Распределение часов по темам и виды учебной работы

Форма обучения – очная

№ п/п Наименование темы часы
Всего Аудит. занятия Самост. работа
лекции семинары
I семестр
Раздел 1. Предмет, история и методология криминалистики (введение в криминалистику)
Тема 1. Предмет, история, система, задачи науки криминалистики и ее роль в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Методология науки криминалистики Учение о механизме преступления. Криминалистическая характеристика преступлений. Криминалистическая идентификация и диагностика
Раздел 2. Технико-криминалистические средства и методы собирания и исследования криминалистически значимой информации (криминалистическая техника)
Общие положения криминалистической техники
Криминалистическая габитоскопия
Средства и методы криминалистической фотографии, видеозаписи и звукозаписи
Криминалистическое следоведение (трасология)
Криминалистическое документоведение
Криминалистическое исследование оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения (криминалистическое оружиеведение)
Криминалистическая регистрация и ее роль в раскрытии и расследовании преступлений
Итого:
II семестр
Раздел 3. Криминалистическая тактика
Тактика осмотра места происшествия Основные понятия, задачи и принципы следственного осмотра. Виды следственного осмотра
Тактика допроса и очной ставки
Тактика обыска и выемки
Предъявление для опознания
Тактика задержания подозреваемого
Тактика контроля и записи переговоров  
Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
Тактика получения образцов для сравнительного исследования, назначения и производства экспертиз
Раздел 4. Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика)
Общие теоретические положения методики расследования отдельных видов преступлений
Итого:
Всего:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1.

Предмет, история и методология криминалистики (введение в криминалистику)

Тема № 1. Предмет, история, система, задачи науки криминалистики и ее роль в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Методология науки криминалистики. Учение о механизме преступления. Криминалистическая характеристика преступлений. Криминалистическая идентификация и диагностика

Изучение курса криминалистики, как и любой другой научной дисциплины, следует начинать с уяснения предмета науки, ее задач и системы.

В настоящее время система курса криминалистики состоит из следующих частей: введения в криминалистику и общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики, методики расследования отдельных видов преступлений.

Характеризуя эту структуру, необходимо обратить внимание на содержание каждого раздела, их взаимную связь, и связь с другими науками - уголовным правом, уголовным процессом, криминологией, теорией ОРД, философией, этикой, психологией, наукой управления, естественными науками, математикой и ее отраслями. Столь разносторонние связи криминалистики с другими областями знания объясняются необходимостью привлекать средства, методы и теоретические положения других наук для целей раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Именно поэтому криминалистика справедливо рассматривается в качестве канала, по которому наука "проникает" в уголовный процесс.

Студент должен знать, что для современного этапа развития криминалистики характерно продолжение разработки ее теоретических основ. Не завершен процесс уточнения предмета науки криминалистики и ее методологических основ, существует различный подход к системе курса и дальнейшего развития ряда частных теорий науки.

Поскольку предмет криминалистики определяется неоднозначно в зависимости от концепции, выработанной тем или иным научным коллективом, студент должен знать существование данных точек зрения, их сущность, положительные и отрицательные стороны и уметь обосновать свое мнение по данному вопросу.

Студент должен показать знание вопроса о закономерностях возникновения доказательств, изучаемых криминалистикой, уметь показать, что эти закономерности непосредственно влияют на возникновение доказательственной криминалистически значимой информации и охарактеризовать разрабатываемые криминалистикой методы ее собирания и исследования. Необходимо знать, что криминалистические средства и методы ориентированы прежде всего на установление связей, характеризующих уголовно-правовой состав преступления и круг обстоятельств, подлежащих доказыванию согласно нормам УПК РФ.

Студент должен обратить внимание на то, что разрабатываемые методы работы с доказательствами опираются на закономерности, изучаемые другими науками. Так, например, средства и методы криминалистической фотографии базируются на закономерностях, изучаемых физикой и химией, а закономерности, лежащие в основе судебной баллистики, изучаются физикой, механикой и другими науками. Закономерности психологии используются в криминалистической тактике, а закономерности теории познания, управления, моделирования, кибернетики, теории систем учитываются в методике расследования отдельных видов преступлений. Таким образом, студент должен составить представление о комплексном характере криминалистики.

Рассматривая вопросы о социальной функции криминалистики, нужно уяснить, что социальная функция криминалистики как юридической науки состоит в разработке надежных средств и методов собирания, исследования, использования и оценки доказательств по уголовному делу.

Студентам необходимо иметь общее представление об истории возникновения и развития криминалистики в России и за рубежом. Изучение истории развития криминалистики следует увязывать с приводимыми в соответствующих главах учебника материалами, характеризующими современное состояние методологии криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений. При работе над этой темой студент должен ознакомиться с системой научных криминалистических (в том числе экспертных) учреждений Российской Федерации, а также с достижениями за рубежом в области криминалистических знаний.

Основой методологии криминалистики является диалектический метод, диалектическая логика как всеобщий метод познания. На базе материалистической диалектики разработана и общая теория криминалистики как система ее основных идей, которая отражает предмет и структуру науки.

