Личность - целостная психологическая структура, к свойствам которой относятся характер, темперамент, способности, мотивы человека. Человек, достигший полного развития Л., приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их. У такого человека вырабатываются собственные взгляды и отношения, моральные требования и оценки, которые делают его относительно устойчивым и независимым от воздействий среды.

Мышление - познавательная деятельность человека. Развитие М. ребенка
происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения
общественного опыта. В развитии М. Определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.

Мотив - то, что побуждает и направляет деятельность человека.

Олигофрения - особая форма психического недоразвития, возникающая
вследствие разных причин: патологической наследственности, хромосомных
искажений, органического поражения центральной нервной системы во
внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития (до 2-3-летнего
возраста). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный
(непрогрессирующий) характер.

Ориентировочная деятельность - активное обследование окружающих
предметов и ситуаций в целях получения информации, необходимой для освоения нового и планирования своего поведения.

Память - обеспечивает накопление, сохранение и воспроизведение
впечатлений об окружающем; является основой приобретения знаний, умений и их дальнейшего использования.

Познавательная активность - целенаправленный поиск информации
совершенствование навыков добывания и использования знаний. П.а. предполагает самостоятельность в постановке цели, настойчивость в решении задач, высокую степень заинтересованности, устойчивость внимания. Хотя уровень П.а. является врожденным свойством, для ее развития необходимо общение ребенка с окружающими людьми.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности,
возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие У. о.
включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. У о., в
зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии. У. о. следует отличать от задержки психического развития, при которой отставание в умственном развитии имеет иную природу.

Примером психического недоразвития (по А.М.Щербаковой) может служить умственная отсталость (олигофрения), при которой недоразвиты все сферы психики: сенсорика, моторика, память, интеллект, эмоции, личность.

Сенсорная сфера обеспечивает возможность чувственного восприятия
окружающей действительности. У умственно отсталых детей оно бедно и
недостаточно.

Моторная сфера охватывает все двигательные проявления. У детей с
психическим недоразвитием они характеризуются бесцельностью, общим
двигательным беспокойством, неловкостью. Мимика и жесты скудны,
маловыразительны.

Память обеспечивает хранение и воспроизведение информации.
Возможность запоминания тесно связана с активностью внимания. Ребенку с
психическим недоразвитием трудно его фиксировать и удерживать, особенно
если нужно сконцентрироваться на нескольких объектах.

Недоразвитие речи проявляется в бедном словаре, причем умственно
отсталый ребенок понимает гораздо больше слов, чем может использовать в
собственных активных высказываниях. Необходимо также учитывать, что такие
дети не вполне точно понимают смысл слов.

Мышление детей с психическим недоразвитием имеет конкретный характер,
что особенно проявляется в серьезных затруднениях при установлении причинно-
следственных отношений, понимании иносказания басни, подтекста рассказа,
решении задач. Задания выполняются такими детьми не творчески, а чисто
механически.

Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний,
однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко отмечается склонность к
вспышкам гнева, агрессивным реакциям.

Общая незрелость личности умственно отсталого ребенка выражается в
низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости,
недоразвитии воли, а также в искаженной самооценке. Эти характеристики
личности умственно отсталого ребенка связаны с затрудненным усвоением
социального опыта, выпадением из коллектива здоровых сверстников.

