Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе

Методические рекомендации по написанию эссе по философии

(с перечнем тем)

Зарождение и развитие жанра эссе

Написание эссепредставляет собой один из важнейших элементов учебного процесса, форму учебной и одновременно творческой работы студента. Цель эссе состоит в развитии у студента таких навыков, каксамостоятельноетворческое мышление, последовательное и логичное изложение собственныхмыслей, обоснование своей точки зрения. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать свои идеи соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Термин "эссе" пришел в русский язык из французского: слово «еssаi» можно перевести как «опыт», «набросок».Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Будучи разновидностью творческой работы, эссе предстает в форме аргументированного рассуждения и отражает субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме.

Создателем жанра эссе считается французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень, издавший в 1580 г. труд под названием "Опыты" (по-французски «Les Essais»), в котором изложил свое видение различных проблем, опираясь на личный жизненный опыт. Не случайно в предисловии «К читателю» Монтень написал: «…содержание моей книги – я сам…».

По сравнению со сложными философскими трактатами, обращенными, главным образом, к выпускникам философских факультетов, эссе Мишеля Монтеня были адресованы любому образованному читателю, склонному к размышлениям о жизни человека вообще и своей собственной – в частности. Эссе позволяли читателю сравнить свой собственный жизненный опыт с наблюдениями автора, соглашаться с его выводами или категорически отвергать их, приходя к определенному заключению о том, как должно жить и действовать. Жизненная мудрость, выраженная в афористичных формулировках, сделали эссе одним из самых популярных и жанров философского творчества.

В дальнейшем многие известные философы творили в жанре эссе. Во Франции – Паскаль, Дидро, Вольтер и др. В Англии Ф. Бэкон своим сочинениям впервые в английской литературе дал название «essays». В ХХ веке к жанру эссе обращались многие мыслители, в частности, философ-экзистенциалист Альбер Камю, автор таких известных эссе как «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» и «Бунтующий человек».

Специфика эссе

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

В отличие от реферата, эссе – это:

- сочинение небольшого объема (от 2-х – до 7 стр. машинописного текста),

- написанное на конкретную тему (труд, посвященный анализу широкого круга проблем, не может быть выполнен в жанре эссе);

- свободной композиции (в студенческом эссе не требуется такого раздела, как «оглавление» с четким перечислением глав и параграфов в силу небольшого объема работы);

- выражающее индивидуальные впечатления и соображения студента по конкретному вопросу;

- эссе не претендует на исчерпывающее раскрытие темы и представляет всего лишь попытку студента передать свои собственные взгляды на проблему и соображения с нею связанные.

Основные типы эссе по дисциплине «Основы философии».

Эссе по философии можно писать:

1) как размышление на определенную тему или по поводу высказывания (афоризма) какого-либо философа;

2) как рецензию на прочитанную философскую книгу (или фрагмент текста произведения – главу, параграф и пр.). Каждый из этих видов эссе имеет свою специфику, как в процессе подготовки, так и непосредственно в написании.

В нашем случае мы прибегаем к первой разновидности эссе – эссе как размышление, написание которого подразумевает свободное размышление над каким-либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?»; позволяет студенту максимально проявить свои творческие способности.

Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемыобязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

Студентам можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

Наши рекомендации