При изучении темы "Методология раскрытия и расследования преступлений" важно уяснить, что на основе общей теории криминалистики разрабатываются частные криминалистические теории, являющиеся методологической базой исследования и разработки средств, приемов и методик раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. Студент нередко смешивает основы общей теории криминалистики с диалектическим методом, являющимся ее основой. Такое смешение недопустимо. Диалектический метод позволяет вскрыть философские проблемы криминалистики. Он служит основой всех других методов, применяемых для изучения и овладения предметом данной (конкретной) науки, изучения конкретных объектов познания - отдельных фактов и явлений объективной действительности. Студент должен знать классификацию и общую характеристику используемых в криминалистике методов как общенаучных, так и специальных (собственно криминалистические и заимствованные у других наук); четко представлять возможности применения логических законов и приемов познания (дедукция и индукция, анализ и синтез, аналогия и сравнение, абстракция и обобщение и др.), методов наблюдения, эксперимента, моделирования и др. Особое внимание следует уделить системе частных и специальных методов криминалистики, их содержанию, а также значению в научной и практической деятельности.

Характеризуя средства и методы, разрабатываемые криминалистикой для собирания, исследования, оценки и использования в качестве доказательств по уголовному делу, информации о преступлении, целесообразно акцентировать внимание на следующих положениях:

- криминалистические средства и методы относятся к числу специальных средств и методов, разрабатываются с учетом особенностей предмета познания (преступления), положений Конституции, норм уголовного, уголовно-процессуального, административного права; они ориентированы на всестороннее, объективное и полное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан;

- по своему содержанию методы должны отвечать требованиям достоверности, что обеспечивается научностью, надежностью, безопасностью этих средств и методов и их доступностью для понимания всеми участниками процесса; при разработке специальных средств и методов криминалистика опирается на общенаучные методы познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание, моделирование и т.п.), приспосабливая их к задачам уголовного процесса, а также специальные средства и методы естественных и технических наук, модифицируя их для работы с информацией о преступлении (физические, химические, кибернетические и др.);

- имея в виду характер задач, возникающих в уголовном процессе, различают:

1) технико-криминалистические средства и методы, обеспечивающие поиск, обнаружение, фиксацию, сохранность, исследование и оценку главным образом материальных последствий преступления, а также фиксацию вербальной информации, хода и результатов отдельных следственных действий (осмотр, обыск, эксперимент и др.);

2) тактические условия, приемы и рекомендации, применяемые с учетом специфики следственных действий, их задач и взаимных сочетаний (тактических комбинаций);

3) рекомендации по методике расследования отдельных видов преступлений;

- криминалистические средства и методы постоянно совершенствуются путем разработки их в криминалистических учреждениях МВД, институтах и лабораториях судебной экспертизы МЮ РФ, ФСБ, внедряются средства и методы вычислительной техники и автоматики. Приоритетное развитие получают технические средства и методики экспертных исследований вещественных доказательств (инфракрасная спектроскопия, люминесцентный анализ, радиоактивные изотопы, эмиссионный анализ, хроматография и др.).

Необходимо подчеркнуть, что основным источником формирования криминалистических методов и средств является следственная, экспертная и судебная практика, что в криминалистике могут использоваться лишь такие специальные методы и средства, которые удовлетворяют требованиям научной достоверности, надежности, правомерности и нравственной безупречности.

Важно помнить, что сведения о конкретных специальных методах криминалистики (собственно криминалистических и методах естественных и технических наук, используемых в криминалистике) приводятся и изучаются в последующих разделах криминалистики. В данном разделе содержится лишь их общая характеристика, критерии допустимости использования в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

Необходимо отметить, что специальными криминалистическими методами являются криминалистическая идентификация и диагностика, сущность и значение которых рассматриваются в следующей теме.

Поскольку раскрытие и расследование преступлений носят ситуационный характер, студент должен знать понятие, структуру и виды следственных ситуаций, пути их разрешения и факторы, влияющие на их формирование. Так, раскрывая структуру следственной ситуации, студент должен уметь раскрыть компоненты психологического, информационного, процессуального и тактического, а также компоненты материального и организационно-технического характера.

Рассматривая вопросы данной темы, необходимо обратить внимание на то, что механизм преступления - сложная динамическая система, определяющая содержание преступной деятельности, и как любая система, механизм преступления формируется под воздействием определенных объективных закономерностей.

Студент должен уяснить структуру механизма преступления, т.е. знать его элементы и их взаимосвязь между ними: в частности, рассматривая субъект преступления, необходимо показать его отношение к своим действиям, их последствиям и соучастникам; необходимо раскрыть поведение и действия лиц, оказавшихся случайными участниками события; способ преступления необходимо раскрыть как систему детерминированных действий; предмет посягательства необходимо рассматривать с учетом преступного результата, связей и отношений между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события; обстановка преступления (место, время и пр.) должны быть рассмотрены с учетом обстоятельств, способствующих или препятствующих преступной деятельности, и т.п.

