Цель работы: Овладеть навыками рисования натюрморта с четко выраженным пространством, сближенным по цвету.

Основные понятия: Графический язык. Ассоциации.

Задача: Осуществить накопление информации по источнику для работы с эскизами. Обязательное условие применения этических и эстетических категорий прекрасного.

Понятие техника «Гризайль». От англ. – «серое с белым». Это световая моделировка изображаемых предметов, выполняемая белой, черной и их производной серой краской. При написании картины в технике двухцветной гризайли следует помнить: нежелательно допускать в композиции картины одинаковые по тону предметы, ибо эти ведет к однообразию и монотонности в картине. Если одинаковые по тону, предметы все же имеются в композиции, их необходимо «растянуть», сделать все разными по тону за счет воздушной перспективы. Необходимо тоном и яркостью выявлять планы картины (передний план – здесь освещенные и теневые поверхности более ярко выражены и находятся в более контрастном сочетании, средний план – на этом плане картины освещенные пи теневые поверхности уже не имеют яркости, они сближены и менее контрастны, дальний план – здесь все тоновые оттенки сближены и в целом имеют более светлый оттенок), таким образом, передавая воздушную перспективу. В картине существуют два главных тоновых пятна: одно – самое темное (возможно, глубокая тень) и второе – самое светлое (возможно, это самый ярко освещенный светлый предмет). Два главных тоновых пятна располагаются на первом плане картины. Определить тон натурального цвета каждого из предметов натюрморта. Сравнить тон предметов, между собой – какой, из них будет наиболее темный и наиболее светлый – и точно передавать в картине.

Методика выполнения последовательности натюрморта в технике гризайль.

Первый этап. Выполнения рисунка. После того как найдена композиция, выполняют рисунок, в котором надо очень точно передать все детали. Рисунок выполняют тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести на второй лист через оконное стекло.

Второй этап. Первая прокладка. Начиная писать, не увлекайтесь деталями, постарайтесь прописать всю поверхность листа. Не забывайте, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе.

Третий этап. По просохшему слою краски приемом лессировки (наложением краски поверх просохшего слоя) наносят более темный тон для проработки основных масс.

Четвертый этап. Завершение работы. Законченная работа, выполненная акварельной техникой, выглядит свежо и живо, краски прозрачным даже в самых темных местах. Основная забота на этом этапе – выделить главное и добиться цельности композиции.

Последовательность выполнения натюрморта в технике гризайль.

1. Выявление объема предметов средствами светотени. Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона. Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое место в натуре. Наметим свет в каждом из предметов и передний край стола.

2. Далее надо определить самое темное место в натуре.

3. Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т. е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т. е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т. е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.

4. Детальная прорисовка формы предметов. Надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за деталями формы. Работая над одной деталью, нельзя забывать сравнивать ее с находящейся рядом.

При проработке форм предметов должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина с туловом; переплетения в корзине), чем отличается блик на кувшине от блика на луке и чесноке, а последний от блика на кабачке.

5. Синтез — подведение итогов работы над рисунком. Заканчивая рисунок, надо внимательнее проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали, и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями. Нужно не забывать о первом плане, линии всегда четкие яркие, по сравнению со вторым планом.

Практическое рисование

1. Компоновка листа. Выбор графических средств и приемов. Условная проработка фона. Выявление плановости тела.

2. Выберите положение формата листа по вертикали или горизонтали согласно будущей композиции. Легкой линией, соблюдая пропорции, нарисуйте силуэт массы геометрических тел на листе. Если композиция листа отвечает выше перечисленным требованиям, то вы можете приступать непосредственно к рисунку.

3. Эскизный поиск принципиальных решений.

4. Линейный рисунок с легкой проработкой собственных и падающих теней.

Задание для анализа

  1. Изучение аналогов рисунков.

Наши рекомендации