Список литературы

1. Астапов В.М., Гасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития (уч.пособие для слушателей спецфакультетов). – М., 1993
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
3. Боловина Т. Развитие прогностических способностей. Программа для детей с ЗПР. ШП N 32/ 1999.
4. Венар Чарльз, Кериг Патрисия. Психопатология развития детей и подростков (под научной ред. А.Алексеева). – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части I, II. - М.: Генезис, 2001.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.
7. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1995.
8. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003.
9. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.: Фолиум, 1999.
10. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Методические рекомендации. – М., 1993
11. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию. Ответственный редактор А.Ф.Кудряшов. Петрозаводск : Изд-во “ПЕТРОКОМ”, 1992.
12. Максимова Н.Ю., Мисютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
13. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - Спб.: Речь, 2003.
14. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.
15. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
16. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе :Пособие для учителя /Н.А.Цыпина, И.Н.Волкова, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной – 2-е изд., доп. – М.:Просвещение, 1992
17. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей /Под ред. В.И.Лубовского. – Смоленск, 1994  
18. Пакет рабочих материалов по обследованию ребенка на ПМПК. - Советский, 2001.
19. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 кл.
20. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана - Спб.: “прайм-ЕВРОЗНАК”, 2003.
21. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей редакцией М.М.Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.
22. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе /для администрации школ, педагогов и школьных психологов/ Кн.1 – М.:НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997
23. Рекомендательное письмо ДОНФКиС от 15.04.2004 “Об организации работы ПМПконсилиума образовательного учреждения”. Алгоритм сопровождения ребенка с проблемами в развитии в учебно-воспитательном процессе.
24. Семаго Н., Семаго М. Пространственные представления ребенка. ШП N 35/2000.
25. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд.,испр. и доп. - М: АРКТИ, 2001.
26. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов “Лилия”. - М.: НПЦ “КОРРЕКЦИЯ”, 1994.
27. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно-развивающего обучения. - М: Изд-во ГНОМ и Д, 2003.
28. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
29. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
30. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. - Спб.,1999.

Оглавление

Введение. 2

Сводная таблица методов психодиагностической и коррекционной работы.. 7

Приложения по психодиагностике. 10

1.1 Анкета для определения характера отставания в учении. 10

1.2 Методика Пьерона-Рузера для исследования внимания и темпа деятельности. 11

1.3 Методика А.Р.Лурия по определению состояния кратковременной памяти. 13

1.4 Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву. 13

1.5 Методики по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор. 15

1.6 Диагностика пространственных представлений. 16

1.7 Дополнительные возможности прогрессивных матриц Дж.Равена. 18

1.8 «Обучающий эксперимент» на материале методики Кооса. 24

1.9 Диагностика интеллектуального развития (модифицированный вариант методики Д. Векслера) 26

1.10 Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста. 36

1.11 Сформированность мыслительных операций (дополнительные методики) 39

1.12 Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) 42

1.13 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. 43

1.14 Методика «Определение эмоций по фотографиям»*. 44

1.15 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева) 45

1.16 Методика «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко) 46

1.7 Методика определения уровня личностной тревожности (Ч. Спилбергер) 47

1.18 Тест Ф.Филлипса (1-3 класс) 48

1.9 Методика «Диагностика ригидности» (Г.Айзенк) 50

1.20 Тест для исследования самооценки. 51

1.21 Модифицированный вариант социометрической методики Р.Жиля. 54

1.22 Дополнительные шкалы к методике ПДО.. 56

1.23 Особенности поведения. 57

1.24 Учебная мотивация. 60

1.25 Методика определения типа волевой активности. 66

Приложения по Коррекционно-развивающей работе. 68

2.1 Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР. 68

2.2 Психологическая коррекция памяти у детей с ЗПР. 76

2.3 Психологическая коррекция познавательной сферы.. 82

2.4 Развитие прогностических способностей. 90

2.5 Формирование пространственных представлений (ФПП) 96

2.6 Особенности моторики. 106

2.7 Эмоциональная сфера. 110

2.8 Психологическая коррекция характерологических деформаций у детей. 114

2.9 Уроки общения в начальной школе. 116

2.10 Коррекция поведения и эмоциональной сферы средствами искусства. 127

2.11 Тренинг оптимизации межличностных отношений детей с ЗПР в среде сверстников. 137

2.12 Программа по развитию и коррекции элементарных учебных умений (И.В.Данилов) 142

Психологическое представление. 177

Мониторинг психологического развития учащегося. 179

Словарь терминов. 183

Список литературы.. 186

Оглавление. 188

Наши рекомендации