Рассматривая вопрос о криминалистической характеристике преступления, необходимо уяснить понятие, сущность, значение и ее элементы. Студент должен знать, что поскольку криминалистическая характеристика преступления - абстрактное научное понятие, является результатом научного анализа определенного вида преступной деятельности, обобщения его типичных признаков и особенностей, она имеет сугубо поисковое, ориентирующее значение. В то же время криминалистическая характеристика преступления входит в качестве составной части в конкретные частные методики. Студент должен знать, что криминалистическая характеристика преступления содержит:

- характеристику типичной исходной криминалистически значимой информации;

- систему данных о способах совершения и сокрытия данного вида преступлений и типичных последствиях их применения;

- характеристику особенностей обстоятельств, подлежащих выяснению и исследованию по данной категории дел, и типичных версий;

- указания на личность вероятного преступника, вероятные мотивы и цели преступления, личность вероятного потерпевшего и его характеристику;

- описание типичных для данного вида преступлений обстоятельств, способствующих его совершению.

Студент должен уяснить взаимосвязь и различие между криминалистической, уголовно-правовой и криминологической характеристиками преступлений.

Особое внимание студент должен обратить на способ совершения и сокрытия преступлений как один из элементов криминалистической характеристики. Знать их классификацию и основные черты.

Среди теоретических положений криминалистики важное место занимают учения об идентификации и диагностике. Эти учения находят Семинарское применение в следственной, оперативной и экспертной деятельности, а также в криминалистическом учете.

Теория криминалистической идентификации основывается на учении о диалектическом тождестве и индивидуальности предметов материального мира. Поэтому необходимо уяснить диалектическую сущность идентификации как философскую категорию и уметь выделять особенности криминалистической идентификации как процесса и действенного средства установления конкретного объекта. Следует усвоить основные предпосылки, определяющие практическую возможность идентификации: индивидуальность явлений действительности, их взаимообусловленность, относительная устойчивость и отражательная способность объектов и явлений, возможность анализа и учета изменяющихся свойств объектов при установлении тождества.

При изучении темы очень важно уяснить научные основы и виды криминалистической идентификации. Один из видов - установление тождества объекта по мысленному образу, запечатленному в памяти человека, другой - установление тождества объекта по его материальному отображению или проявлению.

Студент должен знать, что идентификация осуществляется по материально фиксированным следам, частям разрушенного предмета (установление целого по его частям), описаниям, фото-, видео-, кинодокументам, мысленному образу. Реализуется она в форме экспертиз, следственных и судебных действий, например, предъявление для опознания (процессуальная форма), и в сфере оперативно-розыскной и административно-правовой деятельности (непроцессуальная форма).

Рассматривая процесс экспертного исследования, нужно уяснить, что он включает несколько стадий: общий осмотр идентифицируемого и идентифицирующего объектов (образцов); выделение и анализ признаков; их сравнительное изучение; экспертный эксперимент; построение выводов и их оформление.

В связи с тем, что тождество объекта устанавливается посредством изучения, сопоставления и сравнительного исследования идентификационных признаков, а сам процесс идентификации сопряжен с установлением устойчивой совокупности индивидуально определенных признаков и времени, в течение которого обеспечивается сохранность этих признаков, их относительная неизменность, благодаря чему возможно отождествление объекта, студент должен уяснить понятия идентификационного поля, идентификационного периода, идентификационного признака; вопросы классификации объектов идентификации; понятия идентифицируемых и идентифицирующих объектов и образцов для сравнения; задачи и методику проведения раздельного и сравнительного исследования; методику количественной и качественной оценки выявленной совокупности идентификационных признаков; возможности применения математических методов и ЭВМ в идентификационных исследованиях, что является основанием для вывода о тождестве.

Студент должен уяснить, что идентификация возможна только при определенных условиях: необходимо наличие идентифицируемого объекта, тождество которого устанавливается, и идентифицирующих объектов, с помощью которых устанавливается тождество; эти объекты должны обладать определенной совокупностью индивидуально определенных, относительно устойчивых, неповторимых и существенных признаков, которые позволяют выделить объект из ряда ему подобных и отождествить. Студент должен разграничивать понятия криминалистической идентификации, установления групповой принадлежности объектов и криминалистической диагностики. Они могут быть составными элементами единого процесса исследования или применяться самостоятельно.

Результаты криминалистической идентификации и диагностики используются для построения и проверки версий, розыска скрывшегося преступника, похищенного имущества, установления потерпевшего, выяснения иных обстоятельств преступления. Студент должен знать, что в зависимости от результатов исследования выводы могут быть категорически достоверными (положительными или отрицательными), например, в случае отождествления человека по следам рук, или вероятными. Причем достоверное положительное или отрицательное заключение эксперта используется в качестве доказательства по делу, а вероятное - имеет только ориентирующее оперативно-розыскное значение.

РАЗДЕЛ 2.

Наши рекомендации