На этой стадии ощущается высокая степень зависимости от руководителя, который должен четко определить цель и направление работы
Хотя на этой стадии и происходит некоторое привыкании к ситуации и фигуре руководителя, поведение членов команды обычно бывает осторожным и вежливым.
Моральный дух обычно умеренно высок, а производительность низка.
Главная проблема на стадии ориентации состоит в том, чтобы верно направить команду: разработать четкий устав группы, познакомить друг с другом ее членов и создать атмосферу доверия.
Разочарование
Трудности выполнения задачи и совместной работы ведут к растерянности и разочарованию, также растет неудовлетворенность зависимостью от руководящей фигуры.
Развиваются негативные реакции друг на друга и формируются подгруппы, которые могут поляризовать команду.
Распад связей и неспособность решить проблемы приводят к понижению взаимного доверия.
Интеграция
Умеренно высокая производительность и переменный или улучшающийся моральный дух характеризуют команду на стадии интеграции.
По мере того как проблемы, с которыми столкнулась команда на стадии разочарования, распознаются и решаются, моральный дух начинает повышаться.
Команда развивает подходы и методы, облегчающие ее членам совместную работу.
Улучшается качество выполнения задач и техническое мастерство, что способствует положительному настрою.
Невозможно стать высокоэффективной командой, если функции руководства и контроля не будут распределены между членами команды.
Функционирование
На этой стадии, как производительность, так и моральный дух высоки и усиливают друг друга.
Возникает чувство гордости и волнения от осознания принадлежности к высокоэффективной команде.
Общая цель, роли и задачи ясны.
Стандарты высоки, и есть заинтересованность не только в соблюдении стандартов, но и в непрерывном совершенствовании.
Стили лидерства в команде
Стили лидерства в команде
Четыре стиля лидерства: директивный, обучающий, поддерживающий и делегирующий – различаются по количеству предоставляемых указаний, объему поддержки и размеру ответственности, которую готовы принять на себя члены команды.
Директивное поведение
К видам поведения, предоставляющим команде направление действий, относятся организация, обучение, фокусирование и структурирование.
Чему вам нужно научиться, чтобы стать хорошим членом команды? На чем команда сосредоточивает свои усилия? Какова ее структура? Кто кому подотчетен? Кто что делает? Когда? И как?
Поддерживающее поведение
К видам поведения, предоставляющим команде поддержку, относятся похвала (одобрение), участие, выслушивание и поощрение.
Согласование стиля лидерства со стадией развития команды
Три ключа к эффективному лидерству в команде – это диагноз, или способность оценить потребности команды и стадию развития; гибкость, или способность руководителя использовать несколько видов поведения; и согласование, или способность использовать такой тип поведения, который соответствует потребностям команды на соответствующем уровне ее развития.
На стадии 1, стадии ориентации, наиболее благоприятен директивныйстиль руководства.
На стадии 2, стадии разочарования, благоприятен обучающий стиль.
На стадии 3, стадии интеграции, благоприятным является поддерживающий стиль руководства.
На стадии 4, стадии функционирования, наиболее подходящим является делегирующий стиль руководства.
На стадии 5, стадии завершения, наиболее подходящим является поддерживающийстиль лидерства.
Лидерство служение
Рассматриваемые вопросы
1. Основные функции высших руководителей.
2. Работа руководителей среднего и низовых звеньев.
3. Персональный менеджмент.
4. Роли современного менеджера.
5. Что такое лидерство-служение?
6. Стратегическое и оперативное лидерство.
7. Быть лидером-слугой – это внутреннее качество.
8. Лидеры по принуждению и по призванию.
9. Зависимость от эго.
10. Противоядие от эго.
11. Содержание лидерства-служения.
12. Элементы точки зрения на лидерство.