Модель мотивации через потребности
|
|
|
|
Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности.
Считается, что мотивация является результатом постоянного взаимодействия сложного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей, находящихся под воздействием социальных факторов и параметров среды обитания. Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований и исходят из состава и структуры потребностей человека. Каждому человеку как уникальной личности присуща вполне определенная мотивационная структура, которая включает потребности как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию по удовлетворению их, а также то, что человек считает для себя необходимым в виде вознаграждения (внутреннего и внешнего). Внешние вознаграждения связаны с материальными стимулами к работе, обеспечивающими первичные потребности. Внутренние вознаграждения связаны с вторичными потребностями и обеспечивают психологический комфорт личности.
Напомним, что существует множество подходов к классификации концепций мотивации. Наиболее общепринятым является разделение указанных концепций на две большие группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные концепции прежде всего глубоко анализируют структуру потребностей, их сущность, определяют, как потребности влияют на мотивацию человека к деятельности. К основным содержательным концепциям относятся:
∙ теория иерархии потребностей А.Маслоу;
∙ теория потребностей ERG К.Альдерфера;
∙ двухфакторная теория Ф.Герцберга;
∙ теория потребностей высших уровней Д.МакКлелланда;
∙ теория «Х» и «У» Дугласа МакГрегора;
∙ теория «Z» У.Оучи и другие.
Процессуальные теории мотивации, не пренебрегая важностью анализа потребностей, пристальное внимание уделяют процессу стимулирования сотрудников, а также их отношению к конкретным производственным ситуациям и их ожиданиям. К основным процессуальным теориям относятся:
∙ теория справедливости С.Адамса:
∙ теория контроля в мотивации;
∙ теория ожидания В.Врума;
∙ комплексная теория мотивации Л.Портера и Е.Лоулера;
∙ теория результативной валентности Дж.Аткинсона и другие.
Все перечисленные выше теории достаточно глубоко анализируются в учебных пособиях по менеджменту, поэтому мы уделяем внимание лишь тем из них, которые наиболее значимы с точки зрения психологии делового общения.
Три допущения А.Маслоу