Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Психология человека» бакалавр образования должен
иметь представление: об основных теоретических направлениях и подходах психологической науки, современных проблемах психологии и принципах их решения.
знать: фундаментальные понятия психологии, закономерности функционирования сознания и деятельности человека, структуру сенсорно-перцептивной, когнитивной и эмоционально-волевой сферы психики; соотношение характеристик человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
уметь: пользоваться основными методами психологического исследования – наблюдением и экспериментальным изучением психологических особенностей человека, использовать психодиагностический инструментарий с учетом имеющихся психолого-педагогических задач, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Уметь осуществлять психолого-педагогическое прогнозирование и проектирование, накапливать профессиональный опыт.
приобрести: навыки решения психолого-педагогических задач, конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций.
владеть, иметь опыт: использования организационных, психодиагностических и интерпретационных методов психологического изучения ребенка, развития интеллектуально-творческого, коммуникационного и мотивационно-профессионального потенциала личности учащихся и самого себя.
1. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОСВОЕНИИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации, которое мы и представляем. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· Первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
‑ уровень освоения учебного материала;
‑ умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
‑ полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
‑ обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
‑ оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.
2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТРУДОЕМКОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Распределение часов по темам для самостоятельной работы
№ п/п | Раздел дисциплины | Неделя семестра | Всего часов (ауд. и внеаудиторная работа) | Самостоятельная работа | |
Обязательная | Дополнительная | ||||
1. | Психология как наука | 1-2 | |||
2. | Предмет, задачи, методология и структура современной психологии | 3-5 | |||
3. | Ощущение | ||||
4. | Восприятие | ||||
5. | Память | 8-10 | |||
6. | Мышление | 10-12 | |||
7. | Внимание | 13-14 | |||
8. | Воображение | 14-15 | |||
9. | Эмоции и чувства | 15-16 | |||
10. | Воля | 16-17 | |||
11. | Деятельность и ее структура | 25-26 | |||
12. | Речевая деятельность | 12-13 | |||
13. | Темперамент как характеристика индивида | 17-18 | |||
14. | Личность | 19-20 | |||
15. | Самосознание личности | 20-21 | |||
16. | Направленность личности | 21-23 | |||
17. | Характер | 23-24 | |||
18. | Способности | 24-25 | |||
Всего: |
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы(ак. час.) | Общая трудоемкость (ак.час.) | |||||||
Проработка учеб.материала в соответствии с планом семинара | Написание реферата, эссе, доклада, презентации | Выполнение заданий по самопроверке | Составление аналитических таблиц | Заполнение глоссария | Конспектирование, аннотирование | |||||
11 | Введение в научную психологию | |||||||||
1. Психология как наука | ||||||||||
2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии | ||||||||||
Познавательные психические процессы | ||||||||||
3. Ощущение | ||||||||||
4. Восприятие | ||||||||||
5. Память | ||||||||||
6. Мышление | ||||||||||
7. Внимание | ||||||||||
8. Воображение | ||||||||||
Регулирующие психические процессы | ||||||||||
9. Эмоции и чувства | ||||||||||
10. Воля | ||||||||||
Психология личности и индивидуальности | ||||||||||
13.Темперамент | ||||||||||
14. Личность | ||||||||||
15. Самосознание личности | ||||||||||
16. Направленность личности | ||||||||||
17. Характер | ||||||||||
18.Способности | ||||||||||
Человек как субъект деятельности | ||||||||||
11. Деятельность и ее структура | ||||||||||
12. Речевая деятельность | ||||||||||
3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Введение в научную психологию